Пьезоэлектрический акселерометр

 

Акселерометр может быть использован в средствах измерения и контроля виброускорения различных машин и механизмов. Акселерометр содержит корпус, состоящий из основания и крышки. На основании установлен чувствительный элемент, выполненный в виде монолитного многослойного конденсатора из пьезоэлектрических пластин с электродами и коммутационными шинами, каждая из которых соединена с электродами одной полярности. В пьезоэлектрических пластинах со стороны одной из электродных поверхностей выполнены металлизированные хордовые канавки, диффузно заполненные коммутационными шинами, что позволяет повысить коэффициент преобразования по заряду и точность измерения параметров вибрации за счет снижения относительного коэффициента поперечного преобразования при работе пьезоэлектрического акселерометра в широком диапазоне температур, статических и динамических нагрузок. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в средствах измерения и контроля виброускорения различных машин и механизмов.

Известны пьезоэлектрические акселерометры, содержащие основание, на котором установлен чувствительный элемент, выполненный в виде набора пьезоэлектрических элементов с электродами, чередующихся с металлическими токосъемниками в виде шайб, инерционную массу и соединительный кабель. Пьезоэлементы в наборе соединены электрически параллельно [1]. Конструкция обладает повышенным коэффициентом преобразования по заряду и низким (5-7%) для такого класса акселерометров относительным коэффициентом поперечного преобразования. Однако существенным недостатком является весьма ограниченный диапазон эффективной работы при воздействии таких внешних дестабилизирующих факторов, как температура (до 250oC), статические (до 500 кгс/см2) и динамические (до 2000 g) нагрузки. Обусловлено это тем, что чувствительный элемент конструктивно выполнен из чередующихся пьезоэлементов и токосъемников, соразмерных по геометрическим размерам и изготовленных из разнородных материалов (пьезокерамика и металл), отличающихся по модулю упругости и коэффициенту теплового расширения. При воздействии на такой чувствительный элемент повышенных или пониженных температур, больших статических и динамических нагрузок в пьезоэлементах возникают растягивающие механические напряжения в планарном направлении, что приводит к существенному снижению его прочностных свойств и уменьшению полезного сигнала.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности является пьезоэлектрический акселерометр, содержащий корпус, состоящий из основания и крышки, на основании установлен чувствительный элемент, выполненный в виде монолитного многослойного пленочного конденсатора из пьезоэлектрической пленки с электродами и коммутационными шинами вдоль монолита, каждая из которых соединена с электродами одной полярности, которые равноудалены от коммутационных шин противоположной полярности на расстояние, равное толщине пленки [2].

Благодаря тому, что известная конструкция представляет собой монолит, она обладает высокой жесткостью и прочностью, а также позволяет увеличить точность измерения параметров вибрации путем некоторого снижения относительного коэффициента поперечного преобразования.

Однако асимметричная форма электродов, имеющих с одной стороны выступ для соединения с коммутационной шиной, а с противоположной - изолирующий зазор, не позволяет полностью исключить влияние неоднородности структурных зон чувствительного элемента на величину относительного коэффициента поперечного преобразования, а также использовать всю электродную поверхность пьезоактивных слоев для увеличения коэффициента преобразования по заряду, который снижается во столько раз, во сколько полезная площадь пьезоэлементов (площадь металлизации) меньше площади пьезокерамических заготовок.

Заявляемое изобретение позволяет повысить коэффициент преобразования по заряду и точность измерения параметров вибрации за счет снижения относительного коэффициента поперечного преобразования при работе пьезоэлектрического акселерометра в широком диапазоне температур, статических и динамических нагрузок.

Указанный технический эффект достигается тем, что в пьезоэлектрическом акселерометре, содержащем корпус, состоящий из основания и крышки, на основании установлен чувствительный элемент, выполненный в виде монолитного многослойного конденсатора из пьезоээлектрических пластин с электродами и коммутационными шинами вдоль монолита, каждая из которых соединена с электродами одной полярности, пьезоэлектрические пластины со стороны одной из своих электродных поверхностей, идентичных относительно основания, выполнены с полностью металлизированными хордовыми канавками, диффузно заполненными металлическими коммутационными шинами.

На фиг. 1 показан пьезоэлектрический акселерометр, общий вид; на фиг. 2 - чувствительный элемент с приведением пространственной ориентации пьезоэлементов.

Пьезоэлектрический акселерометр (фиг. 1) состоит из основания 1, чувствительного элемента 2 с электродами 3, замкнутыми вдоль боковой поверхности разнополярными шинами 4, соединяющими электроды одинаковой полярности, крышки 5 для защиты от внешних воздействий и кабеля 6. Чувствительный элемент 2 прикреплен к основанию 1 гайкой 7 и электрически изолирован от корпуса при помощи изоляционных втулок 8.

