Отличительная маркировка транспортного средства и способ ее выполнения

 

Использование: в транспортных средствах, а именно в устройствах для предотвращения несанкционированного использования транспортных средств путем обеспечения их кодированного маркирования. Сущность изобретения: идентификационный код состоит из набора 8 - 14 знаков, выполненных во внутреннем слое остекления путем изменения структуры материала слоя и расположенных в плоскости остекления, при этом идентификационный код расположен внутри остекления горизонтально или вертикально или под углом к соответствующему участку уплотнителя остекления, а до и после идентификационного кода выполнен изобразительный знак. Способ изготовления отличительной маркировки транспортного средства заключается в локальном облучении части остекления транспортного средства когерентным излучением и формировании изображения идентификационного кода внутри облучаемого материала, при этом перед облучением предварительно определяют для материала внутреннего слоя остекления транспортного средства энергию когерентного излучения, необходимую для нарушения структуры материала слоя, определяют фокальную плоскость нанесения изображения идентификационного кода, фокусируют пучок излучения на фокальную плоскость внутреннего слоя остекления, концентрируя в фокальной точке энергию излучения, облучают материал внутреннего слоя в этой точке до изменения его структуры и получения видимого в обычном освещении элемента изображения, затем перемещают в соответствии с программой пучок излучения в другую фокальную точку согласно изображению идентификационного кода и облучают внутренний слой остекления, продолжая этот процесс до получения изображения идентификационного кода. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к отличительной маркировке транспортных средств, предназначенной для идентификации транспортных средств и их частей, а также к технологии выполнения отличительной маркировки на остекление транспортного средства.

Известна противоугонная маркировка транспортного средства, выполненная на шасси или кузове, на двигателе путем нанесения механическим путем цифрового кода (Инструкция по эксплуатации автомобиля ВАЗ, 1991 г. с.4). Маркировка выполняется на металлических поверхностях методом штамповки, а на неметаллических частях, например на стеклах, при помощи краски.

Эта маркировка до некоторой степени может служить в качестве противоугонного средства.

Однако подобная маркировка имеет малую эффективность при угоне и разукомплектовании транспортного средства.

Известно также транспортное средство, содержащее отличительную маркировку его основных деталей и узлов, представляющую собой буквенно-цифровой идентификационный код, нанесенный видимым образом на переднее, заднее и боковые стекла транспортного средства (заявка ФРГ N3922606, B 60 R 25/00, 1991 г.). Такая маркировка может быть выполнена с применением различных технологий ее нанесения, например гравировкой, травлением или пескоструйной обработкой по трафарету.

Это известное техническое решение, принятое в качестве прототипа, характеризуется недостаточной защищенностью выполненной на остекление маркировки, обусловленной наличием возможности механическим путем внести в нее изменения, изменив один или несколько знаков и, как следствие, невысокая степень достоверности установления владельца при несанкционированном использовании транспортного средства и его частей.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является разработка отличительной маркировки транспортного средства, выполняющей функциями противоугонной маркировки и обладающей высокими прочностными свойствами, недоступностью и повышенной степенью защищенности транспортного средства при несанкционированном использовании за счет обеспечения достоверности и быстродействия идентификации при определении принадлежности проверяемого транспортного средства. Используемый для осуществления отличительной маркировки способ ее выполнения обладает высокой технологичностью нанесения сложного маркируемого изображения внутри остекления транспортного средства при относительно невысоких тратах.

Для достижения указанного выше технического результата в отличительной маркировке транспортного средства, содержащей идентификационный код, состоящий из набора буквенных и/или цифровых знаков, выполненных на остеклении транспортного средства, идентификационный код состоит из 8-14 знаков, выполненных внутри остекления путем изменения структуры материала (физико-химических свойств материала) на толщину "t" знаков, меньшую толщины "T" остекления, с расположением знака в поперечной плоскости остекления на расстоянии от боковых его поверхностей, при этом идентификационный код расположен внутри остекления горизонтально или вертикально или под углом к соответствующему участку уплотнителя остекления, а до и после идентификационного кода выполнен изобразительный знак.

Способ выполнения отличительной маркировки транспортного средства заключается в локальном облучении части остекления транспортного средства когерентным излучением и формировании изображения идентификационного кода внутри облучаемого материала, при этом предварительно определяют для материала остекления транспортного средства энергию когерентного излучения, необходимую для нарушения структуры материала (физико-химических свойств материала), определяют фокальную плоскость нанесения изображения идентификационного кода, фокусируют пучок излучения на фокальную плоскость внутри остекления, концентрируя в фокальной точке энергию излучения, облучают материал в этой точке до изменения его структуры и получения видимого в обычном освещении элемента изображения, затем перемещают в соответствии с программой пучок излучения в другую фокальную точку согласно изображению идентификационного кода и облучают остекление, продолжая этот процесс до получения изображения идентификационного кода.

