Способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей

 

Изобретение относится к медицине, в частности к общей и судебной психиатрии. После предварительного психиатрического интервьюирования у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации. С помощью ключевой таблицы, как указано в описании, определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий. По столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов определяют профиль деструктивной детерминанты личности обследуемого. Затем на регистрационном бланке, как указано в описании, отмечают полученную сумму баллов и степень дезадаптации. Строят график и от точки пересечения полученного графика с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор. По вектору на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Данный способ позволяет повысить точность диагностики, снизить вероятность установления неправильного диагноза, осуществить обследование больших групп несовершеннолетних без помещения их в специальные медицинские учреждения. 4 табл., 7 ил.

Изобретение относится к медицине, в частности к общей и судебной психиатрии.

Актуальность изобретения обусловлена повышением частоты расстройств поведения и адаптации у несовершеннолетних правонарушителей, что осложняет проведение медико-социальной коррекции и воспитательно-профилактической работы с данным контингентом.

Одной из наиболее характерных особенностей расстройств поведения в подростковом возрасте является их полиморфизм. Выявление основных мишений для психокоррекции и эффективное проведение медико-социальных мероприятий базируется на личностно-ориентированном лечебно-диагностическом подходе. В связи с этим актуальнее становится задача повышения точности диагноза и дифференциальной оценки подобных расстройств на более ранних этапах.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является способ диагностики поведения у несовершеннолетних правонарушителей путем сопоставления степени дезадаптации личности и проявлений антиобщественных действий (Ю. В. Попов Профилактика и коррекция саморазрушающего поведения у подростков. Пособие для врачей, 1995, с. 1-21).

Недостатками указанного способа диагностики являются недостаточная точность, некоторая ситуативность и субъективность оценки состояния, сложность и длительность, создание определенных условий для обследования.

Техническим результатом изобретения является повышение точности диагностики, снижение вероятности установления неправильного диагноза, возможность сплошного обследования больших групп без помещения обследуемых в специальные медицинские учреждения.

Данный технический результат достигается в способе диагностики согласно изобретению, заключающемся в том, что после предварительного психиатрического интервьюирования у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации, с помощью ключевой таблицы, как указано в описании, определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий и профиль его деструктивной детерминанты личности по столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов, затем на регистрационном бланке, как указано в описании, отмечают полученную сумму баллов и степень дезадаптации, строят график и от точки пересечения полученного графика, с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор, по которому на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.

Заявленная закономерность сопоставления степени дезадаптации личности, деструктивных детерминант и проявлений антиобщественных действий была выявлена при обследовании контингента несовершеннолетних, поступавших в Центр в течение целого ряда лет.

При обследовании основной группы из 129 подростков мужского пола (средний возраст 16,5 лет), совершивших криминальные действия против личности, с жестоким и особо жестоким характером правонарушений, было выявлено следующее. Установлена достоверно значимая корреляция деструктивных детерминант с нарушениями адаптации и расстройствами поведения.

На основе полученных результатов были составлены приведенные ниже ключевая таблица и регистрационный бланк (1) - (фиг.1).

Аутодеструктивная детерминанта характеризуется антиобщественными действиями, результатом которых является физический, моральный ущерб самого индивида, снижающий его социальный статус (аддиктивное, суицидальное поведение, бродяжничество и др.) Агрессивная деструктивная детерминанта характеризуется насильственными, корыстными, насильственными сексуальными действиями против личности.

Ремиттирующая деструктивная детерминанта определяется как ослабляющая социальный статус индивида, но при определенных ситуациях и преморбиде личности несущая угрозу обществу (уклонение от учебно-трудовой деятельности, систематическое пребывание в неформальных антиобщественных группах).

При составлении ключевой таблицы и регистрационного бланка расстройства поведения классифицировались по МКБ-10 с кодами диагнозов F 90-93 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте), проявления отклоняющегося поведения систематизировались по В.В. Королеву (В.В. Королев. Психические отклонения у подростков правонарушителей, 1992), степень дезадаптации определялась по "Системе шкал социальной дезадаптации" (Ю.В. Попов и Н.Я. Иванов. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. - М., 1995.

Для оценки достоверности результатов использовался критерий Стьюдента, значимость полученных оценок вычислялась путем расчета коэффициентов корреляции Пирсона, ранговой корреляции Спирмана.

