Способ защиты от коррозии сварного шва и околошовной зоны соединения металлического трубопровода

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. Способ защиты от коррозии сварного шва и околошовной зоны соединения металлического трубопровода включает изоляцию от полости трубопровода внутренней поверхности концов труб в околошовной зоне цилиндрическими оболочками из коррозионно-стойкой стали и сварного шва труб коррозионно-стойким сварным швом цилиндрических оболочек из коррозионно-стойкой стали. Цилиндрические оболочки из коррозионно-стойкой стали и их коррозионно-стойкий сварной шов изолируют от полости трубопровода цилиндрическими оболочками из углеродистой или низколегированной стали и их сварным швом. Цилиндрические оболочки из углеродистой или низколегированной стали и их сварной шов имеют величину значения стандартного электродного потенциала, меньшую, чем у цилиндрических оболочек из коррозионно-стойкой стали и их сварного шва, но не превышающую у металла труб и их сварного шва. Изобретение позволяет повысить защиту от коррозии сварного шва и околошовной зоны соединения трубопровода. 1 ил.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, а именно к защите от коррозии сварных швов и околошовной зоны соединений металлического трубопровода, сооружаемых из труб с внутренним покрытием.

Известен способ защиты от коррозии зоны сварного соединения трубопровода (пат. РФ 2004626 по заявке 4865263/29 от 30.07.90, опубликовано 15.12.93, бюл. 45-46).

В этом способе предусмотрено размещение протектора путем наплавки на некотором расстоянии от торцов валика из сплава на основе алюминия.

Основным недостатком данного способа защиты сварного шва и околошовной зоны соединения металлического трубопровода является то, что сплав на основе алюминия быстро растворяется в транспортируемой среде из-за контактной коррозии. Например, как показал опыт эксплуатации нефтепромысловых трубопроводов, сооруженных из труб с внутренним покрытием, что уже через 6 месяцев ничего не остается от алюминиевого сплава, а через 7-8 месяцев начинаются аварии на трубопроводах и в особенности при транспортировании высокоминерализованных нефтепромысловых сточных вод. Образуются отверстия диаметром от 50 до 80 мм в околошовной зоне в нижней части трубопровода, где находился протектор из алюминиевого сплава. Коррозионное разрушение трубопроводов в околошовной зоне происходит в 2-3 раза быстрее, чем без протекторной защиты. Из-за этого прекратили выпуск труб с внутренним покрытием с таким видом защиты труб от коррозии на заводах в гг. Нижневартовск, Лангепас, Альметьевск, Пенза, Нефтеюганск и т.д. Наносили сплав алюминия на этих заводах путем наплавки или газодинамического напыления, но результат был одинаков, коррозионное разрушение околошовной зоны происходило быстрее, чем без протектора.

Известны способы защиты сварного шва и околошовной зоны (пат. РФ 2105921 по заявке 96107664/06 от 18.04.96 г., опубликовано 27.02.98, Бюл. 6 и пат. РФ 2088834 по заявке 94023011/06 от 15.06.94, опубликовано 27.08.97, Бюл. 24).

В обоих способах на внутреннюю поверхность концов труб наносят самофлюсующиеся сплавы, которые должны защитить сварной шов и околошовную зону от коррозии. Но эти способы имеют существенные недостатки, которые не позволяют качественно защитить от коррозии сварной шов и околошовную зону. Во-первых, это связано с тем, что покрытие получается пористым, через поры транспортируемая среда проникает к металлу труб, где начинаются коррозионные процессы, связанные с разностью электродных потенциалов между металлом труб и самофлюсующегося сплава. Будет происходить коррозионное разрушение металла труб, так как величина значения стандартного электродного потенциала у него меньше, чем у самофлюсующего сплава. Во-вторых, сам процесс очень трудоемок и не позволяет получать стабильные результаты по защите от коррозии. В третьих, надежда на то, что оплавленный от тепла сварки самофлюсующийся сплав, растекаясь, перекроет сварной шов по всему периметру неповоротных сварных стыков трубопроводов, маловероятна, так как будет происходить стекание самофлюсующегося сплава с верхней части сварного шва трубопровода, то есть стык останется незащищенным от коррозии. Наплавка коррозионно-стойкой стали с толщиной и шириной не менее 2,5 мм решает в какой-то степени проблему защиты сварного шва от коррозии, но не решает проблему защиты околошовной зоны от коррозии. Также надо учесть, что самофлюсующийся сплав и коррозионно-стойкая сталь очень резко отличаются по химическому составу, что отрицательно влияет на защиту сварного шва и околошовной зоны соединения трубопровода от коррозии и, в особенности, при транспортировании в высокоминерализованных нефтепромысловых средах с содержанием сероводорода, кислорода, углекислого газа и т.п.

