Осевой многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в снижении веса и осевой длины компрессора, а также в повышении его надежности за счет предотвращения резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток. Данная техническая задача решается за счет того, что в осевом компрессоре газотурбинного двигателя, в котором первая от входа рабочая лопатка выполнена с бандажной полкой, согласно изобретению вторая рабочая лопатка также выполнена с бандажной полкой, а третья и четвертая - с утолщенным в периферийном и корневом сечениях профилем пера, причем Сmах.кор.3mах.кор.1=1,1-1,2; Cmax.кор.3/Cmax.кор.2=1,1-1,2; Cmax.пер.4/Cmax.nep.1= 1,2-1,3; Cmax.nep.4/Cmax.пер.2= 1,2-1,3, где Сmах.пep.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в периферийном сечении; Сmах.кор.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в корневом сечении; Сmах.пер.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в периферийном сечении; Сmах.кор.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в корневом сечении; Сmах.кор.3 - максимальная толщина профиля пера третьей рабочей лопатки в корневом сечении; Сmах.пер.4 - максимальная толщина профиля пера четвертой рабочей лопатки в периферийном сечении. 3 ил.

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен осевой 17-ступенчатый компрессор газотурбинного двигателя с семью поворотными направляющими лопатками [1]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность и увеличенный вес из-за большого количества ступеней и большого количества поворотных направляющих аппаратов.

Наиболее близким к заявляемому по конструкции является осевой компрессор газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с первой полочной рабочей лопаткой, второй рабочей лопаткой с шарнирным замком и последующими бесполочными рабочими лопатками, установленными на дисках с помощью замкового соединения типа "ласточкин хвост" [2].

Недостатком такой конструкции является увеличенный вес и осевая длина компрессора, а также его низкая надежность, так как вторая рабочая лопатка имеет увеличенный вес и ширину из-за шарнирного соединения с диском, а последующие за ней рабочие лопатки имеют низкую степень сжатия и уменьшенную максимальную толщину профиля в периферийных и корневых сечениях, что ведет к возникновению резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток и снижает надежность работы компрессора.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в снижении веса и осевой длины компрессора, а также в повышении его надежности за счет предотвращения резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток.

Данная техническая задача решается за счет того, что в осевом компрессоре газотурбинного двигателя, в котором первая от входа рабочая лопатка выполнена с бандажной полкой, согласно изобретению вторая рабочая лопатка также выполнена с бандажной полкой, а третья и четвертая - с утолщенным в периферийном и корневом сечениях профилем пера, причем Сmах.кор.3mах.кор.1=1,1...1,2; Cmax.кор.3/Cmax.кор.2=1,1...1,2; Cmax.пер.4/Cmax.nep.1=1,2...1,3; Cmax.nep.4/Cmax.пер.2=1,2...1,3, где Cmax.nep.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в периферийном сечении; Cmax.кор.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в корневом сечении; Cmax.пер.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в периферийном сечении; Cmax.кор.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в корневом сечении; Cmax.кор.3 - максимальная толщина профиля пера третьей рабочей лопатки в корневом сечении;
Cmax.пер.4 - максимальная толщина профиля пера четвертой рабочей лопатки в периферийном сечении.

При Cmax.кор.3mах.кор.1<1,1 возможна поломка третьей рабочей лопатки в результате возникновения резонансных колебаний по первой изгибной форме.

При Cmax.кор.3mах.кор.1>1,2 увеличивается вес и снижается КПД компрессора.

При Cmax.пер.4/Cmax.пер.1<1,2 возможна поломка четвертой рабочей лопатки в результате колебаний пластинчатой формы.

При Cmax.пep.4/Cmax.пep.1>1,3 увеличивается вес и снижается КПД четвертой ступени компрессора.

При Cmax.пер.4/Cmax.пер.2<1,2 снижается КПД и увеличивается вес второй ступени компрессора.

При Cmax.пep.4/Cmax.пер.2>1,3 возможна поломка второй рабочей лопатки в результате колебаний пластинчатой формы.

При Cmax.кор.3mах.кор.2<1,1 снижается КПД и увеличивается вес второй ступени компрессора.

При Cmax.кор.3mах.кор.2>1,2 возможна поломка второй рабочей лопатки в корневом сечении.

Выполнение второй рабочей лопатки с бандажной полкой позволяет сократить осевую длину и вес компрессора, так как в этом случае лопатка выполняется с увеличенной длиной и соответственно малой ширины, а полка предотвращает возникновение резонансных колебаний профильной части лопатки. При этом для парирования снижения КПД от гидравлических потерь на полке профили пера лопатки выполняются с минимальной Cmax. Сокращению длины и веса компрессора способствует также повышение напорности (степени сжатия) рабочих лопаток третьей и четвертой ступеней. Увеличенная аэродинамическая нагрузка на эти лопатки парируется в этом случае увеличенной толщиной профилей по сравнению с первой рабочей лопаткой.

Увеличенная толщина профиля в периферийном сечении четвертой рабочей лопатки позволяет также исключить возникновение пластинчатых форм колебаний профильной части как наиболее нагруженной аэродинамическими силами части лопатки.

Эти конструктивные особенности позволили получить высокоэффективный и надежный компрессор со степенью сжатия *кΣ = 16,5-19, малым весом и высоким политропическим КПД пол = 89%. Наработка без ремонта этого компрессора на двигателе ПС-90А составляет до 7000 часов, а на газотурбинных установках - до 25000 часов.