Способ согласно изобретению осуществляется следующим образом. После предварительного психиатрического интервьюирования и анализа медицинской документации при ее наличии у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации. Затем с помощью ключевой таблицы 1 определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий. Для этого в ключевой таблице в соответствующих строках отмечают (зачеркивают) имеющиеся проявления антиобщественных действий у обследуемого и суммируют баллы отмеченные (зачеркнутые), в таблице. После чего по столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов определяют профиль деструктивной детерминанты личности обследуемого. Затем на регистрационном бланке (фиг.1) отмечают полученную сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий и степень дезадаптации. Строят график и от точки пересечения полученного графика с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор. По вектору на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.

Далее приведены конкретные примеры осуществления способа согласно изобретению.

Пример 1.1 Обследуемый N., 16 лет.

Шаг 1. В ходе проведения психиатрического интервью и анализа медицинской документации у N. выявлена неустойчивая дезадаптация, у него имеют место такие проявления отклоняющегося поведения, как уклонение от учебной и трудовой деятельности, антиобщественные насильственные действия, антиобщественные корыстные действия, аддиктивное поведение (алкоголь), уходы из дома и бродяжничество.

Шаг 2. В ключевой таблице в соответствующих строках отмечаются имеющиеся проявления у обследуемого (в данном примере зачеркнуты баллы в соответствующих строках табл.2).

Шаг 3. Определяется числовое выражение проявлений антиобщественных действий у несовершеннолетнего путем суммирования баллов в отмеченных строках таблицы.

Строка 1=1 балл, строка 3=3 балла, строка 4=3 балла, строка 6 =2 балла, строка 8=2 балла: 1+3+3+2+2=11.

Числовое выражение проявлений антиобщественных действий у обследуемого 11 баллов.

Шаг 4. Определяется деструктивная детерминанта обследуемого по соответствующему столбцу ключевой таблицы, в котором содержится наибольшее количество баллов.

В среднем столбце (в строках 3 и 4) суммарно 6 баллов (3+3); что больше, чем в правом и левом столбцах таблицы (1 и 4 баллов соответственно). Таким образом, у обследуемого агрессивная деструктивная детерминанта.

Шаг 5. На регистрационном бланке отмечается на соответствующих осях степень дезадаптации: неустойчивая, и суммарное числовое выражение проявлений (11 баллов). Отмеченные точки соединяются (регистрационный бланк примера 1.1 а - фиг.2).

Шаг 6. От точки пересечения полученного графика с профилем детерминанты, соответствующим деструктивной детерминанте обследуемого, опускается вектор на горизонтальную ось (регистрационный бланк примера 1.1б - фиг.3).

Шаг 7. Кластер расстройства поведения определяет ближайшее к точке пересечения вектора с горизонтальной осью значение метки на ней.

Кластер расстройства поведения в данном примере у обследуемого N. - несоциализированное расстройство поведения.

Пример 1.2 Обследуемый К., 14 лет.

Шаг 1. В ходе проведения психиатрического интервью и анализа медицинской документации у К. выявлена парциальная дезадаптация, у него имеют место такие проявления отклоняющегося поведения, как антиобщественные насильственные действия и аддиктивное поведение (наркотики), уходы из дома и бродяжничество.

Шаг 2. В ключевой таблице 1.2 в соответствующих строках отмечаются имеющиеся проявления у обследуемого (в данном примере зачеркнуты баллы в соответствующих строках табл.3).

Шаг 3. Определяется числовое выражение проявлений антиобщественных действий у несовершеннолетнего путем суммирования баллов в отмеченных строках таблицы.

Строка 3=3 балла, строка 7=2 балла, строка 8=2 балла: 3+2+2=7.

Числовое выражение проявлений антиобщественных действий у обследуемого = 7 баллов.

Шаг 4. Определяется деструктивная детерминанта обследуемого по соответствующему столбцу ключевой таблицы, в котором содержится наибольшее количество баллов.

В левом столбце (в строках 7 и 8) суммарно 4 балла (2+2); что больше, чем в среднем столбце таблицы (3 балла). Таким образом, у обследуемого аутодеструктивная детерминанта.

Шаг 5. На регистрационном бланке отмечается на соответствующих осях степень дезадаптации: парциальная, и суммарное числовое выражение проявлений (7 баллов). Отмеченные точки соединяются (регистрационный бланк примера 1.2a - фиг.4).

Шаг 6. От точки пересечения полученного графика с профилем детерминанты, соответствующим деструктивной детерминанте обследуемого, опускается вектор на горизонтальную ось (регистрационный бланк примера 1.26 - фиг.5).

Шаг 7. Кластер расстройства поведения определяет ближайшее к точке пересечения вектора с горизонтальной осью значение метки на ней.

Кластер расстройства поведения в данном примере у обследуемого К. - мозаичное расстройство поведения по социализированному и несоциализированному типу.

Пример 1.3 Обследуемый Р., 17 лет.

