Способ тренировки летного состава к защите от перегрузок направления голова-таз

 

Использование: для физической тренировки мышечной системы летчиков и космонавтов, для защиты от пилотажных перегрузок. Сущность изобретения: способ тренировки летного состава к защите от перегрузок направления голова-газ, включает воздействие на мышечную систему статическими статодинамическими физическими нагрузками, количественные и временные характеристики которых задаются по величине; мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова газ и корреляцию величины указанного воздействия в соответствии с гемодинамическими показателями организма. 2 з. п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области учебно-тренировочного оборудования, в частности к способам физической тренировки мышечной системы летчиков и космонавтов для защиты от пилотажных перегрузок.

Известны способы физической тренировки летчиков и космонавтов, в которых использовано воздействие статическими и статодинамическими нагрузками на мышечную систему человека, направленные на повышение общей выносливости организма (Лавников А.А. Основы авиационной космической медицины, М. 1975).

Однако эти способы, во-первых, не обеспечивают целенаправленную тренировку мышц шеи, утомление которых при перегрузках больших величин может приводить к вывихам шейных позвонков, чему способствует большая масса защитного шлема. Во-вторых, тренировка сердечно-сосудистой системы динамическими физическими нагрузками в виде бега на длинные дистанции не только не повышает устойчивость к перегрузкам, но оказывается даже снижает ее. В-третьих, физическая нагрузка динамического характера, используемая при подготовке летчиков, не соответствует физической нагрузке, которую летчики испытывают при пилотажных перегрузках в полете, выполненная защитные противоперегрузочные мышечные приемы. В-четвертых, физиологические реакции организма на тренировочные физические нагрузки динамического характера не адекватны физиологическим реакциям при воздействии перегрузок направления голова-таз.

Техническая задача разработка способа, обеспечивающего целенаправленную тренировку мышечной системы летчика с учетом характера реакций физиологических систем организма, в частности сердечно-сосудистой и мышечной систем на действие пилотажных перегрузок направления голова-таз.

Задача решается тем, что величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова-таз, и коррелируют ее соответственно с гемодинамическими показателями организма. Кроме того период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а статодинамический характер нагрузок обеспечивают в процессе набора или сбора нагрузки в течении 1 5 с, при этом циклы нагрузок изменяют в соответствии с программой по линейно ступенчатому закону. Циклы статических нагрузок повторяют непрерывно 3 5 раз с перерывами между циклом 30 90 с каждый день до достижении верхнего предела мышечного усилия не менее 280 кГс.

Получаемые показатели зависят от величины воздействующей перегрузки направления голова-таз, в (табл. 1).

В табл. 2 даны средние значения показателя реакций сердечно сосудистой системы у этих же летчиков при выполнении статической нагрузки на устройстве для тренировки мышц (статоэргометре).

Величина мышечного усилия задавалась близкой к величине мышечного усилия при вращении на центрифуге (табл. 1). Для удобства величины округлены до целых десятков.

Сопоставление данных табл. 1 и 2 показывает, что при статической нагрузке, величины соответствующей величине мышечного усилия при перегрузках голова-таз, физиологические реакции организма адекватны.

В процессе экспертных вращений на центрифуге у летчиков определяют предел переносимости по критериям принятым в практике врачебно-летной экспертизы.

После этого летчикам, которые не соответствуют определенным стандартам переносимости организуют и проводят тренировку мышечной системы на статоэргометре по предлагаемому способу.

Каждому летчику величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения, которое он развивает при воздействии перегрузок направления голова-таз, период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а стато-динамический характер нагрузок осуществляется в процессе набора или сброса нагрузки в течение 1 5 с.

Выбор времени соответствует временным характеристикам напряжения при пилотировании самолета. Для повышения эффекта тренировок цикла нагрузок линейно-ступенчатого возрастают по величине в соответствии с программой, которая рассчитывается на основании реальных циклов нагрузок, имеющихся при пилотировании самолета.

Проведенные испытания показали, что физическая тренировка на статоэргометре по данному способу позволяет повысить переносимость перегрузок направления голова-таз в условиях реальных полетов.

Формула изобретения

1. Способ тренировки летного состава к защите от перегрузок направления голова таз, включающий воздействие статическими и статодинамическими нагрузками на мышечную систему человека, отличающийся тем, что величину статических нагрузок определяют по величине мышечного напряжения тренируемого при воздействии перегрузок направления голова таз и коррелируют ее соответственно с гемодинамическими показателями организма.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что период циклов статических нагрузок задают в пределах 60 200 с, а статодинамический характер нагрузок обеспечивают в процессе набора или сброса нагрузки в течение 1 5 с, при этом циклы нагрузок изменяют в соответствии с программой по линейно-ступенчатому закону.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что циклы статических нагрузок повторяют непрерывно 3 5 раз с перерывами между циклами 30 90 с каждый день до достижения верхнего предела мышечного усилия не менее 280 кГс.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, используемой для оценки профессиональной пригодности летчика

