Теплообменник

 

Изобретение предназначено для применения в области теплообменной техники и может быть использовано при создании теплообменников ожижителей атомсферного воздуха двигателей ЖВРД, авиационных и наземных газотурбинных установок, в криогенной технике. Теплообменник содержит секции с подводящими и отводящими патрубками, трубчатые теплообменные элементы, концы которых установлены в днищах, помещенных в коллекторы, согласно изобретению в днищах между концами теплообменных элементов выполнены сквозные каналы. Днище теплообменника имеет форму шестигранника, который является составной частью сотовой матрицы, что обеспечивает наиболее плотную упаковку. В конструкции используют трубчатые теплообменные элементы с выполненными на наружной поверхности винтовыми каналами под углом наклона 45o к оси, которые образуют на внутренней поверхности трубки эквидистантные выступы. Подводящий и отводящий патрубки расположены перпендикулярно продольной оси трубчатых теплообменных элементов, имеют в поперечном сечении форму крыла, что при прохождении потока рабочего тела (например, воздуха) позволяет им участвовать в создании подъемной силы. Подводящий и отводящий патрубки имеют оребренную поверхность, что способствует интенсификации процесса теплообмена и обеспечивает им прочностные характеристики. Техническим результатом является снижение массы теплообменника с возможностью обеспечения схемы ток - противоток при широком варьировании мощностей. 5 з.п.ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к теплообменной технике, а именно к теплообменникам.

В настоящее время одной из основных проблем при создании теплообменников является улучшение его массовых характеристик.

Известен блочный теплообменник с индивидуальным подводом одного теплоносителя и общим поперечным подводом другого теплоносителя, содержащий две цилиндрические пластины, расположенные параллельно друг другу, в которых выполнено заданное количество сквозных отверстий, внутрь которых введены теплообменные трубы, принадлежащие теплообменным ячейкам. Головки установлены по окружности боковых участков пластин и закрывают эти участки. Под давлением, направленным к центру от боковой стороны головок по боковым участкам пластин, происходит формирование единой конструкции, состоящей из труб пластин и головок. При этом по сторонам труб проходит камера горячего дутья. Процесс теплообмена осуществляется между средой в камере и вторичным носителем тепла (заявка Японии N 54-13010, МКИ F 28 D 7/00, B 21 D 53/2 - прототип).

Данный теплообменник не обеспечивает равномерного теплообмена и плотного расположения теплообменных элементов по всему сечению теплообменника, а также движения компонентов, участвующих в теплообмене по схеме "ток - противоток", которая является наиболее эффективной при ограничении возможных потерь давления в тракте. Это приводит к снижению эффективности теплообмена и обеспечивает сравнительно низкие массовые характеристики.

Целью настоящего изобретения является снижение массы теплообменника с возможностью обеспечения схемы "ток - противоток" при широком варьировании мощностей.

Поставленная цель достигается тем, что в предложенном теплообменнике, выполненном в виде секции, содержащей подводящий и отводящий патрубки, трубчатые теплообменные элементы, концы которых установлены в днищах, помещенных в коллекторы, в днищах между концами теплообменных элементов выполнены сквозные каналы с гидравлическими характеристиками, близкими к характеристикам основного рабочего трубчатого участка, днище теплообменника имеет форму шестигранника, который является составной частью сотовой матрицы, обеспечивающей наиболее плотную упаковку, подводящий и отводящий патрубки, расположенные перпендикулярно к продольной оси трубчатых теплообменных элементов, имеют в поперечном сечении форму крыла, что позволяет при прохождении потока рабочего тела (например, воздуха) патрубкам участвовать в создании подъемной силы.

Для максимального использования всей поверхности теплообменника в процессе теплопередачи подводящий и отводящий патрубки имеют развитую (оребренную) поверхность, что способствует интенсификации теплообмена и обеспечивает им улучшенные прочностные характеристики.

На наружной поверхности трубчатых теплообменных элементов выполнены винтовые каналы под углом наклона 45o к оси, которые образуют на внутренней поверхности трубки эквидистантные выступы, что позволяет интенсифицировать процесс теплообмена не только на поверхности, но и внутри теплообменных элементов. Следует отметить, что при увеличении угла наклона винтовых каналов > 45o растет гидравлическое сопротивление потока, что приведет к "запиранию" теплообменных каналов, при уменьшении угла наклона до 0o интенсивность теплообмена в каналах снижается в 1,5 - 2 раза.

Сравнение предложенного технического решения с прототипом и другими известными техническими решениями в данной области техники показало, что данная совокупность признаков в предложенном сочетании применена впервые и ранее не использовалась.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критерию изобретения "новизна".

