Устройство регулирования оптической оси фары транспортного средства

 

Изобретение касается регулирования угла наклона фар в зависимости от нагрузки транспортного средства. Блок управления содержит реверсивный переключатель, в состав которого входят переключающий механизм и фиксатор положения. Для каждой фары предусмотрен электропривод с электродвигателем, связанным через редуктор с толкающим штоком и фарой. В электроприводе имеется позиционный переключатель, выполненный в виде платы с нанесенными на ней токонесущими шинами, взаимодействующими со скользящим пружинным контактом. Последний закреплен на толкающем штоке. Реверсивный переключатель одними неподвижными контактами подключен к выводам электродвигателя, а другими неподвижными контактами через дешифраторы полярности - к токонесущим шинам. Жестко связанные подвижные контакты реверсивного переключателя соединены с переключающим механизмом с люфтом, равным половине шага перемещения фиксатора положения, а количество неподвижных контактов, расположенных на расстоянии, равном величине люфта, составляет четное число. Устройство характеризуется упрощенной конструкцией и повышенной помехозащищенностью. 2 ил.

Изобретение касается устройств регулирования угла наклона фар в зависимости от загрузки транспортного средства и может быть использовано для улучшения потребительских свойств и безопасности автомобилей.

Известно устройство для коррекции фар транспортного средства (патент РФ N 2109646, B 60 Q 1/10, публ. 27.04.98), содержащее для каждой фары реверсивный электродвигатель с редуктором, механически связанным с фарой и толкающим штоком, компараторы, резисторы, резистивный датчик и задатчик утра поворота фар, последний из которых выполнен в виде переменного резистора.

Недостатком устройства является сложность конструкции. Использование компараторов снижает помехозащищенность устройства к воздействию бортовой сети.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является устройство регулировки оптических осей фар (патент Японии N 59195442, B 60 Q 1/10, публ. 06.11.84). Известное устройство содержит блок управления с избирательными переключателями, содержащими подвижные и неподвижные контакты, переключающие механизмы с фиксаторами положения, для каждой фары электропривод, включающий реверсивный электродвигатель с устройством электродинамического торможения и редуктором, механически связанным с толкающим штоком и фарой, компараторы, транзисторы, токовые реле, датчик угла поворота фар, выполненный в виде переменного резистора.

Недостатком устройства являются сложность конструкции, низкая помехозащищенность из-за использования в конструкции компараторов, чувствительных к электромагнитным колебаниям.

Целью изобретения является упрощение конструкции, обеспечение помехозащищенности, снижение стоимости устройства.

Для достижения цели в устройстве, содержащем блок управления с реверсивным переключателем, включающим переключающий механизм с фиксатором положения, неподвижные и подвижные контакты, для каждой фары электропривод, включающий реверсивный электродвигатель с устройством электродинамического торможения, соединенный с редуктором, механически связанным с толкающим штоком и фарой, электропривод содержит позиционный переключатель, выполненный в виде платы с нанесенными на ней мерными токонесущими шинами, взаимодействующими со скользящим пружинным контактом, закрепленным на толкающем штоке. Реверсивный переключатель одними неподвижными контактами подключен к выводу электродвигателя, другими неподвижными контактами через дешифраторы полярности - диоды подключен к токонесущим шинам. Жестко связанные между собой подвижные контакты реверсивного переключателя соединены с переключающим механизмом с люфтом, равным половине шага перемещения фиксатора положения, а количество неподвижных контактов, расположенных относительно друг друга на расстоянии, равном величине люфта, равно четному числу.

Использование в устройстве элементов только релейно-коммутационной базы значительно упрощает конструкцию по сравнению с известным устройством, обеспечивает высокую помехозащищенность, в том числе и от помех бортовой аппаратуры, при низкой стоимости устройства и малых габаритах.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема предложенного устройства, на фиг. 2 - принципиальная схема реверсивного переключателя.

