Способ управления синхронным двигателем

 

Изобретение относится к электроприводам на базе синхронных двигателей и может иметь промышленное применение, например, в робототехнике, в устройствах жизнеобеспечения в космосе /центрифугах, сепараторах, компрессорах/. Существо изобретения: в способе управления синхронным двигателем, при котором определяют гармонические функции двойного угла поворота продольной оси ротора, преобразуют указанные функции в опорные гармоничные функции одинарного угла, формируют управляющее напряжение постоянного тока и подают токи в фазные обмотки двигателя в соответствии с упомянутым управляющим напряжением и полученными опорными функциями, в начальный момент управления непосредственно после подачи управляющего напряжения определяют начальное физическое направление вращения, сравнивают его с требуемым и при их несовпадении изменяют знаки опорных гармонических функций одинарного угла поворота продольной оси ротора. Технический результат: обеспечивается точное соответствие задаваемого и истинного направлений вращения двигателя, устраняется неоднозначность управления, определяемая электронным датчиком двойного угла, и расширяется область применения. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам на базе синхронных двигателей, и может иметь промышленное применение, например, в робототехнике, в устройствах жизнеобеспечения в космосе (центрифугах, сепараторах, компрессорах).

Известен способ частотно-токового управления синхронным двигателем (СД), при котором определяют опорные гармонические функции угла поворота продольной оси ротора с помощью электромеханического датчика угла типа СКВТ, установленного на валу СД, формируют управляющее напряжение постоянного тока, полярность которого определяет знак момента и направление вращения СД, подают токи в фазные обмотки СД в соответствии с упомянутыми управляющим напряжением и опорными гармоническими функциями [Авторское свидетельство СССР N186018, МКИ H 02 P 5/34 1962 г.].

Недостатком указанного известного способа является сложность реализации и настройки, связанные с установкой и фазировкой датчика угла (СКВТ) .

Известен способ формирования опорных гармонических функций одинарного угла поворота продольной оси ротора с помощью электронной следящей системы, при котором указанные функции получают с помощью управляемого генератора фазы, преобразуют их в гармонические функции двойного угла поворота продольной оси ротора, сравнивают полученные функции двойного угла с измеренными специальным датчиком и по результатам этого сравнения, а также по информации с выходов датчиков фазных ЭДС корректируют выходные функции управляемого генератора фазы [Авторское свидетельство СССР N 1319225, МКИ H 02 P 7/42, 1985 г.].

Электропривод, построенный с использованием указанного известного способа, конструктивно прост, т. к. не содержит электромеханического датчика угла типа СКВТ, однако имеет ограниченную полосу пропускания и большие ошибки регулирования в переходных режимах из-за наличия электронной следящей системы в контуре управления СД.

Наиболее близким по технической сущности к предложению является способ частотно-токового управления синхронным двигателем, при котором определяют гармонические функции двойного угла поворота продольной оси ротора, преобразуют указанные функции в опорные гармонические функции одинарного угла поворота продольной оси ротора, формируют управляющее напряжение постоянного тока, полярность которого определяет знак момента и направление вращения синхронного двигателя, и подают токи в фазные обмотки двигателя в соответствии с упомянутыми управляющим напряжением и опорными гармоническими функциями одинарного угла поворота продольной оси ротора. [Авторское свидетельство СССР N 1014117, МКИ H 02 P 5/34, 7/42, 1981 г.] Недостатком указанного известного способа, выбранного за прототип, является ограниченная область применения, связанная с неоднозначностью управления, из-за которой фактическое направление вращения СД может не совпадать с направлением вращения, заданным полярностью управляющего напряжения (определяется наличием датчика двойного, а не одинарного угла).

Целью изобретения является получения жесткого соответствия между заданным и фактическим направлениями вращения и за счет этого расширение области применения.

Указанная цель достигается тем, что в способе управления синхронным двигателем, при котором определяют гармонические функции двойного угла поворота продольной оси ротора, преобразуют указанные функции в опорные гармонические функции одинарного угла поворота продольной оси ротора, формируют управляющее напряжение постоянного тока, полярность которого определяет знак момента и направление вращения синхронного двигателя, и подают токи в фазные обмотки двигателя в соответствии с упомянутыми управляющим напряжением и опорными гармоническими функциями одинарного угла поворота продольной оси ротора, дополнительно в начальный момент управления непосредственно после подачи управляющего напряжения определяют начальное фактическое направление вращения продольной оси ротора, сравнивают его с требуемым направлением вращения, определяемым полярностью управляющего напряжения, и при несовпадении фактического и требуемого направлений вращения изменяют знаки у опорных гармонических функций одинарного угла поворота продольной оси ротора.

