Способ работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания и двухтактный двигатель внутреннего сгорания для осуществления способа

 

Использование: в двигателестроении, в способах работы двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: при движении поршня в нижнюю мертвую точку осуществляют продувку рабочего объема, для этого сначала подают в рабочий объем воздух, а затем подают одновременно воздух в приосевую область рабочего объема и топливо-воздушную смесь по периферии объема из одного и того же пояса сечения рабочего объема. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр, в котором размещены два противоположно движущихся поршня, соединенные механизмом преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала, цилиндр имеет торцевые стенки, а поршни - двусторонние днища, горячие днища образуют между собой рабочий объем, а холодные днища образуют с торцевыми стенками полости, одна из которых сообщена каналом с продувочными воздушными окнами и через впускное окно с атмосферой, а другая полость сообщена каналом с продувочными окнами подачи топливо-воздушной смеси и через впускное окно с карбюратором. Изобретение обеспечивает повышение КПД, экономию топлива, надежность, а также упрощение конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а конкретно, к способам работы и устройствам двухтактных двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания (см. патент 46404, публ. 09.12.29, Болгария), в котором через впускное отверстие в рабочем цилиндре к двухтактному двигателю внутреннего сгорания подводится не только смесь воздуха и горючего, а также частичные потоки чистого воздуха, который осуществляет продувку рабочего объема двигателя.

Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания /1/, содержащий рабочий цилиндр, имеющий выпускные и продувочные окна, с размещенными в нем двумя противоположно движущимися поршнями, в котором осуществляется прямоточная, наиболее рациональная продувка. Двигатель имеет два коленчатых вала, связанных какой-либо, например шестеренчатой передачей. Двигатели этого типа имеют большие размеры, низкий механический КПД в связи с наличием нормальных сил, действующих на поршень, и не отличаются высокими эксплуатационными качествами.

Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания и способ работы, реализованный в нем, ближайший по технической сущности к заявляемому и принятый за прототип /2/. Способ работы двухтактного двигателя включает подачу топливо-воздушной смеси в рабочий объем цилиндра, сжатие рабочей смеси, воспламенение ее, выпуск продуктов сгорания и продувку рабочего объема потоком воздуха, причем выпуск продуктов сгорания и продувка рабочего объема осуществляется в разных поясах сечения рабочего объема. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания содержит рабочий цилиндр, имеющий выпускные и продувочные окна, с размещенными в нем двумя противоположно движущимися поршнями, в котором осуществляется прямоточная продувка. Для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала каждый поршень шарнирно соединен с качающимся балансиром, имеющим шарнирное соединение с опорой в картере. В средней части балансиры соединены шатунами с коленчатым валом. Такая конструкция механизма преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение вала позволяет изменять степень сжатия в цилиндре за счет изменения расстояния между неподвижными опорами балансиров. Кроме того, в механизме отсутствуют нормальные силы, действующие на поршни, при этом предотвращаются вибрации цилиндра и снижаются механические потери от трения в паре поршень-цилиндр.

Недостатком прототипа является то, что для осуществления процесса продувки и наполнения цилиндра необходим дополнительный компрессор, что усложняет конструкцию. Такая конструкция используется преимущественно в двигателях с дизельным рабочим процессом.

При использовании данного двигателя в качестве карбюраторного у него недостаточно высокий КПД и низкая топливная эффективность.

Задачей, которую решает данное изобретение, является повышение КПД двигателя, повышение топливной экономичности, надежности, а также упрощение конструкции двигателя.

Поставленная задача решается тем, что в способе работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания, содержащего цилиндр с двумя противоположно движущимися поршнями, включающем подачу топливо-воздушной смеси в рабочий объем цилиндра, сжатие рабочей смеси при движении поршней в верхнюю мертвую точку, воспламенение ее, выпуск продуктов сгорания и продувку рабочего объема потоком воздуха в разных поясах рабочего объема при движении поршней в нижнюю мертвую точку, топливо-воздушную смесь подают в том же поясе сечения рабочего объема, что и воздух, при этом сначала подают часть воздуха, а затем одновременно подают воздух в приосевую зону рабочего объема и топливо-воздушную смесь по его периферии. Топливо-воздушную смесь и воздух подают в рабочий объем из соответствующих объемов за поршнями путем вытеснения рабочего тела за счет давления поршней при движении их в нижнюю мертвую точку, а при движении поршней в верхнюю мертвую точку заполняют объемы за поршнями соответственно топливо-воздушной смесью и воздухом.

