Способ и устройство измерения статического тока электропривода

 

Изобретение относится к области электропривода и автоматизации землеройных и подъемно-транспортных машин. Сущность изобретения: способ осуществляют путем определения разности между полным и динамическим током электродвигателя. Динамический ток определяется как разность между величиной, пропорциональной измеренному значению напряжения питания электродвигателя, и величиной, пропорциональной интегралу динамического тока электрического двигателя. Устройство, реализующее способ, содержит датчик полного тока двигателя, выход которого подключен к первому входу сумматора для определения статического тока, датчик напряжения преобразователя, выход которого соединен с первым входом сумматора для определения динамического тока, и усилитель, вход которого подключен к выходу сумматора для определения динамического тока. Выход усилителя подключен к второму входу сумматора для определения статического тока и входу интегратора. Причем выход интегратора подключен к второму входу сумматора для определения динамического тока. 2 с.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области измерения статических нагрузок в системах электропривода подъемных механизмов, подъемно-транспортных и горных машин, в том числе одноковшовых экскаваторов. Изобретение также может найти применение во всех областях техники, где требуется непрерывный автоматический контроль статических нагрузок электропривода.

Наиболее близким решением является способ измерения статического тока, в соответствии с которым статический ток определяется как разность между полным током электрического двигателя и динамическим током, причем динамический ток двигателя получают путем дифференцирования измеренного значения частоты вращения двигателя (скорости перемещения рабочего органа машины). Здесь можно выделить такие существенные признаки: статический ток равен разности между полным и динамическим током; динамический ток пропорционален производной измеренного значения частоты вращения двигателя.

Недостатком способа является низкая динамическая точность измерения, которая обусловлена принципиально неустранимым запаздыванием информации о производной скорости рабочего органа машины при изменении движущегося момента, существенным влиянием гистерезисных явлений в стали электрических машин на показатели точности измерения, необходимостью определять значение производной частоты вращения двигателя. Кроме того, необходимость измерения производной снижает помехоустойчивость способа измерения.

Цель изобретения повышение точности измерения статического тока электрического двигателя в динамических режимах работы электропривода.

Указанная цель достигается повышением точности измерения динамического тока двигателя, который определяется как величина, пропорциональная разности напряжения питания электродвигателя и величины, пропорциональной интегралу динамического тока электрического двигателя. Статический ток электропривода определяется как разность между полным и динамическим током.

Отличительными признаками предлагаемого способа являются следующие: использование новой переменной для измерения динамического тока, а именно напряжения преобразователя для питания электродвигателя; новая совокупность действий по измерению динамического тока, которая состоит в вычитании из величины, пропорциональной измеренному значению напряжения питания электродвигателя, величины, пропорциональной интегралу динамического тока электрического двигателя; исключение операции дифференцирования.

Совокупность перечисленных отличительных признаков обеспечивает существенное повышение точности измерения статического тока электропривода.

На фиг. 1 показана функциональная схема устройства, реализующего способ измерения статического тока в системе электропривода. Силовая часть системы электропривода состоит из преобразователя 1 для питания электродвигателя 2. Измерительная система содержит датчик 3 напряжения преобразователя, выход которого соединен с первым входом сумматора 4 для определения динамического тока, и датчик 5 полного тока двигателя, выход которого подключен в первому входу сумматора 6 для определения статического тока. Выход сумматора 4 соединен с входом усилителя 7, выход которого подключен к второму входу сумматора 6 и входу интегратора 8, причем выход последнего соединен с вторым входом сумматора 4.

Возможность реализации способа и устройства подтверждается широкой номенклатурой технических средств измерения напряжения питания электродвигателя, полного тока двигателя, интегрирования и суммирования сигналов.

Сравнение предлагаемого способа с известным выполнено путем моделирования переходных и установившихся режимов работы электропривода подъема ковша экскаватора ЭКГ-5А.

Использованы следующие уравнения, описывающие электропривод подъема ковша.

Магнитный усилитель: Eму = 7,27I5у-31,9I4у+54,7I3у-46,0I2у+19,2Iу-0,0030. Генератор типа 2ПЭМ 2000 М-1У2: dawнез/dt (E awнез)/Tнез, dawшунт/dt (0,291Eg awшунт)/ Tшунт,
aw awнез + awшунт,
Eg 0,403aw3 1,63aw2 + 2,29aw - 0,0208.