На чертеже представлен пример реализации предложенного способа управления с использованием элементов цифровой техники.

Электропривод, реализующий предложенный способ управления, содержит синхронный двигатель 1, фазные обмотки Wg, Wf которого подключены к выходам соответствующих усилителей токов 2, 3. Управляющие входы усилителей токов подключены к выходам микропроцессора 4. Первый вход микропроцессора 4 соединен через коммутатор 5 с выходом задающего устройства 6, а второй подключен к выходу датчика 7 двойного угла 2 поворота продольной оси d ротора синхронного двигателя 1. На выходах датчика формируются аналоговые напряжения, соответствующие гармоническим функциям sin 2, cos 2. Входы датчика 7 подключены к выходам датчиков 8,9 фазных токов ig, if и датчиков 10,11 фазных напряжений Ug, Uf синхронного двигателя 1.

Микропроцессор 4 содержит координатный преобразователь 12, управляющий вход которого подключен к выходу аналого-цифрового преобразователя 13 с кодом управляющего напряжения Uy*, а входы для опорных функций - к выходам преобразователя кодов 14 с кодами опорных гармонических функций sin *, cos *. Вход аналого-цифрового преобразователя 13, на который поступает аналоговое управляющее напряжение Uy, образует первый вход микропроцессора 4, второй вход которого образует вход аналого-цифрового преобразователя 15, подключенного выходом к входу формирователя 16 кода одинарного угла * поворота продольной оси ротора.

Выходы координатного преобразователя 12 с кодами заданий фазных токов ig*, if* подключены к входам цифроаналогового преобразователя 17, выходы которого с аналоговыми заданиями фазных токов ig**, if** образуют выходы микропроцессора 4.

Выход формирователя 16 с кодом одинарного угла * поворота продольной оси ротора подключен через определитель 18 фактического направления вращения к одному из входов элемента 19 сравнения направлений вращения, другой вход которого подключен к выходу аналого-цифрового преобразователя 13.

Выход формирователя 16 подключен также к одному из входов сумматора 20 кодов, другой вход которого через управляемый коммутатор 21 подключен к выходу задатчика 22 дополнительного кода. Управляющий вход коммутатора 21 подключен к выходу элемента 19 сравнения направлений вращения.

Все устройства электропривода по цепям питания подключены через коммутатор 23 к выходу источника 24 внешнего питания.

Микропроцессор 4 выполнен с использованием стандартных схем и узлов цифровой техники.

Электропривод функционирует следующим образом.

С помощью коммутатора 23 подают напряжение питания от источника 24 внешнего питания на все устройства электропривода.

По информации о фазных токах ig, if с выходов датчиков 8,9 и фазных напряжениях Ug, Uf с выходов датчиков 10,11 в датчике 7 двойного угла поворота 2 продольной оси d ротора формируются аналоговые напряжения, соответствующие гармоническим функциям sin 2 и cos 2. Эти напряжения с помощью аналого-цифрового преобразователя 15 преобразуются в цифровой код угла 2*. В формирователе 16 код двойного угла 2* преобразуется в код одинарного угла * путем деления на два. Однако при этом полученный код угла * может отличаться от кода истинного угла на код, соответствующий углу (это связано с отсутствием в приводе датчика одинарного угла ). Необходимая в этом случае коррекция производится с помощью сумматора 20 кодов, на входы которого поступают код одинарного угла * с выхода формирователя 16 и код угла с выхода задатчика 22 через управляемый коммутатор 21.

Управление коммутатором 21 производится по результатам сравнения на входах элемента сравнения 19 кода управляющего напряжения Uy* (определяющего заданное направление вращения) и кода приращения * истинного угла поворота.

Преобразователь 14 кодов преобразует код одинарного угла * в коды гармонических функций sin *, cos *, поступающие на опорные входы координатного преобразователя 12.

В координатном преобразователе 12 реализуются следующие соотношения: ig* = Uy* cos ; if* = -Uy* sin , где ig*, if* - коды заданных фазных токов, Uy* - код управляющего напряжения.

Полученные коды ig*, if* заданных фазных токов преобразуются с помощью цифроаналогового преобразователя 17 в аналоговые задания ig**, if** фазных токов.