Кроме этого, изобразительный знак может быть выполнен внутри остекления или на его внешней поверхности.

Кроме этого, при выполнении маркировки в многослойном остеклении типа "триплекс" фокусируют пучок излучения на фокальную плоскость посредством электрооптической системы.

Кроме этого, при выполнении маркировки в однородном остеклении фокусируют пучок излучения на фокальную плоскость за счет оптических свойств остекления.

Анализ научно-технической и патентной литературы показал, что выбранный прототип как для устройства, так и для способа позволил выявить отличительные признаки в заявляемых технических решениях и сделать вывод о их соответствии критерию изобретения "новизна". Проведенный анализ известных технических решений на предмет обнаружения признаков, сходных или эквивалентных отличительным признакам заявляемых изобретений, показал, что последние проявляют такие свойства, как наглядность и недоступность, что позволяет увеличить достоверность и быстродействие идентификации при определении принадлежности проверяемого транспортного средства, отсутствующие у известных технических решений, чем обуславливается достижение технического результата и соответствие изобретений критерию "изобретательский уровень".

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязанными между собой причинно-следственной связью с образованием совокупности существенных признаков, необходимых и достаточных для достижения указанного технического результата.

На фиг. 1 изображено расположение идентификационного кода на транспортном средстве.

На фиг. 2 изображена схема устройства для выполнения отличительной маркировки на остеклении из однородного материала (вариант 1).

На фиг. 3 вариант выполнения идентификационного кода на остеклении, состоящем из нескольких слоев, типа "триплекс".

На фиг. 4 изображена схема устройства для выполнения отличительной маркировки на остеклении, состоящем из нескольких слоев, типа "триплекс".

На фиг. 5 изображена схема устройства для выполнения отличительной маркировки на остеклении из однородного материала (вариант 2).

Изобретение поясняется конкретным примером выполнения, который однако не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью признаков технического результата.

Отличительная маркировка транспортного средства согласно изобретению представляет собой набор буквенных и/или цифровых знаков, расположенных в определенной последовательности и составляющих идентификационный код (фиг. 1, 2, 3). Идентификационный код имеет 8 14 знаков, четыре последних из которых могут быть цифры.

Код выполняется внутри остекления 2 транспортного средства, а именно переднего, заднего и боковых стекол, установленных в уплотнителях 3 и закрепленных в корпусе 4 транспортного средства, а также внутри остекления рефлекторов блок-фар 5. Кроме этого, идентификационный код 1 может быть выполнен внутри прозрачного материала из пластмассы, в частности в рефлекторах блок-фонарей. По обе стороны указанного кода 1 (фиг. 2, 3) расположен изобразительный знак 6 в виде точки или звездочки.

Идентификационный код представляет собой набор закодированных знаков, выполненных внутри остекления 2 путем изменения структуры материала (физико-химических свойств материала) на толщину "t" знаков, меньшую толщины "T" остекления, с расположением знака в поперечной плоскости остекления на расстоянии от боковых его поверхностей.

Идентификационный код 1 (фиг. 1) может быть расположен горизонтально или вертикально или под углом к соответствующему участку уплотнителя 3 на расстоянии до 35 мм от нижнего или бокового уплотнителя 3 с правой или левой стороны транспортного средства. Место расположения кода определяется техническим заданием и условиями маркировки. На боковых стеклах 2 и код 1 также простанавливается горизонтально или вертикально или под углом к соответствующему участку уплотнителя 3 переднем или заднем углу на расстоянии до 35 мм от уплотнителя. Увеличение этого расстояния более 35 мм приводит к уменьшению обзорности, что недопустимо по правилам дорожного движения. Оптимальная высота знаков кода 1 находится в пределах от 4 до 100 мм, поскольку меньше величины нижнего предела код трудно считывается, затрудняется его идентификация, а больше величины верхнего предела существенно снижается обзорность водителя транспортного средства, что недопустимо по правилам дорожного движения.

Способ выполнения отличительной маркировки внутри остекления транспортного средства основан на использовании высокоинтенсивного потока световой энергии.

Процесс формирования изображения внутри оптически прозрачного материала, например стекла как синтетического, так и органического происхождения, стекла типа "триплекс", заключается в локальном облучении части остекления транспортного средства когерентным излучением и формировании изображения идентификационного кода внутри облучаемого материала.