Предложенный теплообменник представлен на: фиг. 1 - продольный разрез теплообменника, фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2, фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 2, фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 1, фиг. 6 - элемент Д на фиг. 1, фиг. 7 - разрез Е-Е на фиг. 6, фиг. 8 - вид Ж , где 1 - трубчатые теплообменные элементы,
2 - подводящее днище,
3 - отводящее днище,
4 - сквозные каналы в днище,
5 - внутренние коллекторы днищ,
6 - подводящий патрубок,
7 - отводящий патрубок,
8 - ребра,
9 - лучевые каналы,
10 - подводящие каналы.

Предложенный теплообменник содержит трубчатые теплообменные элементы - 1, которые соединяются с днищами, подводящим 2 и отводящим 3, имеющими форму шестигранника, в которых выполнены сквозные каналы 4 с гидравлическими характеристиками, близкими к основному рабочему трубчатому участку сборки, внутренние коллекторы днищ 5 являются промежуточным соединением между патрубками для подвода 6 и отвода 7 рабочих тел и трубчатыми теплообменными элементами 1. Патрубки 6, 7 расположены перпендикулярно к трубчатым элементам 1 и имеют ребра 8, причем поток рабочего тела из подводящих патрубков распределяются по трем лучевым каналам 9, подводящим каналам 10 и далее в теплообменные элементы 1.

Предложенный теплообменник работает следующим образом.

I рабочее тело (например, хладагент) подводится к днищу 2 по подводящему патрубку 6, распределяется по внутреннему коллектору днища 5, который обеспечивает подвод рабочего тела непосредственно к трубчатым теплообменным элементам 1. Пройдя через трубчатые теплообменные элементы 1, отводящее днище 3 и внутренний коллектор днища 5, I рабочее тело попадает в отводящий патрубок 7. Винтовая закрутка трубок 1 способствует турбулизации потока, что интенсифицирует теплообмен.

Набегающий поток II рабочего тела (например, воздуха) обтекает отводящий патрубок 7, далее через сквозные каналы 4 в отводящем днище 3 поступает на основной теплообменный участок, омывая трубки 1, проходит через сквозные каналы 4 подводящих днищ 2 и, обтекая подводящий патрубок 6, поступает на выход.

Наиболее эффективно настоящее изобретение может быть использовано при создании теплообменников ожижителей атмосферного воздуха двигателей ЖВРД, авиационных и наземных газотурбинных установок, криогенной техники.


Формула изобретения

1. Теплообменник, выполненный в виде секции, содержащий подводящий и отводящий патрубки, трубчатые теплообменные элементы, концы которых установлены в днищах, помещенных в коллекторы, отличающийся тем, что в днищах между концами трубчатых теплообменных элементов выполнены сквозные каналы.

2. Теплообменник по п.1, отличающийся тем, что днище теплообменника выполнено в виде шестигранника.

3. Теплообменник по п.1, отличающийся тем, что на наружной поверхности трубчатых теплообменных элементов выполнены винтовые каналы под углом наклона 45o, образующие на внутренней поверхности трубчатых теплообменных элементов эквидистантные выступы.

4. Теплообменник по п.1, отличающийся тем, что подводящий и отводящий патрубки расположены перпендикулярно продольным осям трубчатых теплообменных элементов.

5. Теплообменник по пп.1 и 4, отличающийся тем, что подводящий и отводящий патрубки имеют в поперечном сечении форму крыла.

6. Теплообменник по пп.1, 4 и 5, отличающийся тем, что на поверхности подводящего и отводящего патрубков выполнены ребра.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплотехнике, преимущественно к транспортным средствам, а именно к устройствам, обеспечивающим комфортные условия в салонах транспортных средств, а также и к устройствам кондиционирования воздуха

Изобретение относится к теплообменной аппаратуре и может быть использовано в химической, нефтеперерабатывающей, пищевой, фармацевтической, парфюмерной, машиностроительной и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в глиноземном производстве для регенеративного нагрева сырой автоклавной пульпы теплом вареной пульпы

Изобретение относится к конденсаторам, использующимся в автомобильных системах кондиционирования воздуха

Изобретение относится к теплообменным аппаратам транспортных средств и может быть использовано в автомобильной промышленности

Изобретение относится к области космической техники, а именно к системам создания условий пребывания экипажей космических орбитальных станций в процессе полета

Изобретение относится к холодильной технике, более конкретно к рекуперативным охладителям, и в частном случае к охладителям, применяемым в таких системах, в которых хладагентом является воздух, а охлаждаемой средой - масло

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям для привода электрогенераторов на теплоэлектростанциях

Изобретение относится к средствам закачки технологических жидкостей в нефтегазодобыче, в частности для закачки нагретого растворителя при депарафинизации подземного оборудования скважин

Изобретение относится к теплообменной аппаратуре и может быть использовано в энергетической, химической, металлургической и горной промышленности
Наверх