Комплексная система пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок ю.с. бурдакова

 

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок. Сущность изобретения заключается в том, что комплексная система пожаротушения помимо штатной системы, предназначенной для тушения пожара в обитаемом отделении, дополнительно снабжена подсистемой для тушения пожара в МТО, в которую входят источники взрывной волны и огнетушащего вещества, термодатчики и блок управления, по сигналу термодатчика и команде блока управления срабатывают источники взрывной волны и распыления огнетушающего вещества, при этом двигатель и вентилятор продолжают работать, т.е. тушение пожара в МТО производится за счет срыва пламени и воздействия огнетушащих веществ на ходу, без остановки танка. Применение изобретения позволит упростить пожаротушение в МТО на перспективных бронеобъектах и провести модернизацию системы пожаротушения на серийных бронеобъектах ценой умеренных затрат и обеспечить тушение пожара в МТО на ходу, т.е. без выключения двигателя. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, БПМ, САУ.

Известна модернизированная система пожаротушения танков, принятая в качестве наиболее близкого аналога, в которой при возникновении пожара в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) срабатывает термодатчик и аппаратура выдает команду на закрытие заслонок или жалюзи входа и выхода воздуха из МТО, воздух и воздушный фильтр двигателя продолжает поступать извне по воздухопроводу и в относительно герметизированное МТО подается огнегасящая смесь, вентилятор двигателя обеспечивает перемешивание газов в объеме МТО, танк при этом продолжает движение (Патент России 2178321, кл. А 62 С 3/07, опубл. 20.01.2002).

Недостатком модернизированной системы пожаротушения является необходимость монтажа на серийные танки на входе и выходе воздуха из СМТО дополнительных заслонок или жалюзи.

Задачей, решаемой изобретением, является: - обеспечение тушения пожара во внутреннем объеме МТО по ходу, т.е. без выключения двигателя, как перспективных образцов, так и находящихся в строю бронеобъектов с минимальными доработками; - обеспечение необходимой кратности тушения пожара; - простота и надежность технического решения, малогабаритность и низкая стоимость элементов.

Указанная задача решается тем, что комплексная система пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок, содержащая штатную систему пожаротушения, обеспечивающую тушение пожара в обитаемом отделении, вентилятор для продувки моторно-трансмиссионного отделения (МТО) как в процессе пожаротушения, так и в рабочем режиме, герметичную бронированную перегородку между обитаемым отделением и МТО и блок управления, согласно изобретению дополнительно снабжена одним или несколькими источниками взрывной волны и одним или несколькими источниками огнетушащих веществ, расположенными в относительно замкнутом объеме МТО или вне МТО и выполненными с возможностью комплексного воздействия прямой взрывной и отраженных волн и распыленного огнетушащего вещества во внутреннем объеме МТО, продуваемом за счет работы вентилятора, и при этом источники взрывной волны выполнены с возможностью разрушения источников огнетушащих веществ с рассеиванием последних. Кроме того, при расположении источников взрывной волны и огнетушащих веществ вне МТО они выполнены с возможностью направления взрывной волны и распыленных огнетушащих веществ внутрь МТО. Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена комплексная система пожаротушения танков, БМП, САУ. На упрощенной блок-схеме комплексной системы пожаротушения изображено: известная штатная система пожаротушения в обитаемом отделении танка (поз.1), включающая пульт сигнализации о пожаре в МТО (поз.2), подсистема пожаротушения в МТО (поз.3), в которую входят термодатчики (поз.4), подающие сигналы о пожаре на пульт сигнализации (поз.2) о пожаре в МТО и на блок управления (поз.5), выдающий команду по заданной программе на подрыв источника взрывной волны (поз.6), в свою очередь, взрывная волна, разрушив емкость (пакет) источника огнетушащего вещества (поз.7), обеспечивает рассеивание (распыление) огнетушащего вещества (3), рассеивание увеличивается и за счет потока воздуха, прогоняемого вентилятором двигателя по объему МТО. Термодатчики (поз.4) расположены в местах (поз.8) вероятного возникновения пожара.

Источник взрывной волны представляет собой безоболочковый точечный заряд взрывчатого вещества или в виде шнура или источник объемного взрыва ограниченной заданной мощности для предотвращения повреждения агрегатов, находящихся в МТО.

Забор воздуха в воздушный фильтр (воздухоочиститель) может производиться из внутреннего объема МТО или поступать извне по воздухопроводу.

Кратность циклов пожаротушения зависит от количества источников взрывной волны, размещенных в МТО или вне МТО.