На фиг. 1 показан продольный разрез осевого компрессора газотурбинного двигателя заявляемой конструкции; на фиг. 2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 представлено сечение А-А на фиг.2.

Осевой компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из ротора 2 с дисками 3, установленными шлицами на валу 4. На дисках 5 и 6 первой и второй ступени установлены лопатки 7 и 8 первой и второй ступени с антивибрационными бандажными полками 9.

Рабочие лопатки 10 и 11 третьей и четвертой ступеней выполнены бесполочными, с утолщенными профилями 12 пера 13, 14 в периферийных 15, 16 и корневых 17, 18 сечениях. Статор 19 компрессора 1 выполнен как с поворотными, так и с фиксированными 21 направляющими аппаратами.

Толщина профиля 12 лопаток 7, 8, 10 и 11 однозначно определяется максимальной толщиной профиля Сmах.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе осевого компрессора 1 газотурбинного двигателя воздух сжимается, перемещаясь от рабочих лопаток первой ступени двигателя 7 к рабочим лопаткам четвертой ступени 11.

Вторая рабочая лопатка 8 выполнена с полкой 9 на промежуточном радиусе, что позволило выполнить ее с увеличенной длиной, т.е. малой ширины, что позволило уменьшить осевую длину и вес компрессора 1. Сокращению длины компрессора также способствует выполнение рабочих лопаток 10 и 11 третьей и четвертой ступени с большой степенью сжатия (высоконапорными), для чего эти лопатки выполнены с утолщенным профилем 12 пера 13 и 14 в корневом и периферийном сечениях, что исключает появление резонансных колебаний по первой изгибной форме, а также крутильных и пластинчатых форм колебаний.

Источники информации
1. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкции и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1981, стр.74, рис.3.09.

2. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкции и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1981, стр.87, рис.3.23а.


Формула изобретения

Осевой компрессор газотурбинного двигателя, в котором первая от входа рабочая лопатка выполнена с бандажной полкой, отличающийся тем, что вторая рабочая лопатка также выполнена с бандажной полкой, а третья и четвертая - с утолщенным в периферийном и корневом сечениях профилем пера, причем

Сmax.кор.3mах.кор.1=1,1...1,2;

Сmах.кор.3mах.кор.2=1,1...1,2;

Сmах.пер.4mах.пер.1=1,2...1,3;

Сmах.пер.4mах пер.2=1,2...1,3;

где Сmах.пep.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в периферийном сечении;

Сmах.кор.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в корневом сечении;

Сmах.пер.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в периферийном сечении;

Сmах.кор.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в корневом сечении;

Сmах.кор.3 - максимальная толщина профиля пера третьей рабочей лопатки в корневом сечении;

Сmах.пер.4 - максимальная толщина профиля пера четвертой рабочей лопатки в периферийном сечении.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод"

Характер внесенных изменений (дополнений):
Из предмета договора РД0004722 исключены патенты на изобретения 2187023, 2193678, 2198311, 2199680, 2204723, 2211337, 2220285, 2225945, 2227232, 2230195. Изменены порядок оплаты и размер вознаграждения.

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
06.12.2005 № РД0004722

Извещение опубликовано: 27.08.2010        БИ: 24/2010

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к осевым вентиляторам, преимущественно шахтным вентиляторам местного проветривания

Изобретение относится к области турбинного машиностроения, а именно к конструкциям рабочих лопаток осевых компрессоров, в частности газотурбинных двигателей

Изобретение относится к осевому вентилятору для перемещения воздуха через теплообменник, предназначенному для использования в охлаждающих и нагревательных системах автомобилей

Изобретение относится к области вентиляторостроения и может найти применение при изготовлении осевых вентиляторов преимущественно с малым относительным диаметром втулки (не более 0,55) и обеспечивает повышение кпд при высоком коэффициенте статического давления

Изобретение относится к области вентиляторостроения, более узко - к способам изготовления лопастей вентиляторов, преимущественно осевых, и, наконец, более конкретно - к способам изготовления лопаток вентиляторов из тканых материалов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям лопастей осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к осевым вентиляторам, например, для градирен, работающих в условиях высокой влажности, приводящей к быстрому коррозионному разрушению лопастей рабочего колеса, и позволяет обеспечить технологичное поточное производство лопаток, а также сделать конструкцию лопатки пригодной для гибкой (в т.ч

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в высокооборотных осевых вентиляторах и компрессорах авиационных двигателей

Изобретение относится к способам изготовления лопатки компрессора и может быть использовано в авиационных газотурбинных двигателях и энергетических установках для рабочих и направляющих лопаток вентиляторов и турбин

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и более конкретно к их вентиляторам и компрессорам

Изобретение относится к промышленной теплоэнергетике, в частности к устройству вентиляторных градирен для охлаждения оборотной воды

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям лопастей осевых вентиляторов, которые могут быть использованы для охлаждения автомобильного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к их компрессорам

Изобретение относится к вентиляторостроению, а конкретно - к листовым лопаткам осевого вентилятора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и, более конкретно, к их вентиляторам и компрессорам, и обеспечивает при своей работе хорошее нагнетание потока и производительность при высокой скорости
Наверх