Антифриз

 

Использование: в системах охлаждения компрессоров в производстве аммиака, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в других охлаждающих системах. Сущность: антифриз содержит в мас. проц.: этиленгликоль 30,0-66,7, бензоат натрия 0,1, трибутилфосфат 0,1, вода - остальное. 1 табл.

Изобретение относится к охлаждающим жидкостям на основе водно-гликолиевых жидкостей, которые используются при пониженных температурах, в частности для охлаждения в производстве аммиака. Возможно применение для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в других охлаждающих системах.

Известны различные водно-этиленгликолевые антифризы, которые в зависимости от температуры замерзания имеют разную концентрацию этиленгликоля в водном растворе и содержат антикоррозионные присадки (1).

Недостатком указанных составов является то, что известные присадки не обеспечивают сохранение исходных свойств антифриза в различных условиях эксплуатации.

Наиболее близким по совокупности признаков является антифриз на основе водно-гликолиевых жидкостей, содержащий бензоат натрия (0,01 5 мас.) и органический фосфат (триэтаноламинофосфат 3-10 мас.) (2)(см. "Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости". Справочное руководство, под редакцией А.М.Сухотина, л. Химия, 1979 г. стр. 290-291 прототип).

Недостатком приведенного состава является то, что при использовании его в качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения аммиачных компрессоров происходит ухудшение эксплуатационных свойств антифриза, которое приводит к потере производительности перекачивающего насоса при подаче его к охлаждающим объектам. Потеря производительности перекачивающего антифриз насоса фиксируется снижением давления на нагнетании насоса. При снижении давления на нагнетании насоса количество и скорость перекачиваемой жидкости уменьшается, эффективность охлаждения ухудшается и реле, контролирующее скорость потока антифриза (для аммиачных компрессоров не менее 1,2 м/сек), отключает компрессор с целью недопущения перегрева.

Кроме указанного недостатка в процессе эксплуатации имеет место повышение коррозионной активности антифриза.

Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств антифриза и снижение его коррозионной активности.

Поставленная задача решается тем, что известный антифриз на основе водно-этиленгликолевого раствора, содержащий бензоат натрия и органический фосфат, в качестве органического фосфата содержит трибутилфосфат при следующем соотношении компонентов (мас.): этиленгликоль 30,0 66,7 бензоат натрия 0,1 трибутилфосфат 0,1 вода остальное.

Трибутилфосфат вводят в исходный раствор антифриза или в момент снижения давления на нагнетании перекачивающего насоса.

Предложенный антифриз обеспечивает бесперебойную длительную работу оборудования, снижается коррозионная активность антифриза.

Указанный эффект достигается за счет того, что в отличие от известных составов в предложенном составе антифриз содержит трибутилфосфат, который наряду с тем, что от применяется как ингибитор коррозии черных металлов в сернистых топливах и маслах для автомобильных двигателей, он еще обладает противоокислительными свойствами (см. А.Альцыбеева, С. Левин. "Ингибиторы коррозии металлов." Л. "Химия", 1968 г. с.192, W1613).

Поскольку этиленгликоль весьма склонен к окислению, указанное свойство трибутилфосфата дает преимущество по сравнению с известными органическими фосфатами, которые применяются в этиленгликолевых антифризах, но противоокислительными свойствами не обладает.

Все это обеспечивает уменьшение накопления в антифризе побочных примесей, ухудшающих эксплуатационные свойства. Кроме того, трибутилфосфат изменяет поверхностное натяжение жидкости, что приводит к эффекту пеногашения и предотвращения образования эмульсий, что также улучшает эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Компоненты смесей соответствуют следующим требованиям: этиленгликоль OH-CH2-CH2-OH, ГОСТ 19710-83 бензоат натрия C6H5COONa, ТУ 6-09-2785-73 трибутилфосфат (C4H9)3P04, ТУ 6-02-733-84 вода дистиллированная.

В отдельную емкость отбирают 66,7% мас. этиленгликоля, в другую емкость 30,2% мас. воды. В третью емкость отбирают 3% мас. воды, нагревают ее до 50-60 C и растворяют в ней 0,1% мас. бензойнокислого натрия. Все три составляющие сливают в общую емкость, куда добавляют 0,1% мас. трибутилфосфата и тщательно перемешивают. Антифриз имеет температуру замерзания -75oC, d204 1,08718. Приготовленный антифриз передают на эксплуатацию в систему охлаждения компрессоров в производстве аммиака из природного газа. Производительность компрессоров 1250 кг/час по жидкому аммиаку. Количество антифриза в системе охлаждения 160 л. Насос для перекачки антифриза центробежного типа (LESI BOB 40/25) производительностью 2 м3/час, число оборотов двигателя 15000 об/мин. Давление на нагнетании насоса контролируют по показаниям манометра.

Скорость коррозии определяют потенциометрически в начале и конце эксплуатации антифриза. Эксплуатационные показатели, характеризующиеся изменением при эксплуатации давления на нагнетании насоса, перекачивающего антифриз, и скорость коррозии в начале и конце эксплуатации приведены в таблице.

Пример 2. Аналогично примеру 1.

Количество этиленгликоля 50% мас.

температура замерзания 36oC,d204 1,0682.

