Магнитоупругий датчик крутящего момента

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в электротехнической, машиностроительной, химической и других отраслях промышленности. Датчик содержит двухсекционный кольцевой магнитопровод, чувствительный элемент, выполненный в виде магнитоупругого вала. Во внутренней полости кольцевого магнитопровода расположены секции обмотки возбуждения и измерительной обмотки. На магнитоупругом валу расположена двухсекционная обмотка, секции которой выполнены взаимосвязанными последовательно-встречно и образуют замкнутый электрический контур. Магнитоупругий вал выполнен полым с радиальными отверстиями для пропуска проводника, соединяющего секции обмотки чувствительного элемента. Технический результат заключается в снижении мощности, потребляемой обмоткой возбуждения магнитоупругого датчика. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к измерительно-преобразовательной технике и может быть использовано в электротехнической, машиностроительной, химической и других отраслях промышленности.

Известно устройство для измерения мощности на валу, содержащее преобразователь угла скручивания магнитоупругого вала (см. а.с. 575509, МКИ G 01 L 3/24, приоритет от 15.05.75, опубл. 05.10.77, БИ 37). Однако данное устройство имеет сложную конструкцию.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков и технической сущности предлагаемого изобретения является магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий кольцевую магнитную систему и чувствительный элемент в виде ферромагнитного вала с размещенной на нем обмоткой (см. а.с. 1183844, МПК G 01 L 3/10, приоритет от 08.02.84, опубл. 07.10.85, БИ 37), принятый нами за прототип. На статоре датчика размещены две секции обмотки возбуждения и измерительной обмотки. Чувствительный элемент выполнен в виде ферромагнитного вала, обладающего магнитоупругими свойствами, с размещенной на нем, концентрично валу, двухсекционной обмоткой, причем каждая из секций электрически замкнута на участок вала, образуя короткозамкнутые контуры. Направления навивки проводников в секциях правое и левое. Секции чувствительного элемента расположены под соответствующими секциями измерительной обмотки.

Недостатком представленного выше датчика является высокая потребляемая мощность обмотки возбуждения. Это объясняется тем, что короткозамкнутые контуры на валу являются вторичными обмотками трансформаторов, первичными обмотками которых являются секции обмотки возбуждения. Такие трансформаторы, работающие в режиме короткого замыкания, потребляют от источника питания значительную мощность независимо от наличия крутящего момента на валу.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение мощности, потребляемой обмоткой возбуждения магнитоупругого датчика момента.

Для достижения, обеспечиваемого изобретением, технического результата в магнитоупругом датчике крутящего момента, содержащем двухсекционный кольцевой магнитопровод с расположенными во внутренней полости секциями обмотки возбуждения и секциями измерительной обмотки, чувствительный элемент, выполненный в виде магнитоупругого вала и установленный с возможностью вращения, а также расположенную на чувствительном элементе двухсекционную обмотку, секции обмотки чувствительного элемента выполнены взаимосвязанными последовательно-встречно и образуют замкнутый электрический контур.

Магнитоупругий вал выполнен полым с радиальными отверстиями для пропуска проводника, соединяющего секции обмотки чувствительного элемента.

Сравнительный анализ предлагаемого технического решения и прототипа показал, что предлагаемое изобретение содержит следующие существенные отличия: - секции обмотки чувствительного элемента соединены между собой последовательно-встречно и образуют замкнутый электрический контур; - магнитоупругий вал выполнен полым с радиальными отверстиями для пропуска проводника, соединяющего секции обмотки чувствительного элемента.

В замкнутом электрическом контуре чувствительного элемента предлагаемого датчика при отсутствии момента на валу ток не протекает, т.е. образуется трансформатор, работающий в режиме холостого хода.

Таким образом, в предлагаемом изобретении устранены короткозамкнутые контуры, потребляющие дополнительную мощность.

На фиг.1 представлен общий вид предлагаемого датчика, на фиг.2 представлена векторная диаграмма, показывающая изменение магнитной индукции в материале вала при нагружении вала крутящим моментом.

Магнитоупругий датчик крутящего момента содержит магнитоупругий вал 1, на котором концентрично размещена двухсекционная обмотка 2а и 2б чувствительного элемента. Секции обмотки 2а и 2б имеют равное количество витков и противоположное направление намотки. Противоположные концы секций обмотки соединены между собой посредством проводника 3, проходящего через аксиальное и радиальные отверстия вала и образующего с обмоткой 2а, 2б замкнутый контур.

