Спасательное устройство

 

Использование: в спасательной технике при пожарах. Сущность изобретения: устройство содержит обойму со щечкамм 8 и 9 и тормозным цилиндрическим элементом 6 для охвата бесконечной веревкой 13. Элемент 7 выполнен в виде пластины и служит для разделения ветвей веревки и подвеса обоймы к опоре. Для этого в нем выполнены отверстия 10 и 11 для размещения карабинов подвесок. Выполненный в этой пластине клиновидный паз 12 служит для фиксации веревки. Веревка выполнена из термостойкого материала в защитной оплетке с диаметром сплетения концов не более 1,5 диаметра веревки. Цилиндрический тормозной элемент равен 8-12 диаметрам веревки. Расстояние между щечками обоймы и пластиной 7 подвеса составляет не менее диаметра сплетения концов веревки. В устройство входят также спасательные обвязки и захваты веревки. 8 ил.

Изобретение касается устройств для аварийного спасания людей путем их эвакуации с высоких этажей зданий и сооружений, например при пожарах, и может быть использовано в тех случаях, когда к месту аварии не могут быть поданы раздвижные лестницы и аналогичные им устройства.

Известны спасательные устройства, содержащие гибкий элемент /веревку, канат, трос/ и тормоз; эти устройства применимы или для спуска по неподвижной веревке посредством закрепленного на обвязке спасаемого тормоза, или путем травления веревки с висящим на ней спасаемым через закрепленный неподвижно тормоз /1/.

Устройства этих типов являются в основном индивидуальными и предназначены для спуска одного или двух человек, например спасаемого и сопровождающего. Для организации очередного спуска необходима подготовка /выборка веревки/. Работа в непрерывном режиме невозможна.

Известно также спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений, содержащее размещенный на верхнем уровне подвес с обоймой, в которой закреплен по меньшей мере один цилиндрический тормозной элемент /в данном случае два/, огибаемые замкнутую петлю веревкой, длина которой не меньше удвоенной высоты уровня подвеса, а также не менее двух связанных с обвязками спасаемых захватов, взаимодействующих с веревкой, см. /2/.

Это устройство обеспечивает возможность работы в непрерывном режиме, но осуществим только последовательный спуск, а именно спуск только одного человека одновременно; начало спуска очередного спасаемого возможно только после завершений спуска предыдущего, причем направление движения веревки меняется на обратное. По этой причине режим непрерывного спуска, при котором к веревке последовательно присоединяется неограниченное /определяемое только прочностью веревки/ количество спасаемых, для прототипа невозможен, в силу наличия узла, который не может пройти через тормозное устройство прототипа.

Известное устройство, которое может быть принято за прототип, относительно громоздко /в комплект входит двухметровая перекладина/, для его обслуживания необходимы три человека. Указанные недостатки ограничивают функциональные возможности устройства.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем одновременного спуска нескольких человек и упрощения обслуживания устройства.

С указанной целью подвес выполнен в виде жестко связанной с цилиндрическим элементом разделительной пластины с разнесенными элементами крепления, например отверстиями, и клиновым пазом для взаимодействия с одной из ветвей веревки, обойма выполнена в виде закрепленных на торцах цилиндрического элемента концевых пластин-ограничителей, веревка выполнена методом сквозного /репсового плетения/ ее концы сплетены в замкнутое кольцо и веревка огибает цилиндрический элемент по меньшей мере на 1,5 оборота, при этом расстояния между разделительной и концевыми пластинами не меньше диаметра сплетения.

Изготовление веревки сквозным плетением позволяет иметь диаметр сплетения в пределах 1,2 1,3 от исходного, в то время как узел известной веревки не менее 2х диаметров.

Диаметр цилиндрического тормозного элемента составляет 8-12 диаметров веревки. На веревке могут быть выполнены расположенные с равными интервалами бобышки, диаметр которых не более 1,5 диаметра веревки, а связанные с обвязками спасаемых захваты, взаимодействующие с бобышками, выполнены в виде крючков с клиновым пазом.

Устройство, включающее подвес и цилиндрический тормозной элемент, может быть снабжено регулятором угла охвата цилиндрического тормозного элемента веревкой.

Компоновка и работа устройства поясняются чертежами.