Предварительно, перед выполнением маркировки на остеклении транспортного средства определяют для материала остекления энергию когерентного излучения, необходимую для нарушения структуры материала (у транспортных средств переднее и заднее стекла выполнены многослойными, с промежуточным слоем из полимера, а боковые стекла однородные), затем определяют фокальную плоскость нанесения изображения идентификационного кода. В случае, если код наносится на полимерный слой, то фокальная плоскость будет находиться в толще этого слоя, если код наносится на однородное стекло, то фокальной плоскостью будет находиться внутри него. После этого фокусируют пучок излучения на фокальную плоскость остекления, концентрируя в фокальной точке (пятне) энергию излучения, облучают материал в этой точке до изменения его структуры и получения видимого в обычном освещении элемента изображения, затем перемещают в соответствии с программой пучок излучения в другую фокальную точку согласно изображению идентификационного кода и облучают материал остекления. Процесс продолжают до получения изображения идентификационного кода.

На фиг. 4 изображен вариант выполнения устройства для выполнения отличительной маркировки на остеклении, состоящем из нескольких слоев, типа "триплекс".

Устройство содержит установленные на основании лазерный импульсный (или непрерывный) излучатель 7 (фиг. 2, 4, 5) когерентных лучей, экран 8 с расположенным на нем облучаемым изделием, например передним стеклом (в случае выполнения маркировки в заводских условиях). В других случаях маркировка данным устройством наносится на остекление непосредственно на транспортном средстве. Излучатель в одном из вариантов может быть выполнен в виде эксимерного лазера. Между экраном 8 со стеклом 2 и излучателем расположена электрооптическая система в виде модулятора 9, предназначенного для фокусирования импульсного луча на фокальную плоскость остекления. Для задания конкретного изображения маркировки устройство снабжено системой формирования изображения во внутри остекления, выполненной в виде блока 10 перемещения луча и/или стекла, подключенного к компьютеру 11 и связанного с соответствующими элементами устройства, а именно с излучателем 7 или электрооптическим модулятором 9, или с экраном 8 с расположенным на нем остеклением 2 (фиг. 2, 4, 5), или с экраном 8 и модулятором 9 одновременно, с возможностью обеспечения изменения положения облучаемого пятна внутри остекления по программе компьютера 11 и формирования изображения любой конфигурации идентификационного кода.

Лазерный излучатель 7, установленный подвижно относительно основания, формирует импульсный когерентный пучок 12 светового излучения, который посредством электрооптического модулятора 9 фокусируется в фокальной плоскости 13, расположенной внутри остекления 2 (в УФ- диапазоне, в видимой или инфракрасной области). При этом фокальная точка располагается в требуемом месте в толще остекления 2, эту операцию осуществляет блок 10 перемещения по командам компьютера 11. Вследствие высокой концентрации энергии, возникающей в фокальной плоскости 13, происходят окислительно-восстановительные процессы, фазовые переходы, плавление, кристаллизация, перераспределение примесей, а также образование микротрещин, периодических структур и каверн. Таким образом, внутри остекления 2 возникает оптический контраст, после снятия излучения (путем перемещения фокальной точки в другое место согласно конфигурации идентификационного кода) внутри остекления формируется видимый при обычном освещении элемент (микронеоднородность) изображения кода 1.

Перемещением пучка светового излучения (луча лазерного излучателя) по заданной компьютером 11 программе формируют требуемое изображение идентификационного кода 1.

Излучение лазерного излучателя 7 может быть как непрерывным, так и импульсным в зависимости от выполняемого изображения и применяемого при этом способа его нанесения. Спектр подбирается в зависимости от свойств материала.

Например, для нанесения отличительной маркировки на внутренней поверхности полимерного материала (типа "бутвел") остекления типа "триплекс" пучок 12 излучения фокусируется на полимерный слой, вследствие его легкоплавкости легко формируется необходимое изображение.

Возможно выполнение отличительной маркировки и без электрооптического модулятора в случае использования эффекта самофокусировки лазерного лучевого пучка внутри однородного остекления 2 применительно к боковым стеклам транспортного средства. В этом случае при распространении мощного импульсного пучка 12 излучения (фиг. 6) материал остекления по толщине становится оптически неоднородным. В центре пучка, где больше интенсивность, показатель преломления возрастает и первоначально однородная среда остекления становится собирающей линзой, фокус которой находится на некотором расстоянии от поверхности входа пучка в материал стекла 2. Траектории лучей сходятся в одну точку, при этом образуется огромная концентрация энергии, пучок как бы в этой фокальной плоскости "схлопывается" и под воздействием этой энергии в материале происходят структурные изменения, аналогичные указанным выше, носящие необратимый характер.

