Планетарная передача

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям зубчатых планетарных передач. Передача содержит водило-эксцентрик, одновенцовые сателлиты, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления. Водило-эксцентрик выполнено в виде одинаковых эксцентриков, расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной к оси передачи, причем эксцентрики попарно имеют общие оси симметрии. Технический результат заключается в повышении нагрузочной способности. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.

Известна планетарная передача, содержащая солнечную шестерню с внешними зубьями, сателлиты, неподвижное центральное эвольвентное колесо с укороченными внутренними зубьями и коаксиально расположенное в нем центральное колесо в виде барабана с внешними зубьями-перемычками [1].

Недостатками ее являются низкая нагрузочная способность и шум, обусловленные небольшим коэффициентом перекрытия внутренних зацеплений из-за большой разницы чисел зубьев центральных колес и сателлитов.

Известна передача, содержащая водило-эксцентрик, сателлит с внешними зубьями, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления, причем сателлит и центральные колеса имеют небольшую разность чисел зубьев [2].

Недостатком ее является низкая нагрузочная способность, обусловленная наличием всего одного сателлита и неравномерным распределением нагрузки по ширине зубчатых венцов из-за перекоса сателлита под действием разнонаправленных сил со стороны центральных колес.

Известна также планетарная передача, содержащая водило-эксцентрик, два одновенцовых сателлита, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления с небольшой разницей чисел зубьев их и сателлитов, не превышающей 7, причем оси сателлитов расположены под углом к оси передачи, а их зубья выполнены коническими [3] (прототип).

Однако эта передача сложна в изготовлении и также имеет низкую нагрузочную способность из-за неравномерного распределения нагрузки по ширине зубчатых венцов, что обусловлено асимметрией схемы нагружения сателлитов и водила-эксцентрика.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи, содержащей водило-эксцентрик, одновенцовые сателлиты с внешними зубьями, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления.

Поставленная цель достигается тем, что водило-эксцентрик выполнено с четным, не меньшим четырех числом одинаковых эксцентриков, расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, причем эксцентрики попарно имеют общие оси симметрии, равномерно расположенные на цилиндрической поверхности с радиусом, равным межосевому расстоянию передачи.

Повышение нагрузочной способности обеспечивается симметрией схемы нагружения элементов передачи и обусловленной ей равномерностью распределения нагрузки по ширине зубчатых венцов.

Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид передачи в разрезе, на фиг.2 - вид по А-А на фиг.1 блока сателлитов, на фиг. 3 - вид по Б-Б на фиг.1 водила-эксцентрика.

Передача содержит водило-эксцентрик 1, одновенцовые сателлиты 2, подшипники сателлитов 3, неподвижное центральное колесо внутреннего зацепления 4, тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления 5.

Водило-эксцентрик 1 выполнено с четным, не меньшим четырех числом одинаковых эксцентриков, расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, эксцентрики попарно имеют общие оси симметрии, равномерно расположенные на цилиндрической поверхности с радиусом R, равным межосевому расстоянию передачи аw. Расстояние между эксцентриками, измеренное вдоль оси передачи, не менее ширины подшипника одновенцового сателлита 3 для обеспечения сборки блока сателлитов. Неподвижное центральное колесо внутреннего зацепления 4 выполнено с укороченными эвольвентными зубьями. Тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления выполнено в виде барабана с внешними зубьями-перемычками, число рядов зубьев-перемычек равно числу одновенцовых сателлитов 2.

Одновенцовые сателлиты 2 установлены на подшипники сателлитов 3, расположенные на эксцентриках водила-эксцентрика 1. Тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления 5 расположено коаксиально в неподвижном центральном колесе внутреннего зацепления 4. Одновенцовые сателлиты 2 зацепляются с неподвижным 4 и тихоходным 5 центральными колесами внутреннего зацепления.

Передача работает следующим образом.

Вращательное движение от водила-эксцентрика 1 передается одновенцовым сателлитам 2, а от них - тихоходному центральному колесу внутреннего зацепления 5. При небольшой разнице чисел зубьев одновенцового сателлита 2, неподвижного 4 и тихоходного 5 центральных колес внутреннего зацепления, не превышающей семи, зазоры между зубьями в зоне зацепления малы, под нагрузкой они выбираются и обеспечивается многопарность зацепления. При этом зубья одновенцового сателлита 2 головками сопрягаются с зубьями неподвижного центрального колеса внутреннего зацепления 4, а ножками - с зубьями-перемычками тихоходного центрального колеса внутреннего зацепления 5. Силы в зацеплениях одновенцового сателлита 2 действуют в одной плоскости и не приводят к его перекосу, что благоприятно сказывается на распределении нагрузки в зацеплениях. Симметричное расположение эксцентриков водила-эксцентрика 1 относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, а также равномерное расположение осей их симметрии на цилиндрической поверхности радиуса R приводит к уравновешиванию сил, действующих на опоры водила-эксцентрика 1 и препятствует его перекосу.

Снижение неравномерности распределения нагрузки в зацеплениях и разгрузка опор водила-эксцентрика позволяют повысить нагрузочную способность передачи.

Источники информации 1. Безводильная планетарная передача/ Ф.И. Плеханов и др. (РФ). А.с. 1036983 А РФ, МПК F 16 H 1/46. - 3435156 25-28, заявл. 03.05.82, опубл. 23.08.83. - БИ 31.

2. Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. М.-Л.: Машиностроение, 1966, - с. 12, рис. 9, схема в; с. 242, рис. 126.

3. Безруков В. К. , Лопатин Б.А. Эксцентриковая планетарная передача с двумя наклонными сателлитами. Информ. листок 461-82, Челябинск, ЦНТИ. - 1982. - 4 с.

Формула изобретения

Планетарная передача, содержащая водило-эксцентрик, одновенцовые сателлиты, неподвижное центральное колесо внутреннего зацепления с укороченными эвольвентными зубьями, тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления, выполненное в виде барабана с внешними зубьями-перемычками, отличающаяся тем, что водило-эксцентрик выполнено в виде расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, одинаковых эксцентриков, попарно имеющих общие оси симметрии.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым планетарным передачам

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в следящих электроприводах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при преобразовании вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в силовых цилиндрических косозубых передачах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым роликовым передачам

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано для точного поворота на заданный произвольный угол

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для обработки твердых поверхностей, в частности для шлифования каменных полов

Изобретение относится к конструкциям механических передач

Изобретение относится к узлам машин и механизмов, предназначенных для вращения изделий, имеющих поперечное сечение в виде правильного многоугольника

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к червячным передачам, способам и оборудованию для их изготовления

Изобретение относится к прецизионному машиностроению, а именно к мультиплекаторам с циклоидальным зацеплением

Изобретение относится к орбитальным электроприводам промышленных роботов, работающих преимущественно в ангулярных системах координат и имеющих вращающееся основание, на котором закреплены роторы электродвигателя

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бурения нефтяных и газовых скважин при проектировании рабочих органов винтового забойного двигателя

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электродвигателям

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в орбитальных электроприводах промышленных роторов, работающих преимущественно в ангумерных системах координат, имеющих вращающееся основание, на которое укреплены роторы электродвигателя

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано в машиностроении и приборостроении

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в планетарных передачах
Наверх