Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить точность и сократить время процесса диагностики. В способе одновременно определяют наличие металлических магнитных, немагнитных, неметаллических примесей, а также проводят контроль максимальных размеров частиц износа с помощью датчика контроля размера частиц, соединенного последовательно с насосом и датчиками контроля примесей, по полученным результатам судят о техническом состоянии двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, при котором на работающем двигателе обеспечивают выделение магнитных и немагнитных металлических и неметаллических примесей из масла, циркулирующего в системе смазки двигателя, контролируют величину поступления указанных примесей в масло, контроль за поступлением всех трех видов примесей в масло производят одновременно, а место контроля выбирают на напорном трубопроводе перед фильтром, причем контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла с помощью соответствующих датчиков, установленных в следующей последовательности: датчик магнитных металлических примесей, датчик немагнитных металлических примесей, датчик неметаллических примесей, а оценку технического состояния двигателя осуществляют путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом (см. а. с. СССР N 1814044, МПК G 01 М 15/00, 1993).

Недостатки известного способа следующие: длительность процесса диагностирования двигателя, низкая точность диагностирования, так как требуется время для накопления примесей в датчиках и диагностирование ведется только по одному параметру - концентрации.

Задачей изобретения является повышение точности и сокращение времени процесса диагностики.

Поставленная задача решается тем, что на работающем двигателе обеспечивают выделение магнитных и немагнитных металлических и неметаллических примесей из масла, циркулирующего в системе смазки двигателя, контролируют величину поступления указанных примесей в масло, контроль за поступлением всех трех видов примесей в масло производят одновременно, а место контроля выбирают на напорном трубопроводе перед фильтром, причем контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла с помощью соответствующих датчиков, установленных в следующей последовательности: датчик магнитных металлических примесей, датчик немагнитных металлических примесей, датчик неметаллических примесей, а оценку технического состояния двигателя осуществляют путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом. Кроме того, дополнительно проводят контроль максимальных размеров частиц износа с помощью датчика контроля размера частиц, соединенного последовательно с насосом и датчиками контроля примесей.

Сопоставительный анализ предлагаемого способа с прототипом позволяет сделать вывод, что контроль максимальных размеров частиц износа позволит сократить время диагностирования двигателя и более точно оценивать остаточный ресурс двигателя и его техническое состояние.

На чертеже изображена функциональная схема диагностики двигателя, выполненная согласно предлагаемому способу.

На работающем двигателе из поддона 2 картера 1 масло по трубопроводу 3 закачивается насосом 4 и нагнетается по трубопроводу из немагнитного материала с установленными датчиками максимальных размеров частиц 5 и концентрации примесей 6, 7 и 8, в которых происходит выделение примесей из масла, циркулирующего в системе смазки, в фильтр 9, а из него к трущимся деталям двигателя. Контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла, причем место контроля выбирают на напорном трубопроводе до фильтра.

Вход датчика 5, обеспечивающего контроля максимальных размеров частиц износа соединен с выходом масляного насоса 4, а выход - к входу датчика 6, обеспечивающего выделение и контроль металлических магнитных примесей, его выход соединен с входом датчика 7, обеспечивающего выделение и контроль металлических немагнитных примесей, в свою очередь его выход соединен с входом датчика 8, контролирующего наличие неметаллических примесей, выход последнего подсоединен ко входу фильтра 9.

Информация с датчиков 5, 6, 7 и 8 подается в блок обработки и представления информации 10, где анализируется, обрабатывается и представляется в виде показателей диагностирования. Оценка технического состояния двигателя осуществляется путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом.

В результате испытаний установлено, что установившемуся режиму работы двигателя по гидродинамической и граничной смазке максимальный размер частиц изнашивания до 15 мкм, при схватывании поверхностей до 150 мкм и при катастрофических режимах изнашивания их размер может достигать до 1000 мкм.

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, при котором на работающем двигателе обеспечивают выделение магнитных и немагнитных металлических и неметаллических примесей из масла, циркулирующего в системе смазки двигателя, контролируют величину поступления указанных примесей в масло, контроль за поступлением всех трех видов примесей в масло производят одновременно, а место контроля выбирают на напорном трубопроводе перед фильтром, причем контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла с помощью соответствующих датчиков, установленных в следующей последовательности: датчик магнитных металлических примесей, датчик немагнитных металлических примесей, датчик неметаллических примесей, а оценку технического состояния двигателя осуществляют путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом, отличающийся тем, что дополнительно проводят контроль максимальных размеров частиц износа с помощью датчика контроля размера частиц, соединенного последовательно с насосом и датчиками контроля примесей.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения удельного расхода топлива двигателем внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и касается способов приработки двигателей

Изобретение относится к технической диагностике и может быть применено для оценки технического состояния машины, например двигателя внутреннего сгорания, путем контроля виброакустического сигнала в избранной полосе спектра вибрации при работе двигателя на заданном режиме

Изобретение относится к способам контроля и диагностирования состояния пневмогидравлических объектов, работающих в экстремальных условиях, например жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)

Изобретение относится к двигателестроению, может применяться в системе зажигания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с индуктивным накопителем энергии для контроля рабочего процесса ДВС по изменению проводимости искрового промежутка разрядника камеры сгорания и решает задачу повышения точности измерения проводимости искрового промежутка разрядника системы зажигания ДВС

Изобретение относится к области ракетной техники, а конкретно к способам и устройствам для испытаний ракетных двигателей

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано для наземных испытаний авиационных газотурбинных двигателей с имитацией полетных условий при взлете и посадке

Изобретение относится к области средств вибродиагностики машин, а конкретно, к устройствам для крепления вибропреобразователя, может быть использовано в системах вибродиагностики для долговременного наблюдения за техническим состоянием машин

Изобретение относится к обкаточным стендам, в частности к стендам для проведения приработки, испытания и диагностики автотракторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к производству и эксплуатации ДВС, способам эквивалентно-циклических испытаний (ЭЦИ) поршневых ДВС

Изобретение относится к испытательным стендам для воздухоочистителей
Изобретение относится к способам механической обработки (проверки), а именно к испытаниям (натурным) двигателя автомобиля для определения износостойкости цилиндров ДВС, обработанных дробеструйным способом

Изобретение относится к стендам для испытания турбореактивных двигателей с поворотными осесимметричными сверхзвуковыми реактивными соплами и позволяет поворачивать сопло во время испытаний в одной или во всех возможных для сопла плоскостях ориентации в пространстве

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, и позволяет упростить изготовление и определить степень загрязнения масла железными примесями

Изобретение относится к испытанию лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания, и может найти широкое применение в общем и энергетическом машиностроении

Изобретение относится к способам кинематических испытаний пар трения и, в частности, касается способов приработки с подачей тока через трущуюся пару

Изобретение относится к стендовому оборудованию для исследования энергетических параметров машинно-тракторного агрегата и может быть использовано в лабораториях машиноиспытательных станций
Наверх