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания для осуществления способа содержит рабочий цилиндр с двумя противоположно движущимися поршнями, рабочий объем цилиндра снабжен выпускными продувочными воздушными окнами, расположенными в разных поясах сечения цилиндра. Механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала включает, например качающиеся балансиры, шарнирно соединенные с каждым поршнем и с опорой в картере и соединенные посредством шатунов с коленчатым валом. Новым является то, что цилиндр имеет торцевые стенки, поршни двигателя выполнены с двусторонним днищем, торцевые стенки цилиндра и холодные днища поршней образуют полости, цилиндр снабжен продувочными окнами подачи топливо-воздушной смеси, расположенными в одном поясе сечения с продувочными воздушными окнами, верхняя кромка которых расположена выше верхней кромки продувочных окон топливо-воздушной смеси, полость между торцевой стенкой цилиндра и холодным днищем одного поршня сообщена каналом с продувочными окнами топливо-воздушной смеси и через впускное окно с карбюратором, полость между торцевой стенкой цилиндра и холодным днищем другого поршня сообщена каналом с продувочными воздушными окнами и через соответствующее впускное окно с атмосферой, оси продувочных воздушных окон выполнены радиально и под углом к оси цилиндра, а оси продувочных окон подачи топливо-воздушной смеси выполнены тангенциально к внутренней поверхности цилиндра. Полости между торцевыми стенками цилиндра и холодными днищами поршней выполнены с возможностью изменения их объема за счет изменения диаметра поршня и диаметра полости или за счет изменения размера полости по длине. Кроме того, размер выпускных и продувочных окон вдоль оси цилиндра не превышает 0,15 рабочего хода одного поршня.

На фиг.1 представлена схема двухтактного двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 представлен продольный А-А и поперечный Б-Б разрезы пояса сечения рабочего цилиндра с продувочными окнами топливо-воздушной смеси и продувочными воздушными окнами.

Способ работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания осуществляется следующим образом. При движении поршней в нижнюю мертвую точку сначала продувают воздухом рабочий объем, а затем послойно подают воздух по оси рабочего объема и топливо-воздушную смесь по его периферии из одного пояса сечения рабочего объема. При движении поршней в верхнюю мертвую точку происходит сжатие рабочей смеси и сжигание ее.

Подача сначала части воздуха в рабочий объем способствует быстрой очистке рабочего объема от продуктов сгорания и одновременно за счет создания воздушной завесы предотвращается выброс при продувке рабочего объема топливо-воздушной смеси, что повышает экономичность работы двигателя. Послойное распределение воздуха в приосевой части рабочего объема и топливо-воздушной смеси по его периферии приводит к тому, что зажигание богатой топливо-воздушной смеси осуществляется по периферии рабочего объема, после чего происходит быстрое перемешивание воздуха и топливо-воздушной смеси и сгорание происходит при стехиометрическом составе смеси, что приводит к повышению полноты сгорания в рабочем объеме двигателя и, следовательно, к повышению его коэффициента полезного действия. Кроме того, подача топливо-воздушной смеси и воздуха в рабочий объем за счет вытеснения их из полостей за поршнями при движении поршней в нижнюю мертвую точку упрощает конструкцию двигателя, при этом снижаются энергетические затраты, так как нет необходимости использовать дополнительный компрессор для продувки рабочего объема, что также приводит к повышению коэффициента полезного действия двигателя, а также повышается надежность его работы.

