Способ соединения трубопроводов для транспортировки агрессивных жидкостей

 

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при монтаже трубопроводов, имеющих внутреннюю защитную облицовку. При соединении трубопроводов для транспортировки агрессивных жидкостей производят соединение смежных концов внутренней облицовки металлических труб, заполнение пространства между торцами труб герметизирующим материалом, соединение труб наружной муфтой и ее обжатие. Соединение смежных концов внутренней облицовки производят склеиванием. На внутренней поверхности муфты выполняют выступы и канавки. Канавки муфты заполняют кольцами из цветного металла и клеевым и герметизирующим материалом. На внешней поверхности муфты соответственно канавкам выполняют широкие выступы. Внутри соединяют металлические трубы с внутренней облицовкой внутренней втулкой, имеющей заостренные выступы на наружной поверхности. Изобретение повышает надежность соединения при повышенном рабочем давлении. 1 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при монтаже трубопроводов, имеющих внутреннюю защитную облицовку.

Известен способ соединения металлических труб с внутренней облицовкой, включающий сварку смежных слоев облицовки и обматывание шва гофрированной со слоем клея лентой и обжатие [1].

Известный способ не обеспечивает достаточной герметичности и прочности соединения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ соединения металлических труб с внутренней облицовкой, включающий заполнение пространства между торцами труб армированным твердеющим материалом, сваривание смежных концов облицовки, обматывание шва гофрированной со слоем клея лентой и ее обжатие, соединение труб муфтой, деформируемой до затекания ее металла в кольцевые канавки, расположенные на концах соединительных труб [2] .

Известный способ приводит к созданию соединения, имеющего низкое допустимое рабочее давление до 4 МПа, недостаточно надежную герметизацию пространства между металлической и полиэтиленовой трубой. Вследствие этого трубопровод, смонтированный по известному способу, не представляется возможным использовать для транспортировки агрессивных жидкостей под высоким давлением.

В изобретении решается задача повышения максимального рабочего давления.

Задача решается тем, что в способе соединения трубопроводов для транспортировки агрессивных жидкостей, включающем соединение смежных концов внутренней облицовки металлических труб, заполнение пространства между торцами труб герметизирующим материалом, соединение труб наружной муфтой и ее обжатие, согласно изобретению, соединение смежных концов внутренней облицовки производят склеиванием, на внутренней поверхности муфты выполняют выступы и канавки, канавки муфты заполняют кольцами из цветного металла и клеевым и герметизирующим материалом, на внешней поверхности муфты соответственно канавкам выполняют широкие выступы, а внутри соединяют металлические трубы с внутренней облицовкой внутренней втулкой, имеющей заостренные выступы на наружной поверхности.

Признаками изобретения являются: 1) соединение смежных концов внутренней облицовки металлических труб; 2) заполнение пространства между торцами труб герметизирующим материалом; 3) соединение труб наружной муфтой; 4) обжатие муфты: 5) соединение смежных концов внутренней облицовки склеиванием; 6) выполнение выступов на внутренней поверхности муфты; 7) то же и канавок; 8) заполнение канавок муфты кольцами из цветного металла; 9) то же и клеевым и герметизирующим материалом;
10) выполнение широких выступов на внешней поверхности муфты соответственно канавкам;
11) соединение металлических труб с внутренней облицовкой внутренней втулкой;
12) то же имеющей заостренные выступы на наружной поверхности.

Признаки 1 - 4 являются общими с прототипом, признаки 5 - 12 являются существенными отличительными признаками изобретения.

Сущность изобретения
При соединении металлических труб с внутренней облицовкой важным моментом является герметичность соединения и его прочность. При определении этих параметров решающим является максимальное рабочее давление, обеспечиваемое соединением. В изобретении решается задача повышения максимального рабочего давления, обеспечиваемого соединением. Задача решается следующей совокупностью действий.

Склеивают смежные концы внутренней облицовки металлических труб. Заполняют пространство между торцами труб герметизирующим материалом. Внутри соединяют металлические трубы с внутренней облицовкой внутренней втулкой, имеющей заостренные выступы по окружности на наружной поверхности. Заостренные выступы могут быть выполнены в виде метрической резьбы. Высота заостренных выступов меньше толщины внутренней облицовки. Соединяют трубы наружной муфтой и производят ее обжатие. Предварительно на внутренней поверхности муфты по окружности выполняют выступы и канавки. Канавки муфты заполняют кольцами из цветного металла и клеевым и герметизирующим материалом. На внешней поверхности муфты соответственно канавкам по окружности выполняют широкие выступы. Выступы внедряются в материал трубы и внутренней облицовки и создают прочное механическое соединение. Этому же способствуют и кольца из цветного металла с клеевым и герметизирующим материалом.

Вставляемые в канавки муфты уплотнителные кольца выполняют, например, из алюминия, меди и т.п. В качестве клеевого и герметизирующего материала используют смесь герметика и клея, например, герметика - автосила силиконового - 50% и фенолполивинилбутирального клея БФ-2 или БФ-4 - 50% или герметика - автосила силиконового - 50% и полиуретанового клея ПУ-2М - 50%. Размещают наружную муфту на месте соединения труб. Фиксируют торец муфты. Обжимают муфту на металлической трубе протяжкой зафиксированной муфты через фильерное отверстие втулки обжимного устройства. В результате деформации муфта прочно закрепляется на наружной поверхности труб. После этого проводят гидравлические испытания собранного трубопровода под давлением до 12,5 МПа.