Секции обмотки 2а, 2б расположены под двумя секциями неподвижной измерительной обмотки 4а и 4б. Под секциями измерительной обмотки 4а, 4б расположены секции обмотки возбуждения 5а и 5б, соединенные последовательно-согласно. Измерительные обмотки 4а, 4б и обмотки возбуждения 5а, 5б заключены в цилиндрический экран-магнитопровод 6. Для уменьшения потоков рассеяния установлены ферромагнитные шайбы 7. Секции 4а, 4б измерительной обмотки и обмотки возбуждения 5а, 5б разделены между собой ферромагнитным экраном-шайбой 8.

Магнитоупругий датчик крутящего момента работает следующим образом.

При отсутствии крутящего момента секции обмотки возбуждения 5а, 5б создают переменный магнитный поток аксиального направления магнитными индукциями B01, В02, наводящий в секциях 2а, 2б обмотки чувствительного элемента две равные и встречно направленные ЭДС. Ток в замкнутом электрическом контуре чувствительного элемента, образованном секциями 2а, 2б обмотки и проводником 3, при этом не протекает.

При нагружении вала 1 крутящим моментом вследствие магнитоупругого эффекта возникает анизотропия магнитных свойств магнитоупругого материала вала по направлениям растяжения и сжатия, расположенных под углом 45o к оси вала. Для вала, выполненного из конструкционной стали, например Ст20, в направлении растягивающих напряжений магнитная проницаемость возрастает, а в направлении сжимающих напряжений снижается. Вследствие этого происходит поворот векторов магнитной индукции магнитоупругого вала 1 в положение B01, B02 соответственно направлению увеличивающейся магнитной проницаемости на угол , величина которого возрастает с увеличением крутящего момента. Векторы магнитных индукций B01, B02 имеют тангенциальные составляющие BС1, BС2, создающие ЭДС и, как следствие, ток в замкнутом электрическом контуре чувствительного элемента. Ток соединенных последовательно-встречно секций 2а, 2б чувствительного элемента создает направленные встречно друг другу магнитные индукции B03, B04. Ввиду соосности обмоток чувствительного элемента и возбуждения, векторы магнитных индукций B03, B04 также повернуты относительно оси вала, как и векторы магнитных индукций B01, B02.

Результирующие векторы магнитных индукций B"01=B"0103, В"02=В"0204 имеют разную величину. Соответственно разную величину имеют их аксиальные составляющие B1, B2 и ЭДС, возбуждаемые в секциях 4а, 4б измерительной обмотки. Разность этих ЭДС является выходным сигналом магнитоупругого датчика крутящего момента.

Как видно из векторной диаграммы, при изменении знака крутящего момента изменяется знак угла , а также направления тангенциальных составляющих магнитных индукций BС1, BС2 на противоположные. Соответственно изменяется на противоположный знак разности ЭДС секций 4а, 4б измерительной обмотки.

Снижение мощности, потребляемой обмоткой возбуждения, позволяет уменьшить расход активных материалов - стали и меди, и снизить соответственно массу и габариты магнитоупругого датчика крутящего момента. Снижается также мощность источника питания обмотки возбуждения.

Формула изобретения

1. Магнитоупругий датчик крутящего момента, содержащий двухсекционный кольцевой магнитопровод с расположенными во внутренней полости секциями обмотки возбуждения и секциями измерительной обмотки, чувствительный элемент, выполненный в виде магнитоупругого вала и установленный с возможностью вращения, а также расположенную на чувствительном элементе двухсекционную обмотку, чувствительного элемента отличающийся тем, что секции обмотки чувствительного элемента взаимосвязаны последовательно-встречно и выполнены в виде замкнутого электрического контура.

2. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что магнитоупругий вал выполнен полым с радиальными отверстиями для пропуска проводника, соединяющего секции обмотки чувствительного элемента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.06.2006        БИ: 18/2006



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров вращающихся валов, таких как напряжение, деформация, а также крутящих моментов и мощности на валах

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, предназначено для проверки крутящих моментов плоских спиральных пружин на соответствие заданным предельным значениям и может быть использовано для контроля спиральных пружин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в измерительной технике, в частности, в качестве чувствительного элемента динамометрических ключей, динамометров, измерителей крутящего момента

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами, и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано при разработке аппаратуры для контроля и измерения крутящего момента

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано при разработке средств измерения крутящего момента, в частности, полых валов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящих моментов различных механизмов

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на вращающемся валу сельскохозяйственных агрегатов
Наверх