Устройство для повышения скорости судна

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для повышения скорости хода судов (или экономии топлива) за счет использования энергии воды, поступающей в каналы судна через носовые отверстия. Сущность изобретения: в устройстве, содержащем по крайней мере один канал с носовым входным отверстием и бортовым или кормовым выходным отверстием, а также движителями в канале, последний выполнен с несколькими поворотами, за которыми кормовая стенка выполнена в форме крыла преимущественно сегментного типа, а противолежащая стенка - с искусственной шероховатостью, при этом некоторые движители размещены за поворотом перед крыльевой поверхностью. Использование изобретения позволяет получить дополнительную силу тяги судна как при наличии движителей в каналах, так и без них. 4 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для повышения скорости хода судов (или экономии топлива) за счет использования энергии воды, поступающей в каналы судна через носовые отверстия.

Известны устройства для повышения скорости хода судна с применением каналов (заявка Японии 60-33715, В 63 Н 11/02, 1985г., заявка Великобритании 2143486, В 63 Н 11/10, 1985г. и др.).

Устройства содержат один или два канала в корпусе судна, идущие от носовых входных отверстий к бортовым или кормовым выходным отверстиям, а также движители в канале. Положительный эффект устройств состоит в снижении сопротивления движению судна в носовой оконечности и повышении скорости судна за счет использования энергии воды, поступившей в канал, размещенными в нем движителями.

Однако степень использования этой энергии недостаточная. При отсутствии движителей в канале степень использования кинетической энергии воды в канале еще ниже.

В качестве прототипа принято устройство по заявке ЕПВ 0300977, В 63 В 1/34, 1989г., содержащее по крайней мере один канал с носовым входным отверстием и бортовым или кормовым выходным отверстием, а также движители в канале.

Предложенное изобретение предназначено для решения задачи более полного использования энергии движущейся в канале воды (повышения скорости хода судна или экономии топлива).

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве, содержащем по крайней мере один канал с носовым входным отверстием и бортовым или кормовым выходным отверстием, а также движители в канале, канал выполнен с несколькими поворотами, за которыми кормовая стенка по направлению движения воды выполнена в форме крыла, например сегментного типа, а противолежащая стенка - с искусственной шероховатостью, причем некоторые движители размещены за поворотом перед крыльевой поверхностью.

Устройство поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вариант устройства с бортовыми выходными отверстиями; на фиг.2 - устройство в виде одного канала в горизонтальной плоскости судна; на фиг.3 - в виде двух каналов в горизонтальной плоскости судна, ; на фиг.4 - в виде одного канала в вертикальной плоскости судна.

Устройство содержит канал 1, носовое входное отверстие 2, бортовое выходное отверстие 3, кормовое выходное отверстие 4, участок канала 5. на котором размещены крыльевая поверхность 6 на кормовой стенке канала 1, искусственная шероховатость 7 на носовой стенке, движители 8 в канале.

Устройство работает следующим образом.

Во время хода судна проток воды под напором через носовое входное отверстие 2 поступает в канал 1, где набегает на крыльевую поверхность 6. При обтекании крыла скорость потока на его поверхности увеличивается (давление падает) по сравнению со скоростью обтекания противолежащей стенки. В результате разности давлений на обе эти стенки появится результирующая сила Р, приложенная к носовой стенке и направленная в нос судна по перпендикуляру к обшивке канала на данном участке 5 канала. При этом отстояние спинки крыла от носовой стенки должно обеспечить отсутствие влияния разрежения на крыле на давление на этой стенке. Выполнение носовой стенки c искусственной шерховатостью приведет к снижению скорости (повышению давления) ее обтекания по сравнению с гладкой поверхностью, что еще более увеличит разность давлении воды на крыло и носовую шероховатую поверхность в пределах участка 5.

Оценим эффект изобретения. Равнодействующая сила разности действующих сил от потока на крыло и шероховатую поверхность примерно равна: где V - скорость потока воды на данном участке канала, S=bl - площадь крыла в плане (площадь шероховатой поверхности), здесь b и l - хорда и длина крыла.

Размещение перед крылом движителя для ускорения потока, набегающего на крыло (или на крыло и шероховатую стенку), позволит увеличить скорость его (их) обтекания, тем самым разрежение на крыльевой и давление на шероховатой поверхностях, что равносильно увеличению силы Р.

Проекция силы Р на направление движения судна дает силу дополнительной тяги Pт = PCos. Поперечная составляющая силы Р равна силе дрейфа Pд = PSin. Для устранения силы дрейфа необходимо иметь второй участок на канале (или четное их число) (см. фиг.2 и 4) или симметрично расположенные участки при двух каналах (фиг.1 и 3). Здесь - угол между осью участка 5 канала.

Кроме указанных сил появится дополнительная сила сопротивления движению потока в канале Рх. По отношению к величине полезной силы Рт сила сопротивления Рх может достигать не более 15-20%, так как гидродинамическое качество крыла до 15, а шероховатой поверхности около 10.

