Способ измерения крутящего момента на валу и устройство для его осуществления

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на вращающемся валу сельскохозяйственных агрегатов. Под действием крутящего момента на валу ведомую часть кулачковой муфты перемещают в осевом направлении при деформации упругого звена. Перемещение ведомой части кулачковой муфты контролируют индукционным датчиком перемещения, связанным с тахогенератором, выдающим мгновенное значение напряжения. Определяют действующее значение напряжения, пропорциональное линейному перемещению ведомой части кулачковой муфты. Крутящий момент вычисляют по математической формуле. Устройство для реализации способа содержит ведущий и ведомый валы, соединенные между собой через кулачковую муфту. Ведомая часть кулачковой муфты соединена с ведомым валом. На ведомый вал надета инерционная муфта, расположенная между двумя частями центральной пружины, поджимающей ведомую часть кулачковой муфты. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на вращающемся валу.

Известен способ измерения момента на валу путем преобразования момента с помощью двух датчиков скорости вращения вала в сдвинутые по фазе два гармонических сигнала, затем квантуют амплитуду опережающего сигнала до момента перехода нулевого уровня отстающим сигналом и по числу квантующих уровней судят об измеряемом параметре (SU 538246, МПК 2 G 01 L 3/10, опубл. 05.12.76).

Известно устройство измерения момента на валу, содержащее установленные по концам вала датчики скорости его вращения, упругое звено и измерительную схему (SU 538246, МПК 2 G 01 L 3/10, опубл. 05.12.76).

Известные способ и конструкция устройства не обеспечивают требуемого времени и точности измерений крутящего момента с относительно невысокими угловыми скоростями.

Технический результат заключается в повышении быстродействия и точности измерений крутящего момента на валу с относительно невысокими угловыми скоростями.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе измерения крутящего момента на валу под действием деформации упругого звена, ведомую часть кулачковой муфты перемещают в осевом направлении при деформации упругого звена. Перемещение ведомой части кулачковой муфты контролируют индукционным датчиком перемещения, связанным с тахогенератором, выдающим мгновенное значение напряжения, связанное с частотой вращения ведущего вала, по которому определяют действующее значение напряжения, пропорциональное линейному перемещению ведомой части кулачковой муфты, с последующим определением крутящего момента:

где К - коэффициент, зависящий от конструктивных параметров кулачковой муфты по формуле: К=R tgα, где R - радиус окружности, проходящей через центр кулачка, α - угол наклона кулачка к вертикальной плоскости; rT - активное сопротивление трения кулачков кулачковой муфты; ω, ω1 - угловые скорости соответственно ведущего и ведомого валов; Δх - линейное перемещение ведомой части кулачковой муфты; l - величина, обратная упругости материала упругого звена.

В устройстве для измерения крутящего момента на валу, содержащем упругое звено, ведомый и ведущий валы соединены между собой через кулачковую муфту, ведомая часть которой жестко соединена с индукционным датчиком перемещения и ведомым валом, выполненным из двух частей, соединенных друг с другом с помощью шлицевого соединения, на одной из которых свободно надета инерционная муфта, расположенная между двумя частями пружины, выполняющей роль упругого звена, закрепленной на ведомом валу и поджимающей ведомую часть кулачковой муфты, а вторая его часть и ведущий вал закреплены в подшипниках с возможностью ограничения их линейного перемещения. С ведущим валом жестко соединен тахогенератор, электрически соединенный с индукционным датчиком перемещения, выход которого соединен с микропроцессорным измерительным устройством.

На чертеже изображено устройство для реализации способа, содержащее ведущий 1 и ведомый 2 валы, соединенные между собой через кулачковую муфту 3, у которой ведомая ее часть 4 жестко соединена с ведомым валом 2, выполненным из двух частей 5 и 6, соединенных друг с другом посредством шлицевого соединения 7. На ведомый вал 2 надета инерционная муфта 8, расположенная между двумя частями центральной пружины 9, выполняющей роль упругого звена, закрепленной на ведомом валу 2 и поджимающей ведомую часть 4 кулачковой муфты 3. Ведомый 2 и ведущий 1 валы закреплены в подшипниках 10 с возможностью ограничения их линейного перемещения. С ведущим валом 1 жестко соединен тахогенератор 11, электрически соединенный с индукционным датчиком перемещения 12, выход которого соединен с микропроцессорным измерительным устройством 13. Индукционный датчик перемещения 12 жестко соединен с ведомой частью 4 кулачковой муфты 3.

Способ осуществляют следующим образом.

При приложении крутящего момента к ведомому валу 2 ведомая часть 4 кулачковой муфты 3 перемещается в осевом направлении, при этом центральная пружина 9 сжимается. С ведомой частью 4 кулачковой муфты 3 связан индукционный датчик перемещения 12, контролирующий ее перемещение, который запитывается от тахогенератора 11, выдающего мгновенное значение напряжения. Таким образом, на выходе индукционного датчика перемещения 12 амплитуда сигнала мгновенного значения напряжения uμ зависит от перемещения ведомой части 4 кулачковой муфты 3, а период связан с частотой вращения ведущего вала 1. Далее по мгновенному значению напряжения рассчитывается действующее значение напряжения Uμ

На периоде Т величина Uμ будет пропорциональным перемещению ведомой части 4 кулачковой муфты 3

Δx=K1·Uμ,

где K1 - тарировочный коэффициент индукционного датчика перемещения 12.

Величина крутящего момента будет определяться по выражению:

где К - коэффициент, зависящий от конструктивных параметров кулачковой муфты 3 по формуле: К=R tgα, где R - радиус окружности, проходящей через центр кулачка, α - угол наклона кулачка к вертикальной плоскости;

rT - активное сопротивление трения кулачков кулачковой муфты 3;

ω, ω1 - угловые скорости соответственно ведущего 1 и ведомого 2 валов;

Δх - линейное перемещение ведомой части 4 кулачковой муфты 3;

l - величина, обратная упругости материала центральной пружины 9.

По сравнению с известными решениями предлагаемое позволяет повысить быстродействие и точность измерения крутящего момента на валу с относительно невысокими угловыми скоростями.

1. Способ измерения крутящего момента на валу путем измерения деформации упругого звена под действием крутящего момента, отличающийся тем, что ведомую часть кулачковой муфты перемещают в осевом направлении при деформации упругого звена, при этом перемещение ведомой части кулачковой муфты контролируют индукционным датчиком перемещения, связанным с тахогенератором, выдающим мгновенное значение напряжения, связанное с частотой вращения ведущего вала, по которым определяют действующее значение напряжения, пропорциональное линейному перемещению ведомой части кулачковой муфты с последующим определением крутящего момента:

где К - коэффициент, зависящий от конструктивных параметров кулачковой муфты по формуле К=R tgα, где R - радиус окружности, проходящей через центр кулачка, α - угол наклона кулачка к вертикальной плоскости; rT - активное сопротивление трения кулачков кулачковой муфты; ω, ω1 - угловые скорости соответственно ведущего и ведомого валов; Δx - линейное перемещение ведомой части кулачковой муфты; l - величина, обратная упругости материала упругого звена.

2. Устройство для измерения крутящего момента на валу, содержащее упругое звено, отличающееся тем, что ведомый и ведущий валы соединены между собой через кулачковую муфту, ведомая часть которой жестко соединена с индукционным датчиком перемещения и ведомым валом, выполненным из двух частей, соединенных друг с другом с помощью шлицевого соединения, на одной из которых свободно надета инерционная муфта, расположенная между двумя частями пружины, выполняющей роль упругого звена, закрепленной на ведомом валу и поджимающей ведомую часть кулачковой муфты, а вторая его часть и ведущий вал закреплены в подшипниках с возможностью ограничения их линейного перемещения, с ведущим валом жестко соединен тахогенератор, электрически соединенный с индукционным датчиком перемещения, выход которого соединен с микропроцессорным измерительным устройством.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящих моментов различных механизмов. .

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано при разработке средств измерения крутящего момента, в частности, полых валов. .

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано при разработке аппаратуры для контроля и измерения крутящего момента. .

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля.

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами, и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в измерительной технике, в частности, в качестве чувствительного элемента динамометрических ключей, динамометров, измерителей крутящего момента.

Изобретение относится к измерительной технике, предназначено для проверки крутящих моментов плоских спиральных пружин на соответствие заданным предельным значениям и может быть использовано для контроля спиральных пружин.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в электротехнической, машиностроительной, химической и других отраслях промышленности. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения деформации валов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля крутящего момента на валу электродвигателя

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к составным узлам электромеханического усилителя руля (ЭМУР), предназначенного для снижения усилия на руле, в частности, при маневрах на малых скоростях и повороте колес на неподвижном автомобиле

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для регистрации нагрузок, в частности крутящего момента, изгибающего момента и осевого усилия, на вращающихся деталях, таких как валы, шпиндели или цапфы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения электромагнитного момента погружных асинхронных двигателей, применяемых в нефтяной и газовой промышленности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента электродвигателя

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в устройствах для измерения крутящего момента

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного измерения крутящего момента вала рулевого колеса, скорости и положения ротора в системе управления электромеханическим усилителем руля
Наверх