На фиг. 1 показан общий вид системы в навешенном состоянии. На фиг. 2 показан общий вид тормозного устройства, вид спереди, частично в разрезе. На фиг. 3 показан общий вид тормозного устройства, вид сбоку. На фиг.4 показан общий вид тормозного устройства с заряженной веревкой в свободном и зафиксированном состоянии. На фиг. 5 показан спасаемый в спусковой беседке с пристегнутым карабином и зажимом, присоединенным к веревке. На фиг.6 показано присоединение спусковой беседки к веревке посредством петли со схватывающим альпинистским узлом. На фиг. 7 показано присоединение спусковой беседки к веревке посредством бобышки /утолщения/ и крючка зацепа с клиновидным пазом. На фиг. 8 показана принципиальная схема регулировки угла охвата цилиндрического тормозного элемента рабочей веревкой.

Спасательное устройство по фиг.1 5 содержит закрепленный на верхнем уровне тормозной блок 1, взаимодействующий с веревкой 2, образующей замкнутую петлю, а также комплект захватов /зажимов/ 3, взаимодействующих с веревкой и присоединяемых к обвязкам или подвесным системам 4 посредством альпинистских карабинов 5. Тормозной блок содержит цилиндрическую поверхность 6, разделительную пластину 7 и боковые ограничительные пластины-щечки 8 и 9. Диаметр цилиндрической поверхности 6 составляет 8 12 диаметров веревки. Разделительная пластина 7 содержит крепежные отверстия 10 и 11 для подвески на нужном уровне здания с использованием, например, вспомогательной веревки и клиновой паз 12 для возможности закладки в него ненагруженной ветви веревки 13 для ее фиксации. Боковые ограничительные пластины-щечки 8 и 9 наряду с функцией ограничения положения витков веревки 14, 15, 16 обеспечивают также отвод тепла, образующегося от трения веревки о цилиндрическую поверхность тормозного устройства. Конструкция выполнена сборной и соединяется резьбовыми стяжками 17. Размер "А" фиг. 3 со стороны сбегающей ветви веревки, между пластинами 7 и 8 и размер "В" между пластинами 7 и 9 должны быть большими, чем диаметр сплетения и могут быть равны между собой.

Используемая для спасательного устройства веревка 2, с прочностью не менее 3000 кгс выполнена сквозным /репсовым/ плетением, позволяющим производить надежное сращение концов с весьма малыми наружными габаритами /1,2-1,3 диаметра веревки/ и имеет оплетку по всей длине замкнутой петли, что позволяет вести контроль за состоянием веревки в процессе эксплуатации. Петля каната может быть выполнена любой заданной длины, соответствующей этажности здания. Как одна из модификации исполнение, веревка может быть выполнена, фиг 7, с закрепленными на ней через равные расстояния бобышками 18, взаимодействующими с захватами 19 и предназначенными для прикрепления к веревке спускаемых людей при непрерывном режиме спуска. Для этой цели захват 19 снабжен клиновидным пазом, максимальный диаметр которого соответствует диаметру веревки. Для присоединения к веревке используются альпинистские зажимы 3 типа "петля""жумар", "конг-бонаити", см. фиг. 1 и 5. Может быть для этой же цели, как одна из модификаций, петля со схватывающим альпинистским узлом "пруссик" фиг.6. Для подвески человека может быть использован спасательный треугольник 4, фиг.5, а также обвязка, сетка или пояс пожарного.

Устройство может быть снабжено по меньшей мере одним регулятором угла охвата фиг. 8 веревкой цилиндрической поверхности 6 тормозного блока 1, выполненного в виде ролика, перемещающегося эквидистантно цилиндрической поверхности за счет рычага 21. Фиксация положения ролика 20 может быть осуществлена за счет накидного фиксатора 22.

Устройство работает следующим образом: Хранение и переноска производятся комплектно, с заряженной в тормозной блок веревкой и присоединенными к ней карабинами и спасательными треугольниками /или обвязками/. При чрезвычайной ситуации, например пожаре, закрепление тормозного блока 1, фиг.1, может производиться а/ на заранее подготовленных и предусмотренных проектом здания точках фиксации, б/ на веревках, закрепляемых на более высоком уровне здания, например на верхнем этаже или крыше.