Пример 3. Аналогично примеру 1.

Количество этиленгликоля 30,0% мас.

температура замерзания 14oC, d204 1,0399.

Пример 4. Аналогично примеру 2.

Трибутилфосфат вводят после снижения давления на нагнетании насоса. В частности, после эксплуатации исходного антифриза, не содержащего трибутилфосфат, в течение 1 суток. После чего антифриз сливают из системы в отдельную емкость, добавляют 0,1 мас. трибутилфосфата, тщательно перемешивают и возвращают в систему. Работа насоса восстанавливается и обеспечивается длительная (не менее 3-х месяцев) его эксплуатация.

Пример 5 (контрольный). Аналогично примеру 1.

В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.

Пример 6 (контрольный). Аналогично примеру 2.

В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.

Пример 7 (контрольный). Аналогично примеру 3.

В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.

Результаты испытаний приведены в таблице.

Приведенные в таблице данные показывают, что составы антифриза (примеры 1-3) по сравнению с известными (примеры 5-7) обеспечивают непрерывную работу оборудования не менее 3 месяцев. В примерах 5-7 из-за снижения давления на нагнетании насоса после эксплуатации в течение 1 суток антифриз слит из системы охлаждения и заменен новым.

Пример 4 показывает, что трибутилфосфат можно вводить не только в исходный антифриз, а и после снижения давления (до 0,4 кг/см2). При этом работа насоса восстанавливается и система эксплуатируется не менее трех месяцев. Следует отметить, что требуемое количество трибутилфосфата (0,1% мас.) ниже количества триэтаноламинофасфата по прототипу (30-10%).

Во все примерах с трибутилфосфатом антифриз имеет скорость коррозии ниже как в начале, так и в конце эксплуатации по сравнению с антифризом с триэтаноламинофосфатом.


Формула изобретения

Антифриз на основе водноэтиленгликолевого раствора, содержащий бензоат натрия и органический фосфат, отличающийся тем, что в качестве органического фосфата он содержит трибутилфосфат при следующем соотношении компонентов, мас.

Этиленгликоль 30,0 66,7
Бензоат натрия 0,1
Трибутилфосфат 0,1
Вода Остальноес

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано в среднетемпературном холодильном оборудовании, кондиционерах, в т.ч

Изобретение относится к холодильной технике, предпочтительно к бытовым холодильным агрегатам, и может быть использовано в среднетемпературном холодильном оборудовании, кондиционерах, в том числе автомобильных, тепловых насосах и в исследовательских целях

Изобретение относится к теплоаккумулирующим материалам, которые могут быть применены для термостатирования объекта в условиях извне, в частности, для транспортировки медицинских объектов: плазмы, донорской крови, биопрепаратов, вакцин, пищевых продуктов

Изобретение относится к теплоаккумулирующим материалам, которые могут быть применены для термостатирования объекта в условиях нагрева извне, в частности для транспортировки медикаментов, биопрепаратов в контейнерах специального назначения и в полевых аптечках

Изобретение относится к рабочим веществам для турбогенератора, реализующего термодинамический цикл Ренкина и предназначенного для утилизации низкотемпературного тепла технологических процессов в нефтепереработке, химической, металлургической, стекольной и др

Изобретение относится к области создания жидкостей, обратимо изменяющих свои физические характеристики под действием электрического поля, и может быть использовано в машиностроении, электротехнике, приборостроении

Изобретение относится к холодоаккумулирующим материалам, которые могут быть применены для термостатирования объекта в условиях нагрева извне, в частности для хранения и транспортировки внутренних органов-трансплантантов, донорской крови, плазмы, термонестабильных физиологических растворов и других объектов медицинского назначения
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах терморегулирования и теплоснабжения

Изобретение относится к полимерным материалам, конкретно к полимерным теплоаккумулирующим материалом, и может быть использовано для сохранения тепла и нагрева объектов, в частности для прогрева тканей при медицинских тепловых процедурах

Изобретение относится к составам низкозамерзающих жидкостей, а именно охлаждающим жидкостям, используемым преимущественно в качестве теплоносителя в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к способу получения низкотемпературных охлаждающих жидкостей (ОЖ) на основе этиленгликолей и воды, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, в качестве хладоносителя в рефрежераторах, теплоносителя в теплообменной аппаратуре и т.п

Антифриз // 2103310
Изобретение относится к химической технологии, в частности к антифризам в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах

Изобретение относится к смеси солей для аккумулирования тепловой энергии в виде теплоты фазового превращения, к применению этих смесей солей в качестве средства аккумулирования скрытой теплоты для накопления и использования тепла отработавших газов двигателей безрельсовых сухопутных транспортных средств с моторным приводом (далее везде "транспортных средств"), а также к соответствующему тепловому аккумулятору для использования в вышеназванных транспортных средствах

Антифриз // 2105024
Изобретение относится к химической технологии и может быть применено в производстве низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), предназначенных для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также используемых в качестве рабочих жидкостей в теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах

Изобретение относится к составам для получения теплоаккумулирующих материалов и может быть использовано для защиты от многократного нагрева приборов и оборудования в различных областях техники

Изобретение относится к химической промышленности, где необходимо использование теплоносителей для нагрева и охлаждения
Наверх