Блок управления обеспечивает выдачу команды на подрыв источников взрывной волны и/или источников взрывной волны и распыления (рассеивания) огнетушащего вещества по заданной программе, например, через определенные временные интервалы и с определенной последовательностью по месту расположения источников в потоке продуваемого воздуха в МТО.

Исходя из конструктивных особенностей МТО, источник или источники взрывной волны или источники взрывной волны и источники огнетушащих веществ могут быть размещены вне МТО, а взрывная волна и распыленное огнетушащее вещество направлено внутрь МТО или под углом 90o к поверхности радиаторов с помощью раструбов (рупоров), т.е. получен тот же эффект срыва пламени. Такой вариант более привлекателен при проведении модернизации бронеобъектов.

Целесообразно при пожаре в МТО обеспечить слив разлитого топлива при движении танка из днища танка через автоматически открывающуюся сливную пробку.

Тушение пожара в замкнутом или относительно замкнутом безлюдном объеме взрывной волной может быть использовано, например, в машинном отделении дизельной подводной лодки и других типов кораблей.

Формула изобретения

1. Комплексная система пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок, содержащая штатную систему пожаротушения, обеспечивающую тушение пожара в обитаемом отделении, вентилятор для продувки моторно-трансмиссионного отделения (МТО) как в процессе пожаротушения, так и в рабочем режиме, герметичную бронированную перегородку между обитаемым отделением и МТО, термодатчики и блок управления, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена подсистемой с одним или несколькими источниками взрывной волны и одним или несколькими источниками огнетушащих веществ, расположенных в относительно замкнутом объеме МТО или вне МТО и выполненными с возможностью комплексного воздействия прямой взрывной и отраженных волн и распыленного огнетушащего вещества во внутреннем объеме МТО, продуваемом за счет работы вентилятора, при этом источники взрывной волны выполнены с возможностью разрушения источников огнетушащих веществ с рассеиванием последних.

2. Комплексная система по п. 1, отличающаяся тем, что при расположении источников взрывной волны и огнетушащих веществ вне МТО они выполнены с возможностью направления взрывной волны и распыленных огнетушащих веществ внутрь МТО.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к противопожарной технике и ее использованию, а именно к устройству подвагонного тушения пожаров и способу ее задействования, которые позволяют подавать огнетушащие вещества (OВ) на очаг пожара, возникший в подвагонном пространстве единицы подвижного состава (ПС) транспортного средства, в частности в подвагонном пространстве ПС метрополитена

Изобретение относится к области хранения и транспортировки жидких горючих веществ и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации резервуаров, заполненных горючей жидкостью

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок

Изобретение относится к комбайностроению и может быть использовано для уменьшения потерь зерноуборочных комбайнов от пожаров

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию пожаротушения пассажирских вагонов
Изобретение относится к способам предотвращения взрыва при аварийной ситуации подвижных объектов

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, БМП, САУ

Изобретение относится к установкам пожаротушения углекислым газом

Изобретение относится к установкам для защиты от огня обычных или специальных грузов или изделий, транспортируемых в контейнерах, и направлено на повышение пожаровзрывобезопасности транспортируемого груза при пожаре на транспортном средстве

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к обеспечению пажаробезопасности углеродных топлив при внештатных ситуациях на объектах, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к системам автоматического тушения пожара в поезде

Изобретение относится к области пожаротушения и может быть использовано в железнодорожных или морских контейнерах для дальней перевозки грузов

Изобретение относится к области предупреждения пожаров и сдерживания огня, в частности при возгораниях легковоспламеняющихся материалов на транспортных средствах, и может быть использовано для предотвращения пожара и взрыва транспортного средства, например, при автокатастрофах

Изобретение относится к рельсовому транспортному средству, включающему систему пожаротушения с резервуаром для хранения средства пожаротушения, систему трубопроводов, устройство подачи средства пожаротушения, а также компрессорное устройство

Изобретение относится к системе пожаротушения, конкретно к системе пожаротушения для железнодорожного транспортного средства. Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы предложить систему пожаротушения с достаточно простым дистанционным регулированием секционных клапанов и низкими инсталляционными трудозатратами и расходами. Система пожаротушения, конкретно, для железнодорожного транспортного средства, содержащая подводящий трубопровод для снабжения, по меньшей мере, одной форсунки пожаротушения огнегасящей текучей средой, по меньшей мере, один секционный клапан, установленный между форсункой пожаротушения и подводящим трубопроводом. Секционный клапан содержит средства обработки сигналов для регулирования средств корректировки секционного клапана, при этом средства обработки сигналов могут быть электрически соединены посредством сети передачи данных с центральным блоком управления и, к тому же, средства обработки сигналов содержат процессор. 3 н. 9 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх