Устройство для контроля межосевого расстояния, непараллельности и скрещивания осей отверстий шатуна двигателя

 

Устройство содержит корпус, в отверстии которого установлен кронштейн с возможностью поворота на 360o. На верхнем торце кронштейна закреплен отсчетный узел. Нижний торец кронштейна контактирует с подпятником, смонтированным в отверстии корпуса. Элемент для установки нижней головки шатуна выполнен сменным в виде кольца с конусообразной наружной поверхностью. К корпусу присоединено сменное основание, на котором в зависимости от типоразмеров измеряемых шатунов установлены базовые детали в виде пальцев. Устройство обеспечивает достижение высокой универсализации и повышение точности измерений. 2 ил.

Изобретение предназначено для контроля межосевого расстояния непараллельности и скрещивания осей отверстий шатуна двигателя и может быть использовано в автосудоремонтных заводах и автосудотранспортных предприятиях.

Известен прибор для проверки шатунов на изгиб и скрещивание, содержащий вертикальную плиту, установочную оправку, расположенную перпендикулярно к плоскости плиты, призму с двумя отсчетными узлами, например индикаторами, и штатив с основанием, в котором закреплена установочная оправка, имеющая сменные накладки, кронштейном, размещенным на штативе с возможностью перемещения вдоль него в вертикальной плоскости, планшайбой с тремя сферическими опорами и соосной державкой для крепления в кронштейне с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости, а контрольная плита снабжена тремя сферическими гнездами, соответствующими сферическим опорам, и шарнирно установлена на этих опорах (см. авт. свид. СССР N 225478, G 01 B 5/30, 1968 г.).

Недостатком этого прибора являются большие погрешности при измерениях, связанные со значительным количеством промежуточных деталей в измерительной цепочке, начиная от базирования до отсчетного узла, кроме того, этот прибор определяет только отклонения осей отверстий от непараллельности и скрещивания.

Известно приспособление для контроля шатуна, содержащее основание с элементами базирования шатуна по его отверстию нижней головки и по отверстию верхней головки в виде измерительной оправки со сферическим шарниром и промежуточным элементом, установленным на этом шарнире, а другим концом - жестко на каретке, выполненной с возможностью перемещения вдоль линии, перпендикулярной осям элементов базирования и лежащей в плоскости этих осей, и отсчетные узлы, закрепленные на каретке, направление измерения одного из которых совпадает с направлением перемещения каретки и измеряющего межосевое расстояние, другой, измеряющий непараллельность, и третий перпендикулярно предыдущему - измеряющий скрещивание осей (см. авт. свид. СССР N 846992, G 01 B 5/24, 1981 г.).

Достоинством этого приспособления является возможность измерения не только непараллельность скрещивания, но и межосевое расстояние отверстий шатуна.

Недостатками этого приспособления являются определение различных параметров деформации шатуна разными отсчетными узлами через промежуточные элементы, что снижает точность измерений, а также нетехнологичность исполнения некоторых конструктивных элементов, в частности сферического шарнира.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение точности и стабильности измерений деформации шатуна, а также возможность измерить межосевые расстояния, непараллельность и скрещивание осей отверстий шатунов всех марок двигателей.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Устройство содержит корпус, в котором выполнено отверстие с возможностью перемещения в нем на 360o кронштейна, на одном конце которого выполнен паз для установки отсчетного узла, а торец противоположного конца кронштейна контактирует с торцем неподвижного подпятника, смонтированного в нижней части отверстия корпуса, кроме того, на корпусе сверху выполнена выточка для установки сменных элементов, наружные поверхности которых конусообразны и служат для самоустановливания отверстиями нижних головок шатунов, а установка верхних головок своими отверстиями осуществляется на пальцы - базовые детали, смонтированные на сменные основания, присоединяемые к корпусу выточками и винтами.

Между тем измеряемые шатуны располагаются по радиусам относительно центра отверстия в корпусе, причем длина радиусов соизмерима с типоразмерами контролируемых шатунов, а окружности отверстия, выточек в корпусе и сменных основаниях, а также окружности конусообразных поверхностей сменных элементов и их отверстий концентричны между собой. Кроме того, во время контроля межосевого расстояния непараллельности и скрещивания осей отверстий кронштейн с закрепленным в его пазу отсчетным узлом со своими шкалой и наконечником поворачиваются на 360o относительно поверхности отверстия, при этом наконечник отсчетного узла прослеживает по элипсообразной образующей отверстия нижней головки шатуна. Стрелка шкалы отсчетного узла при этом отклоняется вправо или влево от "0" отметки, причем максимальное значение будет считываться на шкале при непараллельности отклонениями межосевого расстояния в момент нахождения наконечника отсчетного узла на продольной оси шатуна, а максимальное значение при скрещивании оси отверстия будет наблюдаться при нахождении наконечника отсчетного узла на оси отверстия нижней головки шатуна, пересекающейся с продольной осью под 90o, кроме того, настройка устройства перед измерениями шатунов осуществляется за счет образцового шатуна, стрелку шкалы отсчетного узла при этом устанавливают на "0" отметку.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображено устройство в разрезе А-А.