Управление спуском производится одним человеком, который, зафиксировав набегающую ветвь веревки 13 в клиновом пазу 12, присоединяет спускаемого с надетой на него системой подвески /например спасательным треугольником/ посредством карабина 5 и зажима 3 к сбегающему концу витка 14, далее, сняв веревку с фиксации и выдавая ветвь 13 на протравливание, спускает первого на 3-4 метра, после чего таким же образом присоединяет следующих по мере их готовности к спуску. Место сращения концов веревки, а также равномерно расположенные по длине веревки бобышки 18 свободно проходят по цилиндрической поверхности 6 между элементами 7 и 8,9. Указанное выше соотношение диаметров цилиндрической поверхности 6 и веревки 2, с учетом повышенной жесткости участка сращения концов, обеспечивает беспрепятственный проход участка сращения при незначительном увеличении значении усилий торможения.

Количество одновременно спускаемых людей определяется прочностью рабочей веревки; так при прочности 3000кгс, что достигается использованием для ее изготовления арамидных волокон, весе спускаемого, например 90 кг и коэф. запаса 8, можно осуществлять одновременно спуск 4 человек. 2

Формула изобретения

Спасательное устройство для эвакуации людей с верхних уровней зданий и сооружений, содержащее обойму с элементом для ее подвеса, по меньшей мере один цилиндрический тормозной элемент для охвата бесконечной веревкой, длина которой не менее удвоенной высоты подвеса, размещенный между щечками обоймы несущий элемент для разделения ветвей веревки и по меньшей мере два захвата веревки со средствами для соединения с обвязкой спасаемых, отличающееся тем, что веревка выполнена с защитной оплеткой, сквозным плетением и диаметром сплетения концов не более 1,5 диаметра веревки, элемент для подвеса обоймы и элемент для разделения ветвей веревки выполнены за одно целое в виде пластины с разнесенными отверстиями для карабинов подвески и клиновидным пазом для фиксации веревки, при этом диаметр цилиндрического тормозного элемента равен 8-12 диаметрам веревки, расстояние между щечками обоймы и пластиной подвеса составляет не менее диаметра сплетения концов веревки, а охват последней цилиндрического элемента составляет не менее 1,5 оборота.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оснащению бойцов пожарной охраны, спасательных и специальных служб и предназначено для быстрого управляемого спуска на более низкий уровень здания или сооружения

Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей и ценностей при возникновении пожарной опасности, когда доступ снизу отрезан огнем, а специальные средства (раздвижные лестницы и коленчатые подъемники) не могут быть использованы из-за ограниченности своих возможностей

Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей и ценностей, когда возникла аварийная ситуация и спуск обычными путями (лифт, лестницы) невозможен, например, при возникновении пожара на средних или нижних этажах, когда верхние этажи оказались отрезанными огнем

Изобретение относится к спасательной технике и может быть использовано для спасения людей при пожаре с крыши здания

Изобретение относится к спасательной технике и может быть использовано для спасения людей при пожаре с крыши здания

Изобретение относится к средствам амортизации и может быть использовано при проектировании несущих конструкций радиоэлектронной аппаратуры и вычислительной техники, подвергающихся воздействию динамических нагрузок, а также в качестве элементов упаковки, средств спасения, бамперов и сидений транспортных средств, элементов обуви и защитного снаряжения спортсменов

Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей и позволяет повысить долговечность, безопасность в эксплуатации и повысить удобство в эксплуатации за счет наличия огнезащитного экрана, установленных на транспортном средстве спасательной люльки, гибкого спасательного рукава с приводом вертикального перемещения и средства его раздвижения

Изобретение относится к индивидуальным средствам безопасности при ведении работ на высоте

Изобретение относится к устройствам для эвакуации людей и ценностей

Изобретение относится к снаряжению альпинистов и монтажников, предназначенному для осуществления передвижения по веревке, перемещения подвешенных на веревках грузов, натяжения веревок или канатов, и может быть использовано в альпинизме, скалолазании, при производстве верхолазных, спасательных и строительно-монтажных работ

Изобретение относится к спасательной технике и служит для спасения людей, прыгающих с верхних этажей зданий

Изобретение относится к спасательной технике и служит для спасения людей, прыгающих с верхних этажей зданий

Изобретение относится к спасательным средствам, а именно к портативным спасательным средствам, применяемым при экстренной эвакуации людей и груза из высотных объектов, горных склонов, а также может быть применено для спуска десантников с вертолетов и других случаях

Изобретение относится к области спасения людей при пожарах из аварийных зданий и в случаях, когда высота покидаемого объекта оказывается очень большой

Изобретение относится к спасательным устройствам, применяемым для приема прыгающих или падающих с высоты людей при чрезвычайных ситуациях в зданиях и сооружениях, преимущественно для аварийной эвакуации людей из верхних этажей горящих зданий
Наверх