Применение отличительной маркировки позволяет повысить степень защищенности транспортного средства и его частей, обеспечить достоверность результатов идентификации кодов при определении принадлежности транспортного средства и его частей. Способ осуществления маркировки позволяет производить нанесение знаков идентификационного кода непосредственно внутри остекления и формировать изображение любой конфигурации за счет изменения энергетических свойств и молекулярной структуры материала, что, в свою очередь, позволяет, используя компьютер, подключенный к перемещающему элементу, производить программирование процесса нанесения кода внутри материала с высокой пространственной разрешающей способностью.

Высокая локальность, кратковременность воздействия и малая зона термического влияния позволяют использовать такой метод выполнения отличительной маркировки в любых прозрачных средах и внутри герметичных объемов, обеспечивая тем самым максимальную недоступность извне к идентификационному коду.

Формула изобретения

1. Отличительная маркировка транспортного средства, содержащая идентификационный код, состоящий из набора буквенных и/или цифровых знаков, выполненных на остеклении транспортного средства, отличающаяся тем, что идентификационный код состоит из 8 14 знаков, выполненных внутри остекления путем изменения структуры материала, в частности его физико-химических свойств, на толщину знаков, меньшую толщины остекления, с расположением лицевой и тыльной поверхностей знака на расстоянии от соответствующих боковых поверхностей остекления, при этом идентификационный код расположен внутри остекления горизонтально или вертикально или под углом к соответствующему участку уплотнителя остекления, а до и после идентификационного кода выполнен дополнительный изобразительный знак.

2. Маркировка по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительный изобразительный знак может быть выполнен внутри остекления и/или на его внешней поверхности.

3. Способ выполнения отличительной маркировки транспортного средства, заключающийся в локальном облучении части остекления транспортного средства когерентным излучением и формировании изображения идентификационного кода внутри облучаемого материала, отличающийся тем, что предварительно определяют для материала остекления транспортного средства энергию когерентного излучения, необходимую для нарушения структуры материала, в частности его физико-химических свойств, затем определяют фокальную плоскость нанесения изображения идентификационного кода, фокусируют пучок излучения на фокальную плоскость внутри остекления, концентрируя в фокальной точке энергию излучения, после чего облучают материал в этой точке до изменения его структуры и получения видимого в обычном освещении элемента изображения, затем перемещают в соответствии с программой пучок излучения в другую фокальную точку согласно изображению идентификационного кода и облучают материал остекления, продолжая этот процесс до получения изображения идентификационного кода.

4. Способ по п.3, отличающийся тем, что при выполнении отличительной маркировки в многослойном остеклении типа "триплекс" пучок излучения фокусируют на фокальную плоскость посредством электрооптической системы.

5. Способ по п.3, отличающийся тем, что при выполнении отличительной маркировки в однородном остеклении пучок излучения фокусируют на фокальную плоскость за счет оптических свойств остекления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике, может быть использовано в оптических запоминающих устройствах вычислительных машин и позволяет повысить качество копирования оптических фильтров или носителей информации

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в оптических запоминающих устройствах вычислительных машин

Изобретение относится к технике накопления информации, а именно к прозрачным материалам, предназначенным для

Изобретение относится к измерительной технике к позволяет измерять угловое положение объектов ча летательном аппарате (ЛА) относительно его строительной оси

Изобретение относится к области видеотехники , в частности к цифровой видеотехнике бытового назначения

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системам для обнаружения угнанных транспортных средств, предназначено для оперативного обнаружения угнанных автомобилей

Изобретение относится к системам защиты транспортных средств, например, автомобилей, от угона и кражи и может быть использовано органами внутренних дел для выявления и остановки угнанного транспортного средства

Изобретение относится к технике предупреждения угона транспортных средств и, в частности, к способу предупреждения угона транспортного средства и соответствующей противоугонной системе транспортного средства

Изобретение относится к транспортным противоугонным средствам и может быть использовано для защиты передне- и заднеприводных автомобилей от угона

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам охранной сигнализации, автотранспортного средства, и может быть использовано для подачи сигнала тревоги при нежелательном воздействии на автотранспортное средство

Изобретение относится к механизмам защиты транспортных средств от хищения и может быть использовано, в частности, в качестве противоугонного устройства для автомашин

Изобретение относится к средствам предотвращения угона транспортных средств (ТС), в частности автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим колеса с пневматическими камерными и бескамерными шинами, и предназначено для использования при исключении угона транспортных средств автономно или совместно с другими охранными устройствами
Наверх