Для оценочных расчетов рассмотрим судно водоизмещением 3000 т. При скорости хода V= 10 м/с его тяга составляет около 340 кН. Очевидно, мощность устройства должна быть не более мощности потока воды, движущейся в канале. Если соответственно мощности устройства и потока, то из условия пот N получим следующее соотношение a/bСукуш.

Здесь F= аC, а - расстояние между кормовой и носовой стенками, с - высота канала.

Пусть поперечное сечение канала прямоугольное: с=2 м. Габариты крыла: l= C=2 м, b=3 м, толщина профиля 0,18 м.

Примем Cук=0,20 и Cуш=0,10. Зададимся а=2 м. При указанных данных сила Наибольшая дополнительная сила равна 180 кН при =0. При =20o получим Рт=180cos 20o=162 и сила дрейфа Рд=180Sin20o=61,6 кН. Очевидно, существует оптимальный угол опт, зависящий от соотношений между параметрами канала, крыльевой поверхности и сопротивлением движению воды в канале. С учетом дополнительного сопротивления трения крыльев, шероховатости, поворотов канала, стесненности потока следует ожидать, что дополнительная сила тяги устройства будет порядка 3/4 от расчетной. Т.е. Pт3/4180=135 кН, что составляет около 39% от потребной силы тяги судна.

Применение устройства позволит более рационально использовать энергию потока, поступающего в каналы судна, как при наличии движителей, так и без них.

Формула изобретения

Устройство для повышения скорости судна, содержащее по край ней мере один канал с носовым входным отверстием и бортовым или кормовым выходным отверстием и установленные в канале движители, отличающееся тем, что канал выполнен с несколькими поворотами, за которыми кормовая относительно направления движения воды стенка выполнена в форме крыла преимущественно сегментного типа, а противолежащая стенка выполнена с искусственной шероховатостью, при этом часть движителей размещена за поворотом перед крыльевой поверхностью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенным для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к движителям судов, размещенных в туннелях

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительным комплексам с использованием эффекта Магнуса

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям стабилизаторов на корме одновинтовых судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования самоходных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов

Изобретение относится к судостроению и касается разработки устройств для улучшения гидродинамических характеристик гребных винтов

Изобретение относится к судовым движителям, а именно к насадкам к гребному винту

Движитель // 2391249
Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движителям

Изобретение относится к судостроению и касается создания системы насадок гребного винта с использованием эффекта Вентури

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и изготовлении судовых движителей и судов различного назначения. Способ движения судна включает забор воды через входной (основной) канал, расположенный в носовой части корпуса судна, придание ей ускорения и выброс воды через выходной (основной) канал в носовой части корпуса судна в водную или воздушную среду без начального контактного взаимодействия струи воды с корпусом судна. Забор воды и ее выброс может осуществляться также с использованием как основного, так и дополнительного каналов. Использование изобретения позволяет повысить пропульсивные качества комплекса «движитель - судно». 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к маломерному судостроению, в частности к конструированию средств, повышающих проходимость моторных лодок, и может найти применение в качестве дополнения к ним для преодоления труднопроходимых (заболоченных, покрытых водными растениями) внутренних водоемов. Устройство для повышения проходимости маломерных судов включает основание и приспособление для заглубления гребного винта двигателя. Основание выполнено в виде рамки, на которой жестко закреплены два кронштейна для прикрепления устройства к транцу лодки, на основании одной стороной шарнирно закреплена рама, на другом конце которой жестко прикреплена подставка для крепления лодочного мотора. На нижней части основания шарнирно закреплена лыжа, выполненная в виде расходящихся лучей, с рукояткой регулирования ее положения, а на верхней части основания в кронштейне установлен фиксатор положения рукоятки управления лыжей. Устройство снабжено приспособлением для подъема-опускания подставки для установки лодочного мотора, которое одним концом закреплено на нижней части основания, другим - на одной из поперечин, закрепленных на раме и выполняющих также функцию ее ребер жесткости. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик маломерного судна. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к судостроению и касается судовых рулей. Отбойник для судового руля содержит рабочий элемент. Рабочий элемент препятствует попаданию водной растительности и мусора на перо руля во время движения судна и выполнен в виде ролика, который установлен с возможностью вращения вокруг вертикальной оси на передней части пера судового руля, по всей его высоте. Достигается эффективность и удобство в управлении судном. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водной моторной технике. Устройство защиты лодочного мотора содержит элемент закрепления защиты на дейдвуде или корпусе редуктора, центральную защитную пластину. Центральная защитная пластина ориентирована вдоль линии корпуса редуктора и гребного винта со стороны обтекателя ступицы гребного винта и одним концом шарнирно связана с элементом закрепления защиты на дейдвуде. На свободном конце центральной защитной пластины закреплено килевое ложе для размещения в его полости концевой части киля. Элемент закрепления защиты на дейдвуде выполнен в виде охватывающего дейдвуд или редуктор хомута. Полость килевого ложа в направлении перемещения центральной защитной пластины выполнена больше ширины размещаемой в ней концевой части киля на величину хода центральной защитной пластины. Достигается повышение эффективности защиты движителя. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх