Орбитальный роторный вентилятор

 

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в приводах станочного, строительного, подъемно-транспортного, бытового и сельскохозяйственного оборудования на базе двигателей с высотами оси вращения 71112 мм и мощностью до 10 кВт. Технический результат состоит в улучшении теплового режима асинхронных электродвигателей, работающих в режимах частых пусков и набросов нагрузки, сопровождающихся снижением скорости, и как следствие, ухудшением охлаждения. Сущность изобретения: орбитальный роторный вентилятор содержит малогабаритный цилиндрический ротор и элемент его крепления к ротору основного двигателя, ротор основного двигателя снабжен короткозамыкающими кольцами и роторными лопатками. Согласно изобретению ось орбитального роторного вентилятора выполнена в виде вертикального участка П-образной скобы, входящего в отверстие, которое выполнено в короткозамыкающем кольце ротора основного двигателя, а элемент крепления скобы выполнен в виде звездочки, взаимодействующей с горизонтальным участком скобы и роторной лопаткой основного двигателя, при этом звездочка снабжена центральным отверстием для вала ротора основного двигателя и закреплена на нем посадкой подшипника. При работе двигателя в номинальном режиме орбитальный роторный вентилятор турбулизирует воздух, способствуя интенсивной теплоотдаче с лобовых частей обмотки статора. Уровень снижения температуры определяется числом установленных орбитальных роторных вентиляторов и их типоразмером. 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к орбитальным роторным вентиляторам, устанавливаемым на роторе асинхронных двигателей между лопатками.

Вентиляторы роторные орбитальные предназначены для улучшения теплового режима асинхронных электродвигателей, работающих в режимах частых пусков и набросов нагрузки, сопровождающихся снижением скорости, и как следствие, ухудшением охлаждения.

Преимущественная область использования - приводы станочного, строительного, подъемно-транспортного, бытового и сельскохозяйственного оборудования на базе двигателей с высотами оси вращения 71-112 мм и мощностью до 10 кВт.

Автономные орбитальные роторные вентиляторы (ОРВ) представляют собой активные роторные лопатки, т.е. лопатки, которые при увеличении скольжения при наборе нагрузки, начинают вращаться, вызывая движение воздуха, приводящее к охлаждению ротора и лобовых частей обмотки статора. Таким образом, если основные роторные лопатки фактически выключены из работы при уменьшении частоты вращения при наборе нагрузки, ОРВ, наоборот, приходят во вращение и охлаждают двигатель [1].

Из всех известных аналогов наиболее близким к заявленному по совокупности существенных признаков является ОРВ, описанный в [2], представляющий собой малогабаритный цилиндрический ротор, крепящийся к основному ротору диэлектрическим винтом по резьбе, нарезанной в зоне токозамыкающих колец основного двигателя между лопатками.

Недостатком такого способа закрепления ОРВ является его низкая надежность, связанная, наряду со сложностью фиксации резьбы, и с низкой механической прочностью диэлектрического винта.

Изобретение направлено на повышение надежности крепления ОРВ на роторе основного двигателя.

Это достигается тем, что оси роторных вентиляторов выполнены в виде вертикальных участков П-образной скобы, входящих в отверстия, которые выполнены в короткозамыкающем кольце, а элемент крепления скобы и роторной лопаткой, при этом звездочка снабжена центральным отверстием для вала основного якоря и закреплена на нем посадкой подшипника.

Достижение технического результата обусловлено отсутствием в данном креплении ОРВ каких-либо резьбовых соединений.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображен ОРВ, вид сбоку якоря, на фиг.2 - то же, вид сверху, на фиг.3 - вид в диаметральной плоскости.

Орбитальный роторный вентилятор, устанавливаемый в зоне токозамыкающего кольца 1 и лопаток 2 основного ротора, имеет глухое отверстие 3 в кольце и П-образную скобу 4, позволяющую закрепить сразу два ОРВ.

В месте перегиба к скобе прикреплена шайба 5 с помощью сварочной точки 6. В лопатке в прорезанном канале 7 расположен горизонтальный участок П-образной скобы, закрытой полосой 8. Сам орбитальный роторный вентилятор может иметь лопасти 9. Между ОРВ и токозамыкающим кольцом 1 основного двигателя проложена фторопластовая антифрикционная шайба 10. Полоса 8 снабжена отверстием для вала 11 основного якоря и закреплена на нем промежуточной шайбой 12, которая в свою очередь прижата внутренним кольцом подшипника 13, который посажен на вал 11. Полоса 8 имеет загнутые краевые участки, взаимодействующие с краями лопаток 2, которые центрируют полосу 8 относительно основного якоря.

Работа устройства. Вначале происходит установка ОРВ на ротор. В кольце 1 засверливаются отверстия 3, на лопатке 2 прорезается канал 7. На скобу 4 с шайбами 5, закрепленными сварочными точками 6, надеваются два ОРВ 9 на вертикальные участки скобы 4 и шайбы 10. Данная подсборка вставляется в отверстия 3 концами скобы 4 таким образом, что горизонтальный участок скобы входит в канал 7. На противоположную лопатку (или симметрично расположенные) надеваются такие же подсборки. Затем на вал надевают звездочку 8 (в частном случае, полосу, т.е. двухлучевую звездочку) так, чтобы ее концы зажали горизонтальный участок П-образной скобы в каналах 7. Далее, на вал вплотную к звездочке надевают шайбу 12 и запрессовывают подшипник 13. В результате образовывается простая и надежная конструкция составного якоря с ОРВ.

При работе двигателя в номинальном режиме ОРВ турбулизируют воздух, способствуя интенсивной теплоотдаче с лобовых частей обмотки статора.

Уровень снижения температуры определяется числом установленных орбитальных роторных вентиляторов и их типоразмером.

Установка вентиляторов практически не оказывает негативного влияния на работу двигателя, поскольку основные электромеханические соотношения остаются без изменения. При этом уменьшение перегрева обмотки может достигать 7oС, что удваивает срок службы изоляции, уменьшает износ и, соответственно, приводит к уменьшению затрат на оборудование.

Орбитальные роторные вентиляторы (ОРВ) обладают конструктивной простотой и технологичностью в изготовлении.

Доказана эффективность использования ОРВ, заключающаяся в повышении теплоотдачи асинхронных электродвигателей, работающих в режимах с частыми пусками и набросами нагрузки.

Экспериментально доказано влияние ОРВ на снижение как стационарной, так и нестационарной температуры наиболее теплонапряженных элементов ОЭС, в частности лобовых частей обмотки статора.

Источники информации 1. Литвиненко А.М. Орбитальные роторные вентиляторы // Электротехника, 1997, 10.

2. Литвиненко А.М. Аэродинамика цилиндрического ротора орбитального вентилятора // Электричество, 1997, 11.

Формула изобретения

Орбитальный роторный вентилятор, содержащий малогабаритный цилиндрический ротор и элемент его крепления к ротору основного двигателя, ротор основного двигателя снабжен короткозамыкающими кольцами и роторными лопатками, отличающийся тем, что ось орбитального роторного вентилятора выполнена в виде вертикального участка П-образной скобы, входящего в отверстие, которое выполнено в короткозамыкающем кольце ротора основного двигателя, а элемент крепления скобы выполнен в виде звездочки, взаимодействующей с горизонтальным участком скобы и роторной лопаткой основного двигателя, при этом звездочка снабжена центральным отверстием для вала ротора основного двигателя и закреплена на нем посадкой подшипника.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям сердечников статоров электрических машин со средствами увеличения скорости теплообмена внутри каналов охлаждения сердечника

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к способу выполнения антикоррозионного покрытия на сплаве Mg, на изготовленных из этого сплава деталях и бытовых электрических приборах, аудиосистемах и т.д.; использования материалов с таким антикоррозионным покрытием; а более конкретно, оно касается деталей из сплава Mg, имеющих высокую коррозионную стойкость, приобретаемую за счет обработки путем химического превращения, безвредной для окружающей среды; использования этих деталей; раствора для обработки путем химического превращения и способа формирования антикоррозионного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, в частности в их системе охлаждения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям охлаждающих устройств локомотивов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для охлаждения атмосферным воздухом жидкостей, циркулирующих в системах силовой установки

Изобретение относится к очистке воздуха от фосфатной пыли в производстве экстракционной фосфорной кислоты (ЗФК)

Изобретение относится к двнгателестроению и повыи1ает долговечность клиноременной передачи

Изобретение относится к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, преимущественно силовых установок локомотивов
Наверх