Способ определения коэффициента кинетического трения материалов

 

Изобретение относится к методам испытания материалов на трение. Способ определения коэффициента кинетического трения материалов заключается в том, что измеряют период гармонических колебаний однородного по длине стержня, опирающегося на два диска с одинаковыми геометрическими размерами, вращающихся с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях. При этом дополнительно измеряют среднее отклонение центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и определяют коэффициенты трения для каждой пары материалов диск - стержень расчетным путем. Данное изобретение направлено на повышение точности и универсализации предложенного способа путем определения коэффициента трения для каждого диска в отдельности. 1 ил.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения коэффициентов кинетического трения материалов.

Известны способы определения коэффициента кинетического трения материалов, заключающиеся в том, что измеряют силу или момент трения в трущейся паре, на основе которого рассчитывают коэффициент трения (см. Справочник по триботехнике, том 3, М.: Машиностроение, 1992, раздел 6.2., стр. 525-545).

Недостатком указанных способов является необходимость измерения силы или момента трения, для чего требуются достаточно сложные технические средства, особенно для измерения малых сил и моментов.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ определения кинетического коэффициента трения, заключающийся в том, что измеряют период гармонических колебаний однородного стержня, опирающегося на два одинаковых диска, вращающихся с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях, расстояние между центрами которых 2а, и рассчитывают коэффициент трения между материалами стержня и дисков по формуле f1 = 42sin/g2, где - половина угла желоба диска (см. С. Тимошенко, Д. Юнг. Инженерная механика. М.: Машгиз. 1960, стр.273-275, фиг. 543 и 546).

Необходимость измерения непосредственно силы или момента трения здесь отсутствует.

Недостатком известного способа является низкая точность, связанная с тем, что реальные геометрические размеры, качество поверхностей трения и скорости двух дисков не могут быть одинаковы, в частности, по технологическим причинам, а соответственно должны отличаться и коэффициенты трения.

Цель изобретения - повышение точности и универсальности метода определения коэффициента трения путем раздельного определения коэффициента трения каждого диска.

Под материалами стержня и дисков понимаются материалы их трущихся поверхностей.

Указанная цель достигается тем, что способ определения коэффициента кинетического трения материалов, заключающийся в том, что измеряют период гармонических колебаний однородного по длине стержня, опирающегося на два диска с одинаковыми геометрическими размерами, вращающихся с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях, расстояние между центрами которых 2а, дополняют операцией, при которой измеряют отклонение с центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и рассчитывают раздельно коэффициенты трения для каждой пары материалов диск - стержень по формулам ; , где - половина угла желоба диска; g - ускорение силы тяжести.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый способ отличается тем, что дополнительно измеряют среднее отклонение c центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и рассчитывают раздельно коэффициенты трения для каждой пары материалов диск - стержень по формулам ; , где - половина угла желоба диска;
g - ускорение силы тяжести.

На чертеже изображена схема реализации способа.

Стержень 1 опирается на диски 2 и 3, имеющие желоба с углом 2 для предотвращения боковых смещений стержня. Диски 2 и 3 связаны между собой кинематически с передаточным отношением 1, например, зубчатой передачей (на чертеже не показано).

Расстояние между центрами дисков O1 и О2 равно 2а.

Стержень 1 снабжен указателем 4, положение которого фиксируется относительно неподвижной шкалы 5.

Измерение происходит следующим образом. Диски 1 и 2 приводят во вращение с одинаковой угловой скоростью навстречу друг другу. Положим, что в паре диск 2 - стержень 1 коэффициент трения составляет f1, а в паре диск 3 - стержень 1 составляет f2, причем f1>f2.