Способ работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания реализуется следующей конструкцией двигателя. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания содержит рабочий цилиндр 1 (фиг.1) с выпускными 2 и продувочными воздушными окнами 3, расположенными в разных поясах сечения цилиндра 1. В цилиндре 1 размещены два противоположно движущихся поршня 4 и 5, образующие между собой рабочий объем 6. Для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение каждый из поршней 4 и 5 шарнирно соединен с качающимися балансирами 7, имеющими шарнирное соединение с опорой 8 в картере. В средней части балансиры 7 соединены шатунами 9 с коленчатым валом 10. Цилиндр 1 имеет торцевые стенки 11, 12. Поршни 4 и 5 цилиндра 1 выполнены с двусторонними днищами горячие днища 13, 14 со стороны рабочего объема 6 и холодные днища 15, 16, образующие с торцевыми стенками 11 и 12 цилиндра 1 полости 17 и 18. Цилиндр 1 дополнительно снабжен продувочными окнами подачи топливо-воздушной смеси 29, расположенными в одном поясе сечения рабочего объема 6 с продувочными воздушными окнами 3. Верхняя кромка продувочных воздушных окон 3 выполнена выше верхней кромки продувочных окон подачи топливо-воздушной смеси 19 в направлении к центру рабочего объема 6. Полость 18 между торцевой стенкой 12 цилиндра 1 и холодным днищем 16 поршня 5 сообщена каналом 20 с продувочными окнами подачи топливо-воздушной смеси 19 и через впускное окно 21 с карбюратором 22. Полость 17 между торцевой стенкой 11 цилиндра 1 и холодным днищем 15 поршня 4 сообщена каналом 23 с продувочными воздушными окнами 3 и через впускное окно 24 с дроссельной заслонкой 25 с атмосферой. Выпускные окна 2 сообщены с выпускным патрубком 27. В средней части рабочего объема 6 цилиндра 1 расположена свеча зажигания 28. Оси продувочных воздушных окон 3 (фиг.2) выполнены радиально и под углом к оси цилиндра 1, а продувочные окна топливо-воздушной смеси 19 выполнены тангенциально к внутренней поверхности цилиндра 1. Полости 17 и 18 выполнены с возможностью изменения их объема. Для этого торцевые стенки 11 и 12 цилиндра 1 выполнены съемными, что позволяет за счет установки дополнительных насадков, разных по длине и диаметру, изменять длину и диаметр полостей 17 и 18. Холодные днища 15 и 16 поршней 4 и 5 также выполнены съемными. Таким образом, при изменении диаметров полостей 17 и 18 установкой дополнительных насадков, устанавливают и холодные днища 15, 16 поршней 4, 5 соответствующего диаметра. Поршни 4 и 5 получаются ступенчатыми. Изменение объема полостей 17 и 18 позволяет повысить экономичность при работе на переменных режимах.

Кроме того, выпускные окна 2 и продувочные воздушные окна 3 выполнены таким образом, что их размер вдоль оси цилиндра 1 не превышает 0,15 рабочего хода одного поршня.

Работает двухтактный двигатель внутреннего сгорания следующим образом. После сгорания топливо-воздушной смеси в рабочем объеме 6 цилиндра 1 при движении поршней 4 и 5 от верхней мертвой точки в нижнюю в полостях 17 и 18 происходит сжатие рабочего тела. В полости 17 воздуха, в полости 18 - топливо-воздушной смеси. Кромки поршня 5 открывают выпускные окна 2, по которым выходит отработавший газ через выпускной патрубок 27. После начала выпуска отработавших газов через окна 2 в рабочем объеме 6 цилиндра 1 кромкой поршня 4 открываются продувочные воздушные окна 3 и рабочее тело воздух из полости 17 по каналу 23 поступает в рабочий объем 6, вытесняя из него отработавшие газы. При дальнейшем движении поршня 4 открываются продувочные окна 19 и рабочее тело топливо-воздушная смесь поступает из полости 18 по каналу 20 в рабочий объем 6. Таким образом, сначала в рабочий объем подается часть воздуха, так как верхние кромки продувочных воздушных окон 3 расположены выше верхних кромок продувочных окон 19. Нижние кромки окон 3 и 19 расположены в одной плоскости сечения цилиндра 1, поэтому подача воздуха и топливо-воздушной смеси заканчивается одновременно. Таким образом, поступивший из окон 3 сжатый воздух в начальный момент отделяет топливо-воздушную смесь от отработавших газов и препятствует потере топливо-воздушной смеси на прямой выброс в выпускной патрубок 27, что повышает экономичность двигателя. Воздух, поступивший через окна 3, оси которых выполнены радиально и под углом к оси цилиндра, распределяется в рабочем объеме вдоль его оси, а топливо-воздушная смесь, поступившая через окна 19, оси которых выполнены тангенциально к внутренней поверхности цилиндра 1, распределяется по периферии рабочего объема 6. Таким образом, первой к свечам зажигания 23 подходит топливо-воздушная смесь. Далее при движении поршней 4 и 5 от нижней мертвой точки в верхнюю продувочные окна 3 и 19 и выпускные окна 2 закрываются и в рабочем объеме 6 цилиндра 1 происходит сжатие рабочего тела. Сначала воспламеняется топливо-воздушная смесь по периферии рабочего объема 6. За счет высокой турбулентности происходит быстрое перемешивание топливо-воздушной смеси и воздуха в центре рабочего объема 6, и процесс идет с высокой полнотой сгорания, что приводит к повышению коэффициента полезного действия двигателя.

