Корпус малотоннажного судна

 

Изобретение относится к судостроению и касается создания малотоннажных однокорпусных судов. Корпус судна содержит верхнюю глиссирующую и нижнюю водоизмещающую части. Относительное удлинение нижней водоизмещающей части L/BH 3, где L - длина судна; ВH - максимальная ширина нижней части корпуса. Ширина верхней глиссирующей части (BB) больше максимальной ширины нижней части по крайней мере в 1,2 раза: BB/BH 1,2. В передней погруженной части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули-крылья. Глиссирующая поверхность может иметь реданы, килеватость. Технический результат реализации изобретения заключается в оптимальном использовании соотношения сил поддержания судна, получаемых за счет водоизмещения и глиссирования. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к однокорпусным малотоннажным судам, использующим водоизмещающие и динамические силы поддерживания.

Известен корпус малого судна, состоящий из нижней водоизмещающей и верхней глиссирующей частей. При этом водоизмещающая часть имеет очень большое относительное удлинение L/Вн 10, а ширина верхней глиссирующей части по крайней мере в три раза превосходит ширину нижней части: Вв/Bн 3. Здесь L - длина корпуса; Вн - ширина водоизмещающей (нижней) части; Вв - ширина глиссирующей (верхней) части (см. Бюллетень "Изобретения" N 22, август 1998, заявка N 96109617).

Это позволяет использовать оптимальное соотношение водоизмещающих и динамических сил посредством выбора в указанных пределах главных размерений нижней и верхней частей корпуса.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение пределов соотношений главных размерений L/Вн и Ввн, в которых возможна оптимизация относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении подобных водоизмещающе-глиссирующих судов.

Очевидно, что приближение Ввн к единице (Ввн ---> 1) означает увеличение относительной роли водоизмещающих сил. Но у современных малотоннажных водоизмещающих судов относительное удлинение редко выбирается более четырех (по соображениям остойчивости, обитаемости). Однако, если у водоизмещающе-глиссирующего судна верхняя часть выполнена, например, в виде глиссирующей лыжи постоянной ширины Вв почти по всей длине, а нижняя водоизмещающая в плане имеет чечевицеобразную или ромбовидную форму (короткая цилиндрическая вставка с плавными носовым и кормовым сужениями) с максимальной шириной Вн, близкой к Вв, то такой корпус не будет "заныривать" носовой частью при волнении, а кормовая часть не будет излишне погружаться в воду; глиссирование будет оказывать стабилизирующее влияние, в частности, при циркуляции.

При более высоких значениях Ввн может оказаться оптимальным и большее относительное удлинение L/Вн, особенно при длинной цилиндрической вставке.

В случае весьма короткой и широкой глиссирующей лыжи (например, L/Вв~2) наличие водоизмещающей части (даже небольшого водоизмещения), позволит смягчить динамические удары глиссирующего судна о поверхность воды, снизить мощность энергоустановки, необходимой для выхода на режим глиссирования, снизить чувствительность к перегрузкам и т.п.

Таким образом, эффект оптимизации относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении водоизмещающе-глиссирующих судов различного назначения (речные трамваи, разъездные и туристские катера, яхты, водные мотоциклы, суда для рыболова-любителя и т.д.) возможен в весьма широком диапазоне соотношений главных размерений водоизмещающей части и глиссирующей лыжи: L/Вн3; Ввн 1,2.

В передней нижней (погруженной) части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули - подводные крылья, позволяющие при движении уменьшить смачиваемую поверхность и сопротивление судна.

Поверхность глиссирующей лыжи может иметь реданы, килеватость.

Формула изобретения

1. Корпус малотоннажного судна, состоящий из верхней глиссирующей и нижней водоизмещающей частей, отличающийся тем, что относительное удлинение водоизмещающей части L/Bн 3, а ширина верхней глиссирующей части больше ширины (максимальной) нижней части по крайней мере в 1,2 раза: Ввн 1,2, где L - длина судна; Вн - ширина (максимальная) нижней части; Вв - ширина верхней части.

2. Корпус по п. 1, отличающийся тем, что в передней погруженной части установлены горизонтальные рули-крылья.

3. Корпус по п.1, отличающийся тем, что глиссирующая поверхность может иметь реданы, килеватость.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается создания технологии контроля мореходных качеств судна в условиях его эксплуатации

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций двойных днищевых или бортовых перекрытий судов неограниченного и ограниченного района плавания

Изобретение относится к судостроению, а конкретно к конструкции судов и их трюмов, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов и глыб льда

Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для транспортировки цельных грузов с почти идентичными трюму размерами и весами, приближенными к его водоизмещению

Ледовоз-н // 2145290
Изобретение относится к судостроению, а конкретно к конструкции судов и их трюмов, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов и глыб льда

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для создания скоростных судов с повышенной мореходностью

Изобретение относится к судостроению и может использоваться в судовых корпусных конструкциях, надстройках и т

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в корпусных конструкциях, судовых надстройках и т.д

Изобретение относится к судостроению и касается создания обтекателей наклонных гребных валов быстроходных судов с днищевыми газовыми кавернами

Изобретение относится к судостроению и касается создания обтекателей наклонных гребных валов быстроходных судов с днищевыми газовыми кавернами

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования днищевых обводов корпуса быстроходного судна с газовыми кавернами и водометными движителями

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования днищевых обводов корпуса быстроходного судна с газовыми кавернами и водометными движителями

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования днищевых обводов корпуса быстроходного судна с газовыми кавернами и водометными движителями

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для перевозки грузов

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования крыльевых устройств судов на подводных крыльях
Наверх