Устройство содержит электроприводы 1 (фиг. 1), подключенные параллельно друг другу к блоку управления 2. Каждый электропривод 1 содержит реверсивный электродвигатель 3 с редуктором 4, соединенным через толкающий шток 5 с фарой 6 транспортного средства, позиционный переключатель 7, устройство электродинамического торможения электродвигателя 8. Позиционный переключатель 7 выполнен в виде платы с нанесенными на ней мерными токонесущими шинами 9, взаимодействующими со скользящим пружинным контактом 10, закрепленным на толкающем штоке 5. Блок управления 2 содержит токовое реле 11, реверсивный переключатель 12, одни неподвижные контакты 13 которого через токовое реле 11 подключены к выводу электродвигателя 3, другие неподвижные контакты 14 через дешифраторы полярности -диоды 15 подключены к токонесущим шинам 9. Неподвижные контакты 13, 14 (фиг. 1, 2), количество которых равно четному числу, расположены по дуге окружности с углом между соседними контактами, равным половине шага перемещения фиксатора 16 положения переключающего устройства 17. Переключающее устройство выполнено в виде оси 18, на одном конце которой закреплена ручка 19 управления, на другом - вилка 20, образующая с водилом 21 жестко связанных между собой подвижных контактов 22, 23 поводковую муфту с люфтом, равным углу . Устройство работает следующим образом. При повороте ручки 19 управления ось 18 поворачивает подвижные контакты 22, 23, которые замыкают неподвижные контакты 13 или 14. За счет сил трения между подвижными и неподвижными контактами, соответственно 22, 23 и 13, 14, водило 21 подвижных контактов 22, 23 занимает одно из крайних положений в зависимости от направления переключения. Так как люфт между крайними положениями вилки 20 и расстояние между двумя соседними неподвижными контактами 13, 14 равны углу , шаг фиксатора 16 положения равен углу 2, при перемещении фиксатора в одном направлении подвижные контакты 22, 23 замыкают четные неподвижные контакты 13. При перемещении фиксатора 16 в противоположном направлении контакты 22, 23 замыкают нечетные контакты 14.

Таким образом, смена полярности на выходе реверсивного переключателя 12 обеспечивается сменой направления перемещения фиксатора. Четное количество неподвижных контактов необходимо для однозначности четных и нечетных контактов, соответственно 13 и 14.

При заданной полярности напряжения на подвижных контактах 22, 23 переключателя 12 на двигатель 3 электропривода 1 через неподвижные контакты 13, 14 подается напряжение такой полярности, что пружинный контакт 10, установленный на штоке 5, перемещается в сторону края 24 токонесущей шины 9, соответствующего заданному положению оптической оси фары 6. По достижении края 24 двигатель 3 обесточивается и останавливается. При этом одному положению оптической оси фары 6 соответствует одно положение фиксатора 16 переключателя 12, но два положения подвижных контактов 22, 23 и два края мерных шин 9.

Таким образом, направлением перемещения фиксатора 16 переключателя 12 задается направление перемещения штока 5 фары 6, а положением фиксатора 16 определяется положение фары 6. Дешифраторы полярности - диоды 15 электроприводов 1 блокируют взаимное влияние электроприводов друг на друга и позволяют уменьшить число управляющих цепей примерно в два раза.

Для повышения точности отработки положения штока 5 служит устройство 8 электродинамического торможения двигателя 3 электропривода 1, которое шунтирует якорь двигателя 3 при отключении напряжения.

Защиту электроприводов 1 от механических перегрузок осуществляет токовое реле 11, отключающее напряжение от электродвигателя 3 при превышении током потребления заданного максимального значения.

Предложенное устройство просто в управлении, при низкой стоимости надежно обеспечивает необходимую корректировку оптических осей фар транспортного средства для обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с "Правилами ЕЭК ООН N 48".

Формула изобретения

Устройство регулирования оптической фары транспортного средства, содержащее блок управления с реверсирующим переключателем, включающим переключающий механизм с фиксатором положения, неподвижные и подвижные контакты, для каждой фары электропривод, включающий реверсивный электродвигатель, соединенный с редуктором, механически связанным с толкающим штоком и фарой, и переключатель, выполненный в виде платы с нанесенными на ней токонесущими шинами, взаимодействующими со скользящим пружинным контактом, отличающееся тем, что пружинный контакт переключателя электропривода закреплен на толкающем штоке и соединен с одним из выводов электродвигателя, снабженного узлом электродинамического торможения, а реверсирующий переключатель одними неподвижными контактами подключен к другому выводу электродвигателя, другими неподвижными контактами через дешифраторы полярности, например диоды, - к токонесущим шинам, при этом жестко связанные между собой подвижные контакты реверсивного переключателя соединены с переключающим механизмом с люфтом, равным половине шага перемещения фиксатора положения, а количество неподвижных контактов, расположенных относительно друг друга на расстоянии, равном величине люфта, равно четному числу.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам автоматической корректировки положения фар транспортного средства

Изобретение относится к способу динамического регулирования положения светового пучка фар транспортного средства в процессе выполнения поворотов и устройству для его осуществления
Наверх