Одновременно при движении поршней 4 и 5 в верхнюю мертвую точку создается разрежение в полостях 17 и 18. В полость 18 при открывании впускного окна 21 всасывается топливо-воздушная смесь через впускной патрубок из карбюратора 22. В полость 17 при открывании впускного окна 24 через впускной патрубок с дроссельной заслонкой 25 всасывается воздух из атмосферы. На впуске рабочего тела воздуха и топливо-воздушной смеси соответственно в полости 17 и 18 может быть использовано устройство с автоматическими пластинчатыми клапанами. Кроме того, при расположении выпускных 2 и продувочных окон 3 и 19 в разных поясах сечения цилиндра 1 их размер вдоль оси цилиндра не превышает 0,15 рабочего хода одного поршня, при этом увеличивается длительность рабочего хода, что приводит к повышению экономичности процесса, а также к повышению КПД двигателя.

Таким образом, предлагаемый способ работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания и устройство для осуществления способа позволяют повысить топливную экономичность двигателя за счет организации процесса горения в рабочем объеме с высокой полнотой сгорания топливо-воздушной смеси и предотвращения потерь топливо-воздушной смеси при продувке рабочего объема, что приводит к повышению коэффициента полезного действия двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, упрощается конструкция двигателя и повышается надежность его работы.

Формула изобретения

1. Способ работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания, содержащего цилиндр с двумя противоположно движущимися поршнями, включающий подачу топливовоздушной смеси в рабочий объем цилиндра, сжатие рабочей смеси при движении поршней в верхнюю мертвую точку, воспламенение ее, выпуск продуктов сгорания и продувку рабочего объема воздухом, осуществляемые в разных поясах сечения рабочего объема при движении поршней в нижнюю мертвую точку, отличающийся тем, что топливовоздушную смесь в рабочий объем подают в том же поясе сечения рабочего объема, что и воздух на продувку, при этом сначала подают часть продувочного воздуха, а затем одновременно подают воздух в приосевую зону рабочего объема и топливовоздушную смесь по его периферии.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что топливовоздушную смесь и воздух подают в рабочий объем из соответствующих объемов за поршнями путем вытеснения за счет давления поршней при движении их в нижнюю мертвую точку, а при движении поршней в верхнюю мертвую точку заполняют объем за поршнями соответственно топливо-воздушной смесью и воздухом.