Наиболее близкими по сущности являются способы защиты от коррозии сварных швов и околошовной зоны соединений трубопроводов, где внутреннюю поверхность концов труб плакируют цилиндрическими оболочками из коррозионно-стойкой стали и соединяют трубы сваркой, сначала производят сварку концов облицовок электродами со стержнем из коррозионно-стойкой стали, а затем концов труб соответствующими электродами для металлов труб (пат. РФ 2103593 по заявке 95119761/06 от 21.11.95, опубл. 27.01.98, Бюл. 3; пат. РФ 2103594 по заявке 96111759/06 от 11.06.96, опубл. 27.01.98, Бюл. 3; пат. РФ 2104438 по заявке 96114198/6 от 10.07.96, опубл. 10.02.98, Бюл. 4; пат. РФ 2154221 по заявке 99115932/06 от 21.07.99, опубл. 10.08.2000, Бюл. 22).

Недостатками этих способов защиты от коррозии сварных швов и околошовной зоны соединений трубопровода является то, что многие коррозионно-стойкие стали подвержены питтинговой коррозии.

Задача изобретения - повышение зашиты от коррозии сварного шва и околошовной зоны соединения трубопровода.

Поставленная задача решается следующим образом. Способ защиты сварного шва и околошовной зоны соединения металлического трубопровода, включающий изоляцию от полости трубопровода внутренней поверхности концов труб в околошовной зоне цилиндрическими оболочками из коррозионно-стойкой стали и сварного шва труб коррозионно-стойким сварным швом цилиндрических оболочек из коррозионно-стойкой стали, в котором согласно изобретению цилиндрические оболочки из коррозионно-стойкой стали и их коррозионно-стойкий сварной шов изолируют от полости трубопровода цилиндрическими оболочками из углеродистой или низколегированной стали и их сварным швом, имеющим величину значения стандартного электродного потенциала, меньшую, чем у цилиндрических оболочек из коррозионно-стойкой стали и их сварного шва, но не превышающую у металла труб и их сварного шва.

Изоляция цилиндрической оболочки из коррозионно-стойкой стали и их коррозионно-стойкого сварного шва от полости трубопровода цилиндрическими оболочками из углеродистой или низколегированной стали и их сварным швом, имеющими величину значения стандартного электродного потенциала, меньшую, чем у цилиндрических оболочек из коррозионно-стойкой стали и их сварного шва, но не превышающую у металла труб и их сварного шва, позволяет защитить от коррозии сварной шов и околошовную зону соединения трубопровода, так как цилиндрические оболочки из углеродистой к низколегированной стали и их сварной шов служат протектором по отношению к цилиндрическим оболочкам из коррозионно-стойкой стали и их сварному шву при появлении отверстий в процессе эксплуатации трубопровода в теле цилиндрических оболочек из углеродистой или низколегированной стали или/и их в сварном шве. При этом расход углеродистой или низколегированной стали в цилиндрических оболочках и их сварном шве будет минимальным, так как их площадь контакта с транспортируемой по трубопроводу средой намного превышает площадь отверстий, через которые контактирует коррозионно-стойкая сталь цилиндрических оболочек или коррозионно-стойкий сварной шов. То есть цилиндрическая оболочка из коррозионно-стойкой стали и их сварной шов защищены от питтинговой коррозии. Цилиндрические оболочки из углеродистой или низколегированной стали и их сварной шов, имеющие величину значения стандартного электродного потенциала, не превышающую у металла труб и их сварного шва, позволяют последние защитить от коррозии до полного расхода первых в качестве протектора, если даже образуется отверстие в цилиндрических оболочках из коррозионно-стойкой стали или в их коррозионно-стойком сварном шве.

На чертеже представлено продольное сечение соединения металлического трубопровода.

