И. а. маслов и и. и. науменко-бондаренко

 

2I9 808

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соыиалистических

Республик

Ф %ь

Зависимое от авт. свидетельства №

1 л. 42с, 44

Заявлено 17.IV.1964 (№ 898410/26-25) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 14 т/1.1968, Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 29 VI I I.1968.

МПК G 01с

УД К 550.831(088.8) Хомитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения В. А. Кузиванов, И. А. Маслов и И. И. Науменко-Бондаренко

Заявитель

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

y = arctg

Известны способы измерения силы тяжести гравиметрами с сильно демпфированными чувствительными системами.

Предложенный способ отличается от известного тем, что силу тяжести определяют в момент совпадения показаний сильно демпфированных маятников, имеющих одинаковую статическую и разную динамическую чувствительности. Этот способ основан на том, что момент прохождения маятником гравиметра положения равновесия при достаточно большом затухании опаздывает по времени от возмущающей силы (сдвиг по фазе) приблизительно на л/2. Другими словами, когда возмущающая сила равна нулю, маятник имеет максимальное отклонение по абсолютной величине, а когда значение возмущающей силы максимально, маятник проходит через положение равновесия.

Пусть на маятник действуют сила тяжести

Ag и синусоидальная возмущающая сила

А sin то/. Дифференциальное уравнение маятника, его решение и сдвиг фазы имеют вид:

Х + 2 i, Х + n Õ = Ь g + Asin м t (1) д А

Х = — + sin (о) t —;) (2) — — 4i. где у — сдвиг по фазе, n — частота собственных колебаний маятника, i. — коэффициент демпфирования маятника.

Из соотношения (3) следует, что, чем боль5 ше коэффициент 2i, демпфирования маятника гравиметра, тем фаза ближе к л/2. При стремлении 2i. к -, у аспмптотически приближается к л/2.

Если подобрать коэффициенты затухания

10 двух маятников так, что их отставания по фазе будут отличаться от л/2 на 1 — 2, то их записи будут пересекаться вблизи того положения равновесия, которое они заняли бы под влиянием только силы тяжести, исключая

Влияние Возмущающиx сил.

Отличие точек пересечения от положения равновесия будет столь невелико, что за

1 — 2 и!ин они осредняются п!рактически до нуля, что определяет возможность измерения

20 силы тяжести в процессе движения.

Предмет изобретения

Способ измерения силы тяжести в движении гравиметром с чувствительной системой, 25 содержащей сильно демпфированные маятники, отличающийся тем, что, с целью повыше ния точности измерений, величину силы тяжести определяют в момент совпадения показаний маятников, имеющих одинаковую

ЗО статическую и разную динамическую чувствительности.

И. а. маслов и и. и. науменко-бондаренко 

 

Похожие патенты:

Гравиметр // 2096813

 // 366443
Наверх