Тогда положение равновесия стержня 1 будет иметь место, когда центр тяжести стержня отклонится от оси z-z, равноудаленной от центров дисков O1 и O2, на некоторое расстояние c, которое определяется из условия равенства сил трения на дисках. Если теперь вывести стержень 1 из этого положения равновесия, то он начнет совершать гармонические колебания около него с периодом колебаний . Рассматривая совместно уравнение равновесия и дифференциальное уравнение колебаний стержня, найдем выражения для коэффициентов трения:


где - половина угла желоба диска;
g - ускорение силы тяжести.

Таким образом, измерив период колебаний и дополнительно смещение c стержня с помощью указателя 4 по шкале 5 (измерение и c может производиться как визуально, так и с помощью технических средств), можно рассчитать раздельно коэффициенты f1 и f2. Соответственно могут быть осуществлены меры для сближения этих коэффициентов, например технологические, с тем, чтобы снизить коэффициент вариации 2(f1-f2)/(f1+f2)=2c/a, т.е. повысить точность измерений или, если это невозможно, оценить погрешность. С другой стороны, предлагаемый метод позволяет одновременно испытывать две пары с заведомо разными коэффициентами трения f1 и f2.

Наконец, если воспользоваться эталонной парой, для которой коэффициент трения, например f1, известен, то коэффициент трения f2 определяется путем измерения только величины c из расчета
.

Таким образом, предлагаемый способ, включающий измерение величин и c, обеспечивает различные возможности и является универсальным.


Формула изобретения

Способ определения коэффициента кинетического трения материалов, заключающийся в том, что измеряют период гармонических колебаний однородного по длине стержня, опирающегося на два диска с одинаковыми геометрическими размерами, вращающимися с одинаковой угловой скоростью в противоположных направлениях, расстояние между центрами которых 2а, отличающийся тем, что дополнительно измеряют среднее отклонение с центра тяжести стержня от оси, равноудаленной от центров дисков, и рассчитывают раздельно коэффициенты трения f1 и f2 для каждой пары материалов диск-стержень по формулам


где - половина угла желоба диска;
g - ускорение силы тяжести.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к устройствам для контроля процесса уплотнения дорожных покрытий и оснований катками статического и вибрационного действия

Изобретение относится к области испытательной и измерительной техники и диагностики вязкоупругих материалов

Изобретение относится к измерительной технике и применяется в железнодорожном транспорте при роспуске вагонов с сортировочной горки

Изобретение относится к устройствам и системам для оценки состояния поверхности искусственных взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов

Изобретение относится к технологии оперативного контроля сцепных качеств сооружаемых и эксплуатируемых дорог с твердым покрытием, а также аэродромов и может быть использовано при расследовании ДТП

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами с твердым покрытием

Изобретение относится к приборам для исследования механизма трения в нанотрибоконтактах путем моделирования процесса взаимодействия иглы атомно-силового микроскопа (АСМ) с атомарно-гладкой поверхностью образца в режиме измерения латеральных сил для визуализации эффекта прилипания-скольжения

Изобретение относится к области исследования трибологических свойств материалов

Изобретение относится к измерительным приборам

Изобретение относится к процессам обработки металлов давлением и определения коэффициента трения при пластической деформации металлов и может быть использовано для определения коэффициента контактного трения при различных видах пластической деформации: волочении, прокатке, штамповке и т.д., а также для оценки эффективности смазочных материалов при указанных выше видах деформации

Изобретение относится к горному делу, в частности к обогащению полезных ископаемых для изучения механических свойств сыпучих тонкодисперсных материалов при определении технологических режимов и геометрических параметров обогатительных аппаратов, например при исследовании поведения слоя осадка на наклонной плоскости

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к приборам для определения коэффициентов трения и их составляющих

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству покрытий дорог, аэродромов и т.п., машинам и вспомогательному оборудованию для контроля геометрических характеристик покрытий при строительстве и ремонте, а также может быть использовано для определения сцепных свойств дорожного покрытия

Изобретение относится к области измерительной и испытательной техники и предназначено для использования при исследованиях подшипников качения, скольжения и подшипниковых узлов в приборостроении, машиностроении и электромашиностроении
Наверх