Якорная цепь контура генератора двигатель:
Ia = 6,24(Eg-двдв).
Магнитная цепь двигателя ДЭ 816 У2
дв = -0,0659i4в+0,516i3в-1,524i2в+2,125iв-0,0211.
Вращающиеся массы двигателя:
dдв/dt = 2,24(Iaдв-M12).
Упругое звено канат:
M12 = C12(дв-2)dt+b12(дв-2).
Ковш и рукоять:
d2/dt = 12,4(M12-Mстат).
Все переменные нормированы. Значение момента статического сопротивления принято равным 0,4 от стопорного.

Таким образом, в модели учтены все существенные нелинейности, а именно кривые намагничивания магнитного усилителя, генератора, электродвигателя, а также учтены все существенные постоянные времени.

На фиг.2 и 3 показаны графики изменения напряжения генератора Eg и тока якорной цепи Ia в переходных и установившихся режимах работы электропривода и значения статического тока Iстат, определенного в соответствии с известным методом (фиг. 2) и предлагаемым методом (фиг.3). Из графиков видно, что известный метод не обеспечивает удовлетворительного решения задачи измерения статического тока. Предлагаемый метод позволяет точно измерить статический ток электропривода.

На фиг. 4 и 5 представлены гистограммы выборки измеренных значений статического тока, полученные соответственно известным и предлагаемым методами.

В таблице приведены результаты обработки гистограмм.

Таким образом, предлагаемый метод измерения позволяет на порядок улучшить показатели измерения статического тока электропривода по сравнению с известным методом.


Формула изобретения

1. Способ измерения статического тока электропривода путем определения разности между полным и динамическим током электродвигателя, отличающийся тем, что динамический ток электродвигателя определяют как величину, пропорциональную разности между напряжением питания электродвигателя и величиной, пропорциональной интегралу динамического тока электродвигателя.

2. Устройство измерения статического тока электропривода, содержащее датчик тока электродвигателя, подключенный к входу сумматора для определения статического тока, отличающееся тем, что оно снабжено усилителем, интегратором и сумматором для определения динамического тока и датчиком напряжения преобразователя для питания электродвигателя, выход которого соединен с первым входом сумматора для определения динамического тока, выход сумматора подключен к входу усилителя, выход усилителя подключен к второму входу сумматора для определения статического тока и входу интегратора, выход которого соединен с вторым входом сумматора для определения динамического тока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению для дорожного строительства и мелиорации

Изобретение относится к землеройным машинам, а точнее к одноковшовым экскаваторам и может быть использовано для защиты драглайнов от обрыва тягового каната

Изобретение относится к области строительного и дорожного машиностроения и может быть использовано для автоматизации бульдозерных агрегатов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидроприводам, и может быть использовано при создании мобильной землеройной и строительной техники, эксплуатируемой в условиях низких температур окружающего воздуха

Изобретение относится к добыче полезных ископаемых и может найти применение при автоматизации процессов при дражной разработке полезных ископаемых

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам, и может быть использовано при создании землеройной и строительной техники, эксплуатируемой в условиях низких температур окружающего воздуха

Изобретение относится к управлению электроприводами механизмов одноковшовых экскаваторов в особенности электроприводам подъема, напора карьерных экскаваторов

Изобретение относится к управлению электроприводом механизма поворота экскаватора-лопаты

Изобретение относится к дорожно-строительной технике, в частности к автогрейдерам

Изобретение относится к строительному производству и предназначено для определения местоположения рабочего органа, например пневмопробойника, в грунте при бестраншейной прокладке подземных коммуникаций

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна

Изобретение относится к землеройной технике, используемой для рытья траншей и т.п

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и позволяет автоматизировать процесс разработки грунта ими

Изобретение относится к управлению рабочими машинами, используемыми для земляных работ, в частности экскаваторами

Изобретение относится к устройствам управления копанием экскаватора и предназначено для автоматического контроля приближения ковша к массивным металлическим изделиям, в частности к поверхности трубопровода

Изобретение относится к экскаваторам, подъемным кранам, перегрузчикам и другим подобным устройствам с электрическим приводом, совершающим в процессе работы поворот вокруг своей вертикальной оси
Наверх