Способ осуществляют следующим образом. На внутреннюю поверхность концов металлических труб 1 устанавливают цилиндрические оболочки 2 из коррозионно-стойкой стали, наносят внутреннее покрытие 3 на внутреннюю поверхность металлических труб 1 и внутренних концов цилиндрических оболочек 2 из коррозионно-стойкой стали, затем устанавливают цилиндрические оболочки 4 из углеродистой или низколегированной стали, соединяют металлические трубы 1 с установленными цилиндрическими оболочками 2 и 4 и соединяют сваркой сварным швом 5. Сварку осуществляют в следующей последовательности: а) соединяют концы цилиндрических оболочек 4 из углеродистой или низколегированной стали сваркой электродами марки УОНИ 13/55; б) продолжают соединение концов цилиндрических оболочек 2 из коррозионно-стойкой стали 2 сваркой электродами марки ОЗЛ-6; в) соединяют концы металлических труб 1 сваркой электродами марки УОНИ 13/45 или УОНИ 13/55 в зависимости от химического состава металла труб 1.

В результате получается трехслойный сварной шов 5, где сварной шов металлических труб 1 заизолирован коррозионно-стойким сварным швом цилиндрических оболочек 2 из коррозионно-стойкой стали, а та в свою очередь заизолирована сварным швом цилиндрических оболочек 4 из углеродистой или низколегированной стали.

Такой способ позволяет надежно защитить сварной шов и околошовную зону соединений трубопровода от коррозии.

Используемая литература 1. Патент РФ 2004626, кл. 5 С 23 F 13/06. Способ защиты от коррозии зоны сварного соединения трубопровода. /Мазель А. Г. , Глазов Н. П. и др. - 4865263/29. Заявлено 30.07.90, опубликовано 15.12.93, Бюл. 45-46.

2. Патент РФ 2105921, кл. 6 F 16 L 58/04. Труба с внутренним покрытием и способ ее изготовления. /Рябов В.М. и др. - 96107664/06. Заявлено 18.04.96 г., опубликовано 27.02.98, Бюл. 6.

3. Патент РФ 2088834, кл. 6 F 16 L 58/00. Способ выполнения сварного соединения металлических изделий с защитным покрытием. /Просвирова С.К. и др. - 94023011/06. Заявлено 15.06.94, опубликовано 27.08.97, Бюл. 24.

4. Патент РФ 2103593, 6 F 16 L 58/02. Способ соединения труб с внутренним антикоррозионным покрытием. /Войнов А.К. и др. - 95119761/06. Заявлено 21.11.95, опубл. 27.01.98, Бюл. 3.

5. Патент РФ 2103594, 6 F 16 L 58/02. Способ соединения труб с внутренним антикоррозионным покрытием. /Войнов А.К. и др. - 96111759/06. Заявлено 11.06.96, опубл. 27.01.98, Бюл. 3.

6. Патент РФ 2104438, 6 F 16 L 13/02. Способ соединения эмалированных труб. /Стеклов О. И. , Кармазинов Н. П. , Сюй Ш. - 96114198/6. Заявлено 10.07.96, опубл. 10.02.98, Бюл. 4.

7. Патент РФ 2154221, 6 F 16 L 13/02. Способ соединения металлических труб с внутренним антикоррозионным покрытием. /Айдуганов В.М., Чахеев С.Л. и др. - 99115932/06. Заявлено 21.07.99, опубл. 10.08.2000, Бюл. 22.

Формула изобретения

Способ защиты от коррозии сварного шва и околошовной зоны соединения металлического трубопровода, включающий изоляцию от полости трубопровода внутренней поверхности концов труб в околошовной зоне цилиндрическими оболочками из коррозионно-стойкой стали и сварного шва труб коррозионно-стойким сварным швом цилиндрических оболочек из коррозионно-стойкой стали, отличающийся тем, что цилиндрические оболочки из коррозионно-стойкой стали и их коррозионно-стойкий сварной шов изолируют от полости трубопровода цилиндрическими оболочками из углеродистой или низколегированной стали и их сварным швом, имеющими величину значения стандартного электродного потенциала меньшую, чем у цилиндрических оболочек из коррозионно-стойкой стали и их сварного шва, но не превышающую у металла труб и их сварного шва.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов, предназначенных для транспортирования воды в системах холодного и горячего водоснабжения коммунального хозяйства, а также для транспортирования нефти, нефтепродуктов, газов, различных агрессивных сред

Изобретение относится к эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к защите водопроводов от коррозии, и позволяет повысить производительность за счет увеличения скорости нанесения коррозионно-стойкого вещества на заищщаемую поверхность

