Способ сборки тонкостенных панелей самолета
Использование: в самолетостроении, при сборке тонкостенных клепаных и клееклепаных панелей. Сущность изобретения: для сборки обшивки с деталями каркаса в них сверлят отверстия и образуют гнезда под потайные головки заклепок. В процессе клепки осуществляют натяжение обшивки с помощью тандеров. Усилие натяжения контролируют динамометрами. Приведена зависимость для определения оптимальной величины усилия натяжения панели. 1 ил.
Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для сборки тонкостенных клепаных и клееклепаных панелей агрегатов самолетов.
Известен способ сборки тонкостенных панелей самолета, включающий сверление отверстий в обшивке и деталях каркаса, образование гнезд под потайные головки заклепок, сопряжение обшивки с деталями каркаса, приложение к ней усилия натяжения с помощью тандеров и клепку. Традиционные проблемы, которые возникают в процессе сборки и клепки тонкостенных панелей, это неплавность, волнистость, "слабина", "хлопуны", провалы и выпучивание материала вокруг гнезд, радиальные трещины на кромках отверстий, несовпадение осей гнезд сопрягаемых деталей. Особенно значительные сложности возникают, когда панели имеют большие габариты, большое относительное удлинение (отношение длины панели к ее меньшей ширине больше 5), форму, отличающуюся от прямоугольной, кривизну аэродинамического контура панели, линии перелома контура панели. В известном способе предусмотрено обеспечение прилегания обшивки к деталям каркаса, что частично уменьшает появление указанных дефектов, но не исключает их полностью, так как усилие натяжения не рассчитывается в зависимости от геометрических параметров панели и не контролируется, следовательно, не всегда обеспечивается достаточно плотное прилегание обшивки в деталям каркаса в процессе сборки. Задача изобретения состоит в обеспечении плотного прилегания обшивки к деталям каркаса в процессе сборки за счет приложения оптимального усилия натяжения обшивки в зависимости от ее геометрических параметров и его контроля. Поставленная задача решается тем, что в известном способе сборки тонкостенных панелей самолета, включающем сверление отверстий в обшивке и деталях каркасов, образование гнезд под потайные головки заклепок, сопряжение обшивки с деталями каркаса, приложение к ней усилия натяжения с помощью тандеров и клепку, усилие натяжения обшивки контролируют динамометрами, а оптимальную величину усилия натяжения определяют, исходя из следующей зависимости: P = (a2+P1L)1/n, (1) где: P оптимальное усилие натяжения панели, кгс; a меньшая ширина панели, мм; толщина панели, мм; s напряжение растяжения, равное 1 кгс/мм2; P1 дополнительное усилие натяжения, равное 0,01 кгс; L длина панели, мм, n количество динамометров. Обеспечение прилегания обшивки к деталям каркаса с помощью тандеров, контроль усилия натяжения динамометрами, а также расчет оптимального усилия натяжения по формуле, учитывающей геометрические параметры панели, позволяют обеспечить плотное прилегание обшивки к деталям каркаса в процессе сборки, за счет чего полностью исключаются указанные выше дефекты сборки. На чертеже изображена обшивка тонкостенной панели в процессе сборки. Обшивка 1 имеет технологические припуски 2, на которых закреплены прижимные планки 3, соединенные с тандерами 4 и динамометрами 5. Детали каркаса (стрингеры, нервюры, кницы) на чертеже не обозначены. Тандеры 4 и динамометры 5 перед сборкой панели устанавливают соосно осям стрингеров 6. Процесс сборки тонкостенных панелей самолета включает сверление отверстий в обшивке и деталях каркаса, образование гнезд под потайные головки заклепок (например, методом штамповки с подчеканкой) и клепку. В местах установки деталей каркаса на обшивку 1 наносят клей (например, марки ВК-27). В процессе сборки и клепки осуществляют натяжение обшивки 1 с помощью тандеров 4. Усилие натяжения контролируют с помощью динамометров 5. Расчет оптимального усилия натяжения производят по формуле (1). Например, для обшивки, имеющей толщину d 0,5 мм, меньшую ширину a 335 мм, длину L 2445 мм и количество динамометров n 2, получим оптимальное усилие натяжения, равное: P (335 0,25 1 + 0,01 2445) 1/2 0,5 108,2 кгс. Изобретение обеспечивает возможность производства агрегатов самолета с повышенными требованиями к качеству аэродинамического контура.
Формула изобретения
P = (a2+P1L)1/n,
где Р оптимальное усилие натяжения панели, кгс;
а меньшая ширина панели, мм;
_ толщина панели, мм;
_ напряжение растяжения, равное 1 кгс/мм2;
Р1 дополнительное усилие натяжения, равное 0,01 кгс;
L длина панели, мм;
n количество динамометров.
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Головка для групповой клепки развальцовкой // 2086339
Изобретение относится к машиностроению, в частности к клепально-сборочным работам, и может найти применение при механизации и автоматизации сборочных работ
Профилированная обжимка // 2083313
Изобретение относится к области клепки металлических материалов и может быть использовано в самолетостроении и других отраслях, где применяется клепка
Способ импульсной клепки // 2076014
Клепальный пресс // 2074047
Изобретение относится к клепально-сборочному оборудованию и может быть использовано в авиа-, авто-, судостроении при клепке относительно толстых пакетов с герметиком
Способ клепки // 2074046
Способ клепки // 2072274
Изобретение относится к области клепально-сборочных работ и может быть использовано при клепке смешанных пакетов, содержащих детали из волокнистых композиционных материалов
Способ клепки // 2069118
Изобретение относится к области клепально-сборочных работ, в частности, к клепке смешанных пакетов, содержащих деталь из волокнистого композиционного материала
Способ клепки // 2066252
Инструмент для прессовой клепки // 2065795
Изобретение относится к сборочно-клепальным работам, в частности к инструменту для машинной клепки и может быть использовано в устройствах для групповой клепки
Виброзащитная поддержка для клепки // 2103101
Изобретение относится к области клепально-сборочного производства, в частности к виброзащитным поддержкам для клепки
Автоматическая клепальная машина // 2106926
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении деталей методом клепки, в том числе в труднодоступных местах
Узел для выдачи уплотнительной массы // 2106927
Изобретение относится к области клепки и может быть использовано в автоматических клепальных машинах для обеспечения автоматического уплотнения заклепочных соединений
Фреза // 2108191
Изобретение относится к машиностроению, в частности к металлообрабатывающим режущим инструментам, например к фрезам
Изобретение относится к клепке металлических материалов
Способ термической клепки // 2116156
Пневмогидравлический инструмент для клепки // 2118222
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ручному пневмогидравлическому инструменту, предназначенному для постановки односторонних заклепок с отрывным стержнем, и может найти применение в различных отраслях машиностроения, использующих механизмы и устройства с малогабаритными пневмогидравлическими приводами
Сверлильный станок // 2120833
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для автоматического изготовления отверстий под заклепки
Изобретение относится к области клепки, в частности к приводам для подачи жидкости высокого давления в ручной пресс при клепке заклепок, например, внутри агрегатов летательных аппаратов
Клепальная установка // 2136430
Изобретение относится к области сборочно-клепальных работ, в частности к клепальному оборудованию