3. Двухтактный двигатель внутреннего сгорания, содержащий рабочий цилиндр с двумя противоположно движущимися поршнями, рабочий объем цилиндра, снабженный выпускными и продувочными воздушными окнами, расположенными в разных поясах сечения цилиндра, и механизм преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала, включающий, например, качающиеся балансиры, шарнирно соединенные с каждым поршнем и с опорой в картере и соединенные посредством шатунов с коленчатым валом, отличающийся тем, что цилиндр имеет торцевые стенки, поршни двигателя выполнены с двусторонним днищем, торцевые стенки цилиндра и холодные днища поршней образуют полости, цилиндр снабжен продувочными окнами подачи топливо-воздушной смеси, расположенными в одном поясе сечения с продувочными воздушными окнами, верхняя кромка которых выполнена выше верхней кромки продувочных окон подачи топливовоздушной смеси, полость между торцевой стенкой цилиндра и холодным днищем одного поршня сообщена каналом с продувочными окнами подачи топливовоздушной смеси и через впускное окно с карбюратором, полость между торцевой стенкой цилиндра и холодным днищем другого поршня сообщена каналом с продувочными воздушными окнами и через соответствующее впускное окно с атмосферой, кроме того, оси продувочных воздушных окон выполнены радиально и под углом к оси цилиндра, а оси продувочных окон подачи топливовоздушной смеси выполнены тангенциально к внутренней поверхности цилиндра.

4. Двигатель по п.3, отличающийся тем, что полости между торцевыми стенками и холодными днищами поршней выполнены с возможностью изменения их объема за счет изменения диаметра поршня или диаметра полости или за счет изменения размера полости по длине.

5. Двигатель по пп. 3 и 4, отличающийся тем, что размер выпускных и продувочных окон вдоль оси цилиндра не превышает 0,15 рабочего хода одного поршня.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к транспортным двигателям

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройству камер сгорания дизелей с противоположно движущимися поршнями

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к дизелям с противоположно движущимися поршнями

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к области двигателестроения, а конкретно, к способам работы двухтактных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к способам работы четырехтактных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет осуществлять как дозарядку, так и наддув двухтактного двигателя без потерь заряда. Сущность изобретения заключается в том, что в конце рабочего хода полость цилиндра освобождают от продуктов сгорания через выпускные окна, открываемые поршнем, с направлением их в атмосферу через выпускной коллектор. Затем свежим зарядом продувают и наполняют полость цилиндра через продувочные окна, открываемые поршнем, перепускают часть свежего заряда, не препятствуя его движению, из полости цилиндра в выпускной коллектор вслед за продуктами сгорания с заполнением свежим зарядом части выпускного коллектора. Затем перекрывают сечение выпускного коллектора золотниковым органом, синхронизированным с движением поршня, преграждая движение продуктам сгорания и повышая таким образом давление в выпускном коллекторе перед золотниковым органом по ходу движения газов из полости цилиндра, после чего повышенным давлением газов перед золотниковым устройством вытесняют свежий заряд, поступивший в выпускной коллектор, обратно в направлении цилиндра. Нагнетают таким образом свежий заряд из перекрытого золотниковым устройством выпускного коллектора в полость цилиндра через открытые выпускные окна за счет энергии продуктов сгорания, после чего закрывают продувочные и выпускные окна поршнем в начале такта сжатия. Причем в период перед закрытием поршнем продувочных окон временно, по крайней мере, до момента закрытия поршнем продувочных окон, повышают давление в районе продувочных окон снаружи цилиндра, ограничивая таким образом выпуск свежего заряда из полости цилиндра. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности и снижение токсичности продуктов сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что после свободного выпуска продуктов сгорания через выпускные окна, открываемые первым поршнем, движущимся синхронно со вторым поршнем, или открываемые обоими поршнями, продувают и наполняют полость цилиндра свежим зарядом, поданным из кривошипной камеры, через продувочные окна. После наполнения полости цилиндра перепускают часть свежего заряда, не препятствуя его движению, в выпускной коллектор вслед за продуктами сгорания. Затем перекрывают сечение выпускного коллектора золотниковым органом, синхронизированным с движением поршней, преграждая движение продуктам сгорания. Повышенным давлением вытесняют свежий заряд из выпускного коллектора обратно в направлении цилиндра и нагнетают свежий заряд в полость цилиндра через еще открытые выпускные окна за счет энергии продуктов сгорания. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к двухтактному картерному двигателю внутреннего сгорания с продувкой, в котором в верхнюю часть передаточных каналов добавляется свежий воздух для использования его в качестве буфера по отношению к смеси воздух/топливо, находящейся ниже
Наверх