Применение в совокупности склеивания смежных концов внутренней облицовки металлических труб, заполнения пространства между торцами труб герметизирующим материалом, соединения внутренней втулкой, имеющей заостренные выступы на наружной поверхности, соединения наружной муфтой с выступами и канавками на внутренней поверхности, с широкими выступами на внешней поверхности, с кольцами из цветного металла и клеевым и герметизирующим материалом приводит к повышению эксплуатационных свойств трубопровода.

Пример конкретного выполнения
Конструкция, образующаяся в процессе соединения труб, представлена на чертеже. Металлические трубы 1 с внутренней полиэтиленовой облицовкой 2 соединены муфтой 3 с четырьмя канавками 4, в которых размещены кольца из цветного металла (алюминия) 5 с клеевым и герметизирующим материалом 6: смесью герметика - автосила силиконового - 50% и фенолполивинилбутирального клея БФ-2 - 50%. На внутренней поверхности муфты 3 выполнены выступы 7. На внешней поверхности муфты 3 соответственно канавкам 4 выполнены широкие выступы 8. Полиэтиленовая облицовка склеена тем же клеевым и герметизирующим материалом 9. Пространство между торцами труб 1 заполнено тем же клеевым и герметизирующим материалом 10. Внутри металлические трубы 1 с внутренней облицовкой 2 соединены внутренней втулкой 11, имеющей заостренные выступы 12 на наружной поверхности. Размещают наружную муфту 3 на месте объединения труб 1 и 2.

Фиксируют торец муфты 3 от перемещения. Обжимают муфту 3 на металлической трубе 1 протяжкой зафиксированной муфты 3 через фильерное отверстие втулки 13 обжимного устройства 14.

Металлическая труба 1 выполнена из стали ст. 20, имеет диаметр 76 мм, толщину стенки 5 мм. Внутренняя полиэтиленовая облицовка 2 выполнена из трубы полиэтилена низкой плотности диаметром 66 мм с толщиной стенки 3 мм. Муфта 3 выполнена из стальной трубы ст. 20. Внутренний диаметр муфты 3 на 2 мм больше наружного диаметра стальной трубы 1. Внутренняя втулка 11 выполнена из коррозионно-стойкого материала - оцинкованной стали. Широкие выступы 8 муфты 3 имеют высоту 1 мм.

Испытания смонтированного трубопровода показали, что трубопровод выдерживает давление 10 МПа и более, в то время как трубопровод по прототипу выдерживает до 4 МПа. Конструкция позволяет использовать трубопровод для транспортировки агрессивных жидкостей.

Применение предложенного способа позволит повысить эксплуатационные свойства трубопровода, расширить область его применения.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 214983, кл. F 16 L 9/14, опубл. 1965 г.

2. Авторское свидетельство СССР N 966382, кл. F 16 L 13/11, опубл. 1982 г. - прототип.


Формула изобретения

Способ соединения трубопроводов для транспортировки агрессивных жидкостей, включающий соединение смежных концов внутренней облицовки металлических труб, заполнение пространства между торцами труб герметизирующим материалом, соединение труб наружной муфтой и ее обжатие, отличающийся тем, что соединение смежных концов внутренней облицовки производят склеиванием, на внутренней поверхности муфты выполняют выступы и канавки, канавки муфты заполняют кольцами из цветного металла и клеевым и герметизирующим материалом, на внешней поверхности муфты соответственно канавкам выполняют широкие выступы, а внутри соединяют металлические трубы с внутренней облицовкой внутренней втулкой, имеющей заостренные выступы на наружной поверхности.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 09.02.2008

Извещение опубликовано: 10.11.2009        БИ: 31/2009




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при монтаже трубопроводов, имеющих внутреннюю защитную облицовку

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть, преимущественно, использовано при сооружении промысловых трубопроводов, а также при транспортировке агрессивных сред на нефтяных промыслах, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к строительству трубопроводов с внутренней защитной оболочкой из термопластичного материала и может быть использовано в нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности

Изобретение относится к строительству и ремонту трубопроводов в мелиорации, водоснабжении и теплоснабжении, а именно к их стыковым соединениям из напорных труб, монтируемых на резиновых уплотнительных кольцах

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, к неразъемным соединениям металлических труб, снабженных внутренней оболочкой из термопластичных материалов, и может быть использовано при сооружении трубопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения фланцев деталей ,в частности, фланцев коллекторов, с сердцевиной радиаторов

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано при строительстве трубопроводов из металлических труб с внутренним покрытием в нефтедобывающей промышленности и в жилищно-коммунальном хозяйстве

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при монтаже трубопроводов, имеющих внутренне покрытие

Изобретение относится к устройству для соединения первого и второго элементов трубы для транспортировки жидкой или газообразной среды посредством инжектирования скрепляющей жидкости. При соединении второй элемент с муфтой принимает конец первого элемента, включающий диффузионную часть для диффузии инжектируемой скрепляющей жидкости. Диффузионная часть выполнена с возможностью размещения по окружности первого элемента и упора края муфты, при этом указанная диффузионная часть имеет по меньшей мере одно отверстие для инжекции скрепляющей жидкости в указанную диффузионную часть. Диффузионная часть образует камеру для сбора указанной скрепляющей жидкости и для ее распределения по окружности. Устройство включает направляющие средства, позволяющие активно направлять скрепляющую жидкость в пространство соединения между муфтой и первым элементом. Описан способ соединения скрепляющей жидкостью. Изобретение обеспечивает гарантированное распределение скрепляющей жидкости при соединении. 4 н. и 20 з.п. ф-лы, 18 ил.
Наверх