Т.к. коммутатор 5 в исходном состоянии разомкнут, то на входе преобразователя 13 управляющее напряжение Uy отсутствует и, следовательно: ig* = O; if* = O; ig** = O; if** = O
При этом в фазных обмотках синхронного двигателя 1 протекают только пульсирующие токи с высокой частотой, определяемые переключением силовых ключей в усилителях токов 2,3, а напряжения Ug, Uf имеют прямоугольную форму.

Непосредственно после подачи питания от внешнего источника 24, через 1-2 сек замыкают контактор 5 и управляющее напряжение и Uy поступает на вход аналого-цифрового преобразователя 13, с помощью которого преобразуется в код Uy* со знаком, соответствующим полярности Uy и заданному направлению вращения двигателя 1.

После преобразований в координатном преобразователе 12 в соответствии с (1) и цифроаналоговом преобразователе 17 получают аналоговые задания ig**, if** фазных токов, которые поступают на управляющие входы соответствующих усилителей токов 2, 3.

В фазных обмотках двигателя при этом формируются токи ig, if, которые создают вращающий момент, и ротор двигателя 1 начинает вращение.

Код угла * с выхода формирователя 16 поступает также на вход определителя 18, в котором с высокой частотой опроса определяют код приращения * угла * с учетом знака, т.е. определяют фактическое направление вращения.

Знак кода * непрерывно сравнивают со знаком кода управляющего напряжения Uy* с помощью элемента сравнения 19. Если указанные знаки окажутся различными, то включается коммутатор 21 и с выхода задатчика 22 на вход сумматора кодов 20 однократно поступает код угла , благодаря чему производят изменение знака кодов sin *, cos * опорных функций на входах координатного преобразователя 12.

С этого момента указанные опорные функции в точности соответствуют истинному углу поворота продольной оси ротора. При этом в фазных обмотках двигателя 1 формируются токи ig, if, обеспечивающие знак момента на валу и направление его вращения, в точности соответствующие полярности управляющего напряжения Uy.

В электроприводе таким образом устраняется начальная неоднозначность управления, определяемая электронным датчиком 7 двойного угла 2 продольной оси ротора, и расширяются области его возможного применения. Далее работа привода аналогична работе привода с электромеханическим датчиком угла .
При отключении внешнего источника питания 24 описанный процесс восстановления в схеме управления истинного угла повторяется.


Формула изобретения

Способ управления синхронным двигателем, при котором определяют гармонические функции двойного угла поворота продольной оси ротора, преобразуют указанные функции в опорные гармонические функции одинарного угла поворота продольной оси ротора, формируют управляющее напряжение постоянного тока, полярность которого определяет знак момента и направление вращения синхронного двигателя, и подают токи в фазные обмотки двигателя в соответствии с упомянутыми управляющим напряжением и опорными гармоническими функциями одинарного угла поворота продольной оси ротора, отличающийся тем, что в начальный момент управления непосредственно после подачи управляющего напряжения определяют начальное фактическое направление вращения продольной оси ротора, сравнивают его с требуемым направлением вращения, определяемым полярностью управляющего напряжения, и при несовпадении фактического и требуемого направлений вращения изменяют знаки у опорных гармонических функций одинарного угла поворота продольной оси ротора.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться для минимизации потерь электроэнергии, регулирования момента и скорости асинхронных электродвигателей без датчика скорости, в том числе для электронасосов нефтяных скважин, для электромобилей, в станкостроении

Изобретение относится к автоматическому управлению электроприводами и касается устройства электропривода по системе "преобразователь частоты - асинхронный двигатель"

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в буровых станках

Изобретение относится к электроприводам на базе синхронных двигателей и может иметь промышленное применение, например, в робототехнике, в устройствах жизнеобеспечения в космосе (центрифугах, сепараторах, компрессорах)

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и электротехнике, в частности к измерению параметров тока и к управлению током электромеханического преобразователя, например, для синхронных, синхронно-реактивных и асинхронных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к импульсным системам автоматического регулирования, и предназначено для использования в электроприводах переменного тока с ключевыми преобразователями

Изобретение относится к области систем автоматического управления электроприводами переменного тока и может быть использовано для частотного регулирования скорости асинхронного двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемом асинхронном электроприводе общепромышленного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с векторным управлением в качестве тяговых электроприводов на электропоездах
Наверх