Устройство для определения угловой скорости

 

Использование: в навигации, геодезии и других областях. Сущность изобретения: устройство определения угловой скорости, содержащее систему оптических резонаторов с газовой смесью и фотодетектор, выполнено в виде разомкнутой системы двух оптических резонаторов с различной газовой смесью и односторонней направленностью световых лучей, при этом величина угловой скорости пропорциональна разности частот лучей и определяется из соотношения fo fi = B , где fo начальная разность частот в статическом режиме; fo fi - текущее значение разностной частоты в динамическом режиме; В - лазерная константа; угловая скорость, а знаки "суммы" или "разности" соответствуют левому или правому вращению объекта. 1 ил.

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании устройств определения угловой скорости вращения объекта для решения навигационных, геодезических и других задач.

Известно устройство для определения угловой скорости вращения, выполненное на основе газоразрядной трубки, в которой создается инерционный плазменный шнур, центрированный относительно двух (или четырех) электродов, в цепь которых по дифференциальной схеме включен измеритель тока. При этом ось вращения ортогональна оси симметрии трубки (и плазменного шнура), а о величине угловой скорости судят по величине дебаланса тока [1].

Данное устройство характеризуется низкой чувствительностью, обусловленной слабой помехоустойчивостью амплитудной формы выходного сигнала.

Более высокими метрологическими показателями характеризуется устройство, принятое авторами за прототип, содержащее замкнутую систему трех оптических резонаторов с однотипной газовой смесью и противоположным направлением световых потоков, невзаимный элемент и фотодетектор, на выходе которого создается разность частот интерферирующих лучей, пропорциональная угловой скорости . Так как при этом происходит известное затягивание частот встречных лучей, то это понижает порог чувствительности при определении амплитуды угловой скорости, а необходимость применения невзаимного элемента для распознавания вектора вращения усложняет известное устройство [2].

Целью предполагаемого изобретения является повышение чувствительности определения угловой скорости при упрощении конструктивного решения.

Поставленная цель достигается тем, что устройство определения угловой скорости, содержащее систему оптических резонаторов с газовой смесью и фотодетектор, выполнено в виде разомкнутой системы двух оптических резонаторов с различной газовой смесью и односторонней направленностью световых лучей.

Вариант исполнения предполагаемого устройства приведен на чертеже.

Приняты следующие обозначения: 1 - световые лучи; 2 - первый оптический резонатор; 3 - второй оптический резонатор; 4 - газовая смесь с частотой генерации f1 индуцированного излучения; 5 - газовая смесь с частотой генерации F2 > F1 индуцированного излучения; 6 - фотодетектор; - угловая скорость.

В статическом режиме (при условии = 0) световые потоки 1, индуцированные в разомкнутой системе оптических резонаторов 2 и 3, наполненных различными газовыми смесями 4 и 5, интерферируют на фотодетекторе 6, на выходе которого создается начальная разность частот fo= f2- f1. В динамическом режиме вращения объекта по часовой стрелке (правое вращение) с угловой скоростью 1 0 частота генерации f2 уменьшается, а частота генерации f1 увеличивается, если вектор вращения изменяет направление на противоположное (т.е. происходит левое вращение), то f2 увеличивается, а f1 уменьшается. При этом величина угловой скорости пропорциональна разности частот f2 и f1 и определяется из соотношения: fo fi = B1, где fo - начальная разность частот в статическом режиме; fo fi - текущее значение разностей частоты в динамическом режиме; B - лазерная константа; 1 - угловая скорость, а знаки "суммы" или "разности" соответствует левому или правому вращению контролируемого объекта.

При условии реально достижимых значений fi= 10-2 Гц, B = 10-5 порог чувствительности составляет мин = 10-7 рад/с. Так как в предлагаемом техническом решении лучи света не подвержены взаимовлиянию в области оптического резонатора, то это исключает затягивание частот и способствует повышению чувствительности. Необходимая начальная разность частот (частотная подставка) не требует наличия невзаимного элемента в известных вариантах его исполнения. Это упрощает конструкцию.

Таким образом по метрологическим и конструктивным показателям предлагаемое устройство для определения параметров вектора вращения позитивно отличается от известной конструктивной схемы прототипа.

Формула изобретения

Устройство для определения угловой скорости, содержащее систему оптических резонаторов с газовой смесью и фотодетектор, отличающееся тем, что система выполнена разомкнутой из двух резонаторов с различной газовой смесью и односторонней направленностью лучей, при этом величина угловой скорости определяется из соотношения
fo fi = B,
где fo -начальная разность частот в статическом режиме;
fo fi - текущее значение разностей частот в динамическом режиме;
В лазерная константа (лазерная постоянная);
- угловая скорость,
а знаки "сумма" или "разность" соответствуют левому или правому вращению объекта.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к классу электронно-оптических приборов, позволяющих определять параметры движения объекта или узла механизма, и может быть использовано в высокоточных быстродействующих системах дистанционного измерения линейной скорости, в системах ориентации и управления космическими и другими летательными аппаратами, а также в приборах и устройствах навигационных и геодезических систем

Изобретение относится к устройствам для измерения скорости объекта и может быть использовано для измерения скоростей, например, летательных аппаратов и естественных объектов при астрономических наблюдениях

Изобретение относится к навигации и управлению подвижными объектами, преимущественно к системам и комплексам навигации, управления, стабилизации летательных аппаратов

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для измерения неравномерности скорости вращения вала, и может быть использовано, например, для контроля и диагностирования двигателей внутреннего сгорания в процессе их технического обслуживания, ремонта и изготовления

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в приборостроении для измерения скорости движущихся объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в качестве системы обработки сигнала лазерного доплеровского анемометра (ЛДА)

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для измерения скорости движения рассеивающих свет поверхностей, жидкостей, газов

Изобретение относится к области измерительной техники и может найти применение в экспериментальной гидро- и аэродинамике, исследовании однофазных и многофазных сред, а также в промышленных технологиях, связанных с необходимостью невозмущающего контроля параметров механического движения

Изобретение относится к области измерения линейной скорости тел, осуществляющих перемещение в пространстве: космическом, воздушном, водном и т.п

Изобретение относится к угломерным измерениям, в частности к динамическим измерениям, представляющим собой периодическое измерение угла в определенные моменты времени, и может быть использовано для динамических измерений углов при помощи лазерного гироскопа с переменной подставкой (виброподвесом, зеемановской или фарадеевской подставкой), например, при измерении профиля железнодорожных путей скоростных железных дорог, а также в составе быстродействующих бесплатформенных инерциальных систем

Изобретение относится к области навигационных систем, а именно к прецизионным гироскопическим датчикам угловых скоростей

Изобретение относится к измерительной техникe и может быть использовано для определения углов ориентации и угловой скорости тел

Изобретение относится к области навигации, в частности и к оптико-электронным устройствам контроля скорости движения объектов, и может быть использовано для предотвращения столкновения транспортных средств

Изобретение относится к оптико-электронной измерительной технике, а именно к устройствам для измерения координат быстродвижущихся объектов, и может быть использовано преимущественно для измерения координат законцовок лопастей несущих винтов вертолетов в условиях полета
Наверх