Чувствительный элемент 2 (фиг. 2) изготовлен в виде набора отдельных плоских элементов 9, выполненных из пьезокерамического материала, с электродами 3 на торцевых поверхностях. Со стороны одной из электродных поверхностей в пьезоэлементах 9 выполнены хордовые канавки 10.

Глубина и ширина хордовых канавок определяются геометрическими параметрами коммутационной шины и требованиями, предъявляемыми к механической прочности пьезоэлемента, при этом глубина канавки выбирается равной не более 0,3 толщины межэлектродного промежутка (т.е. толщины пьезопластины). Величина заглубления хордовых канавок в тело блока чувствительного элемента, т. е. максимальное расстояние хордовой канавки от боковой образующей, определяется требованиями, предъявляемыми к механической прочности отдельного пьезоэлемента и к прочности механического соединения коммутационной шины к блоку чувствительного элемента в целом, и составляет порядка 0,5 радиуса пьезоэлемента (при выполнении пьезоэлемента в виде шайбы).

Хордовые канавки металлизируются и диффузно заполняются коммутационными шинами 4. Пьезокерамические пластины набираются в пакет с соблюдением одинаковой относительно основания ориентации идентичных электродных поверхностей и поворотом соседних пластин друг относительно друга на 180o вокруг оси чувствительного элемента (фиг. 2). Собранные в пакет пьезокерамические пластины спекаются в монолит путем термокомпрессионной сварки при температуре 780oC и давлении 3-5 кг/см2 в течение 3 час с последующей поляризацией в оптимальном для конкретного пьезоматериала режиме.

Благодаря тому что предлагаемая конструкция является монолитной, она обладает высокой жесткостью и прочностью, а полная симметрия электродов позволяет практически полностью исключить структурную неоднородность пьезоактивных зон чувствительного элемента и полностью использовать всю электродную поверхность. Таким образом, изобретение позволяет снизить коэффициент поперечного преобразования и повысить коэффициент по заряду при работе пьезоэлектрического акселерометра в широком диапазоне температур (от 25 до 500oC), статических и динамических нагрузок.

Акселерометр с чувствительным элементом, изготовленным из пьезокерамического материала ТНаВ-1, имел коэффициент преобразования по заряду 130-150 пКл/g и относительный коэффициент поперечного преобразования 4,5-5% (для устройства-прототипа: 80-100 пКл/g и 15-20,0%, соответственно).

Источники информации 1. Патент США N 3569749, кл. 310-84, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР N 1682938, кл. G 01 P 15/09, 1989 - прототип.

Формула изобретения

Пьезоэлектрический акселерометр, содержащий корпус, состоящий из основания и крышки, на основании установлен чувствительный элемент, выполненный в виде монолитного многослойного конденсатора из пьезоэлектрических пластин с электродами и коммутационными шинами вдоль монолита, каждая из которых соединена с электродами одной полярности, отличающийся тем, что в пьезоэлектрических пластинах со стороны одной из электродных поверхностей, идентичных относительно основания, выполнены металлизированные хордовые канавки, диффузно заполненные металлическими коммутационными шинами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сейсмометрии, в частности к устройствам для преобразования сейсмических колебаний в электрические сигналы, а также может быть использовано для измерения вибрации сооружений и конструкции

Изобретение относится к области измерительной техники, а конкретно к пьезоэлектрическим акселерометрам, в которых элементом преобразования механических колебаний в электрический сигнал является пьезоэлектрический материал и которые могут быть использованы для измерения вибрации машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров детонаций в электронной системе управления двигателем автомобиля, а также вибраций в различных областях техники

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров вибраций и ускорений в различных областях техники

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам, использующимся для контроля и исследования линейных и угловых пространственных компонентов механических колебаний в задачах виброметрии, вибродиагностики и сейсмометрии

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерений параметров ускорений и вибраций, вызываемых естественными и искусственными источниками

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к преобразователям линейного ускорения с упругим подвесом чувствительного элемента

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, в частности, для измерения параметров колебаний в сейсмометрии

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле параметров средств измерения вибрации

Изобретение относится к области измерения параметров механических колебаний

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле параметров средств измерения вибрации

Изобретение относится к транспортной измерительной технике и предназначено для использования при измерении ускорения автомобиля в системе электронного управления двигателем

Изобретение относится к измерительной технике, а конкретно к конструкциям электрических, механических и электромеханических датчиков и методике их закрепления на исследуемых (крепежных) объектах, преимущественно датчиков ускорения, выполненных на основе пьезокерамических биморфов консольного типа, и может быть использовано для измерения параметров детонаций в электронной системе управления двигателем автомобиля, а также вибраций в различных областях техники

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно к устройствам для измерения параметров вибрации различных машин и механизмов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах инерциальной навигации

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерениям параметров ударных импульсов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах инерциальной навигации
Наверх