Шаг 1. В ходе проведения психиатрического интервью и анализа медицинской документации у Р. выявлена устойчивая адаптация, у него имеют место такие проявления отклоняющегося поведения, как уклонение от учебной и трудовой деятельности и систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

Шаг 2. В ключевой таблице 1.3 в соответствующих строках отмечаются имеющиеся проявления у обследуемого (в данном примере зачеркнуты баллы в соответствующих строках табл.4).

Шаг 3. Определяется числовое выражение проявлений антиобщественных действий у несовершеннолетнего путем суммирования баллов в отмеченных строках таблицы.

Строка 1=1 балл, строка 2=1 балл: 1+1=2.

Числовое выражение проявлений антиобщественных действий у обследуемого 2 балла.

Шаг 4. Определяется деструктивная детерминанта обследуемого по соответствующему столбцу ключевой таблицы, в котором содержится наибольшее количество баллов.

В правом столбце (в строках 1 и 2) суммарно 2 балла (1+1). Таким образом, у обследуемого ремиттирующая деструктивная детерминанта.

Шаг 5. На регистрационном бланке отмечается на соответствующих осях степень дезадаптации: устойчивая, и суммарное числовое выражение проявлений (2 баллов). Отмеченные точки соединяются (регистрационный бланк примера 1.3а - фиг.6).

Шаг 6. От точки пересечения полученного графика с профилем детерминанты, соответствующим деструктивной детерминанте обследуемого, опускается вектор на горизонтальную ось (регистрационный бланк примера 1.36 - фиг.7).

Шаг 7. Кластер расстройства поведения определяет ближайшее к точке пересечения вектора с горизонтальной осью значение метки на ней.

Кластер расстройства поведения в данном примере у обследуемого Р. - мозаичное расстройство поведения по депрессивному и социализированному типу.

Способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей согласно изобретению отличается простотой, позволяет ускорить, объективизировать и уточнить выявление расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей. Точность способа составляет порядка 92%.

Формула изобретения

Способ диагностики расстройств поведения у несовершеннолетних правонарушителей путем сопоставления степени дезадаптации личности и проявлений антиобщественных действий, отличающийся тем, что после предварительного психиатрического интервьюирования у обследуемого несовершеннолетнего определяют степень дезадаптации, с помощью ключевой таблицы, как указано в описании, определяют общую сумму баллов имеющихся проявлений антиобщественных действий и профиль его деструктивной детерминанты личности по столбцу ключевой таблицы с наибольшим количеством баллов, затем на регистрационном бланке, как указано в описании, отмечают полученную сумму баллов и степень дезадаптации, строят график и от точки пересечения полученного графика с профилем деструктивной детерминанты личности обследуемого опускают вектор, по которому на горизонтальной оси диагностируют расстройство поведения у несовершеннолетних правонарушителей.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.02.2009

Извещение опубликовано: 20.02.2009        БИ: 05/2009




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и медицинской психологии, и может быть использовано в кардиохирургии, анестезиологии и реаниматологии

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психологии, психоанализе и при решении различных прикладных задач узкоспециального назначения

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии

Изобретение относится к медицине и психологии, а также медицинской технике и предназначено для регистрации психофизической реакции (ПФР) человека

Изобретение относится к области медицины, в частности к психологии

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, психологии, педиатрии, лечебной физкультуре, реабилитации, педагогике, к способам восстановления детей с невротическими, психовегетативными, психосоматическими нарушениями, дефектами речи

Изобретение относится к медицине, в частности к общей и судебной психиатрии

Изобретение относится к области психологического моделирования действий лиц, вовлеченных в практически важные ситуации, с последующей численной оценкой этих действий, к области испытаний профессиональной пригодности и связанному с ними обучению, к области психометрических измерений интеллекта, проводимых в психологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к способам для исследования глаз

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к устройствам для исследования зрительной системы человека

Изобретение относится к области медицины, а именно к медицинской психологии и психиатрии

Изобретение относится к области психологии, а именно к психофизиологии

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения точности измерения критической частоты слияния мельканий

Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии и может быть использовано как метод экспресс-диагностики функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет, относящихся к "интеллектуальной норме"
Изобретение относится к области медицины

Изобретение относится к области медицины, в частности к кардиологии и психиатрии

Изобретение относится к медицине, в частности к гомеопатии, и касается выбора гомеопатического лекарства

Изобретение относится к области психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности и т.п.) и может быть использовано в профессиональной, научной и педагогической деятельности при оценке профессиональной пригодности личности к инновационной (творческой) деятельности в какой-либо прикладной области знаний
Изобретение относится к области медицины, психотерапии
Наверх