На фиг. 2 изображен его вид сверху.

Устройство для контроля межосевого расстояния непараллельности и скрещивания осей отверстий шатунов двигателей состоит из корпуса 1 с выточкой 2, отверстия 3, расположенного на продольной оси корпуса, кронштейна 4, установленного в отверстии 3 с возможностью поворота на 360o относительно поверхности отверстия 3, при этом кронштейн 4 контактирует своим нижним торцем 5 с плоскостью подпятника 6, смонтированного в нижней части отверстия 3, а на верхнем торце 7 кронштейна 4 выполнен паз 8 с возможностью установки и закрепления в нем винтом 9 отсчетного узла 10 в виде индикатора ИРБ с наконечником 11 и шкалой отсчета 12, а для перемещения кронштейна 4 на 360o при измерении шатуна 13 служит ручка 14, прикрепляемая к кронштейну 4, кроме того, к корпусу 1 выточками 15 присоединяются болтами 16 сменные основания 17, в состав которых входят большое количество установленных на них пальцев 18, имеющих бурты 19 для базирования при измерении шатунов 13 своими отверстиями 20 верхних головок 21 в зависимости от их типоразмеров, а нижняя головка 22 шатуна 13 своим отверстием 23 при этом укладывается на конусную поверхность 24 сменных элементов 25 в виде колец в зависимости от типоразмеров измеряемых шатунов 13, причем сменные элементы расположены в выточке 2 корпуса 1, для настройки устройства перед измерениями шатунов 13 служат образцовые шатуны, стрелку шкалы для этого устанавливают на "0" отметку.

Устройство работает следующим образом - попеременно измеряемые типоразмеры шатунов 13 своими отверстиями 20 верхних головок 21 базируют на пальцах 18 с буртами 19, смонтированными на сменных основаниях 17, присоединяемых выточками 15 и болтами 16 к корпусу 1, а в это же время отверстия 23 нижних головок 22 шатунов 13 укладываются на конусную поверхность сменных элементов 25 в виде колец, устанавливаемых на выточке 2 корпуса 1. В дальнейшем отсчетный узел 10, установленный в пазу 8 и закрепленный винтом 9 к верхнему концу кронштейна 4, своим наконечником 11 прослеживает по образующим отверстиям 23 нижних головок 22 шатунов 13 и в это же время на шкале 12 отсчетного узла 10 считываются результаты измерений, так, например, максимальные отклонения при непараллельности межосевого расстояния регистрируются на шкале 12 при нахождении наконечника 11 отсчетного узла 10 в месте прохождения продольных осей шатунов 13, а максимальное значение отклонений скрещивания осей отверстий будут считываться на шкале 12 в тот момент, когда наконечник 11 будет находиться на поперечных осях отверстий 23 относительно продольных осей шатунов 13. При измерительных процессах кронштейн 4 совместно с отсчетным узлом 10, его наконечником 11 и шкалой 12 поворачивается на 360o за счет ручки 14 относительно отверстия 3 и плоскости торца подпятника 6 корпуса 1, взаимодействующего с нижним торцем 5 кронштейна 4. Перед проведением измерений осуществляется настраивание устройства за счет образцового шатуна, при этом стрелка шкалы 12 отсчетного узла 10 устанавливается на начало отсчета "0"-ую отметку.

Формула изобретения

Устройство для контроля межосевого расстояния, непараллельности и скрещивания осей отверстий шатуна двигателя, содержащее корпус, а также элемент и базовую деталь для установки на них отверстием соответственно нижней и верхней головок шатуна, и отсчетный узел, отличающееся тем, что в корпусе выполнено отверстие с возможностью поворота в нем на 360o кронштейна, на верхнем торце которого выполнен паз с возможностью закрепления на нем отсчетного узла, а нижний торец контактирует с подпятником, смонтированным в отверстии корпуса, элемент для установки на него отверстием нижней головки шатуна выполнен сменным в виде кольца с конусообразной наружной поверхностью, а к корпусу присоединено сменное основание, на котором в зависимости от типоразмеров измеряемых шатунов установлены базовые детали в виде пальцев.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при конструировании автомобильных электронных блоков

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при измерении симметричной прорези под пайку петушков к коллекторным пластинам, имеющим клинообразное поперечное сечение

Монета // 2180181

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к технике для измерения отклонений расположения шпоночных пазов относительно оси сквозных отверстий

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения параметров шпоночных пазов на валах

Изобретение относится к измерительной технике, в частности, к механическим устройствам измерения линейных величин

Изобретение относится к технике измерений линейных величин
Наверх