Изобретение относится к области космического тренажеростроения и может применяться при подготовке экипажей пилотируемых космических аппаратов

Изобретение относится к медицинской технике и может использоваться как устройство для проведения лечебного или релаксационного массажа, а также имитации физического контакта поверхности тела человека с виртуальной реальностью

Изобретение относится к области учебно-тренировочного оборудования, в частности к способам физической тренировки мышечной системы лиц опасных профессий с высоким уровнем риска развития сердечно-сосудистых и других видов заболеваний вследствие воздействия повышенных нагрузок на их мышечную систему в процессе выполнения профессиональных обязанностей

Изобретение относится к области учебно-тренировочного оборудования и испытательной техники, в частности к устройствам и тренажерам для выработки навыков работы в условиях пилотажных перегрузок, действующих на организм в направлении голова таз

Изобретение относится к парашютно-десантной технике. Тренажер содержит стойку, жестко закрепленную в фундаменте, стрелу и кресло парашютиста, жестко соединенное со стрелой и моделирующее направление динамических нагрузок. Введен механизм привода вращения вала для придания вращающего момента парашютисту вокруг своей оси, моделирующий отказ основного парашюта, и макет запасного парашюта со страховочным звеном, выполненным с возможностью обрыва и предназначенным для имитации отработки элемента применения запасного парашюта при частичном или полном отказе основного парашюта. Изобретение направлено на повышение качества подготовки парашютистов. 2 ил.

Изобретение относится к динамическим испытательным стендам-тренажерам. Динамический испытательный стенд содержит центральный пульт управления, моделирующий программно-аппаратными средствами различные сценарии, виды нагрузок и задающий движение, а также раздельно управляемые консоль центрифуги, карданов подвес с кольцом и вилкой на конце консоли, кабину в кардановом подвесе и расположенные в кабине подвижную платформу с актуатором, генерирующим возвратно-поступательные движения вдоль вертикальной оси Z относительно основания кабины, и расположенным на ней штатным испытательным стендом с конструктивно-изменяемой конфигурацией, трансформируемым в виде штатной платформы или штатного кресла. Динамический испытательный стенд также содержит по меньшей мере два дополнительных актуатора, блок управления актуаторами, акселерометр и автоматический регулятор уровня, вход которого электрически связан с акселерометром, механически связанным с подвижной платформой, а выход - со вторым входом блока управления актуаторами, первый вход которого связан электрически с выходом центрального пульта управления, а выходы блока управления актуаторами - с соответствующими актуаторами, генерирующими возвратно-поступательные движения ортогонально друг другу в планарных X, Y осях и вертикальной оси Z. В результате расширяются функциональные возможности динамического испытательного стенда. 4 ил.

Группа изобретений относится к способам и системе управления пилотажным тренажером на основании центрифуги. Для управления пилотажным тренажером на основании центрифуги с целью имитации определенных условий полета вращают тренажер с несколькими значениями угловой скорости в зависимости от нужной перегрузки, замедляют либо ускоряют вращение тренажера с интенсивностью ниже обычно воспринимаемой стажером для перехода к имитации соответствующего режима полета, генерируют виртуальную обстановку в блоке кабины виртуального самолета относительно заданной виртуальной границы. Система управления пилотажным тренажером на основании центрифуги содержит контроллер, состоящий из одного или несколько процессоров и машинно-читаемого носителя информации, выполненный с возможностью обеспечения действий для вышеуказанных способов управления пилотажным тренажером. Обеспечивается реалистичность имитации условий, движений и нагрузок реального полета. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к тренажерам для парашютистов. Динамический тренажер десантников-парашютистов содержит башенный ствол, консольные стрелы и привод вращения. Он снабжен опорными лапами, верхним и нижним подъемными механизмами консольных стрел, обгонным механизмом, верхним и нижним управляемыми механизмами, направляющими верхней и нижней консольных стрел, макетом купола основного парашюта, верхним и нижним макетами основного парашюта, исполнительным блоком, устройством для пространственного размещения обучаемого, следящим устройством и пультом контроля и управления. Башенный ствол соединен с приводом вращения, который установлен на опорных лапах. На башенном стволе с возможностью вертикального и горизонтального перемещения установлены нижняя, средняя и верхняя консольные стрелы. Вдоль верхней консольной стрелы расположена направляющая с возможностью перемещения верхнего управляемого механизма, взаимодействующего со стропами управления верхнего макета основного парашюта. Средняя консольная стрела снабжена нижним подъемным механизмом. На свободном конце консольной стрелы установлено устройство для пространственного размещения обучаемого, под которым располагается макет купола основного парашюта, связанного с исполнительным блоком. Над средней консольной стрелой размещено следящее устройство за размещением обучаемого, выполненное с возможностью передачи видео информации на пульт контроля и управления, а также подачи светозвуковых команд. Изобретение направлено на расширение диапазона отрабатываемых навыков восприятия и адекватных действий парашютиста. 4 ил.
Наверх