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов в нефтегазодобывающей промышленности
Изобретение относится к способу изготовления и конструкции труб нефтяного сортамента, используемых преимущественно при обустройстве и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, а именно насосно-компрессорных труб диаметром 60-114 мм, обсадных труб диаметром 114-508 мм и других труб
Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта и может быть использовано при изготовления трубопроводов для водо- и/или теплоснабжения зданий и сооружений различного назначения

Изобретение относится к защите от коррозии сварных соединений трубопроводов с внутренним покрытием. В способе устанавливают втулку подкладную в зоне сварного соединения трубопровода с внутренним защитным покрытием и выполняют сварной шов. Втулка подкладная состоит из втулки внутренней из коррозионно-стойкой стали и втулки наружной из углеродистой или низколегированных марок сталей. Наружная и внутренняя втулки соединены между собою неразъемным соединением, при этом длина втулки внутренней больше, чем длина втулки наружной. Перед монтажом втулки подкладной на выступающие концы втулки внутренней наносят герметик. Втулку подкладную приваривают к трубопроводу через втулку наружную при выполнении сварного шва трубопровода. Технический результат: уменьшение сужения трубопровода в сварных соединениях, повышение качества защиты от коррозии сварных соединений трубопроводов с внутренним покрытием и упрощение технологии сборки соединения. 2 ил.

Изобретение относится к изготовлению труб, защищенных от внутренней коррозии. Способ включает установку и закрепление обечайки из коррозионно-стойкой стали внутри конца трубы с внутренним покрытием. Для закрепления обечайки ее раздают при помощи дорна через пластмассовую оболочку, которую удаляют после раздачи. Технический результат: повышение качества труб с внутренним покрытием, отсутствие на поверхности обечайки продольных канавок от дорна. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания. Предложен стальной топливоподводящий трубопровод для подвода бензина от насоса высокого давления к рампе непосредственного впрыска в системе бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива. На всей внутренней окружной поверхности топливоподводящего трубопровода обеспечен слой никелевого покрытия толщиной от 1 до 15 микрометров, а на нем слой антикоррозионной пленки, состоящий из слоя цинкового покрытия или слоя легирующего покрытия на основе цинка толщиной от 0,1 до 8 микрометров и протяженностью до положения от D до 6D мм (где D - диаметр трубопровода) от конца топливоподводящего трубопровода внутрь. Технический результат заключается в повышении сопротивляемости к коррозионным топливам и обеспечении надежности без повреждения двигателя внутреннего сгорания. 3 н.п. ф-лы, 7 ил., 1 табл.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при строительстве трубопроводов с внутренним полимерным покрытием. В способе внутрь торцов соединяемых труб устанавливают сборную втулку, состоящую из телескопических наружных патрубков и внутренних коррозионно-стойких патрубков. Внутренние патрубки изготовлены с кольцевым выступом на конце и снабжены на наружной поверхности герметизирующими кольцами. Перед сборкой внутренние патрубки жестко и соосно соединяют концами, обратными концам с кольцевыми выступами. Внутреннюю поверхность труб и наружную поверхность внутреннего патрубка под герметизирующими кольцами обрабатывают антифрикционными веществами. Сборную втулку концами с кольцевыми выступами и герметизирующими кольцами частично вводят внутрь концов сопрягаемых труб. Герметизирующие кольца сжимают путем силового перемещения наружных патрубков к соответствующим кольцевым выступам с фиксацией относительно внутреннего патрубка и герметизацией пространства между соответствующей трубой и внутренним патрубком. Затем путем силового осевого сдвига соединяют торцы труб и выполняют сварку. Способ позволяет снизить затраты при антикоррозионной защите и повысить ее надежность. 3 ил.

Группа изобретений относится к расширяемым трубчатым анкерам. Технический результат - повышение устойчивости анкера к действующим на него силам и коррозии. Анкер включает трубчатый анкерный болт. Производство анкерного болта содержит этапы, на которых вначале определяют длину и диаметр отверстия в породе. Обеспечивают вытянутую трубчатую часть. Обеспечивают вытянутое усиливающее средство. Вставляют усиливающее средство в трубчатую часть. Элемент, сформированный из двух частей, которые расположены вместе, одна внутри другой, помещают в формирующее устройство. Прикрепляют одну сторону элемента к концевой секции, в то время как вторую сторону элемента прикрепляют к концевой детали. Формируют продольный сгиб вдоль протяжения элемента. Формируют отверстие в концевой детали для соединения анкерного болта со сжатым веществом. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 13 ил.
Наверх