Способ строительства земляных сооружений в районах крайнего севера с повышенными экологическими требованиями

 

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, кустов и площадок в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства. Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера включает выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения. Новым является то, что выбор и создание геодезической разбивочной основы дорог осуществляют через обводненные территории - озера, площадок под строительство и кустов - в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляных сооружений производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов, преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании, отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период. Техническим результатом изобретения является сокращение отчуждаемых земельных площадей под строительство земляных сооружений и уменьшение негативных экологических последствий, а также сокращение транспортных затрат и повышение устойчивости и надежности их строительства в обводненных районах Крайнего Севера. 2 ил.

Изобретение относится к нефтегазовому строительству и используется при строительстве автомобильных и внутрипромысловых дорог, площадок и кустов в районах Крайнего Севера, в которых предъявляются повышенные экологические требования к этому виду строительства ввиду уникальности региона: например п-ва Ямал.

Известен способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог или площадок под строительство, преимущественно в обход встречающихся по трассе озер, подготовку их основания на просадочных и сильнопросадочных грунтах и послойную или сплошную отсыпку на эти основания земляного сооружения из привозных грунтов. (См. Земляные работы. Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1984, с.172-190 и “Автодороги полуострова Ямал”. Раздел проекта / Гипротюменнефтегаз. - Тюмень, 1985).

Недостатками известного способа являются то, что строительство земляных сооружений в районах с повышенными экологическими требованиями нуждается в отчуждении значительных площадей земли, что приводит к их безвозвратным потерям и уничтожению трудновосстанавливаемого мохорастительного покрова тундры, кроме того, послойный способ требует длительного периода времени строительства, связанного с необходимостью ожидания сбалансированности температур грунтов основания и отсыпаемых слоев и, в связи с этим, большей трудоемкости работ, поэтому на практике применяют, преимущественно, сплошную отсыпку земляного сооружения на многолетнемерзлое основание, где в летний период года из-за нарушения теплового баланса между мерзлым льдистым основанием и сооружением, отсыпанным из талого грунта и имеющим положительную температуру, происходят очаговые деградации вечномерзлых толщ оснований, приводящие впоследствии к многочисленным деформациям, осадке и разрушению возведенных на них сооружений, переувлажнению и выполаживанию их откосов. Кроме того, способ включает автомобильную доставку грунтов из базовых карьеров Ямала, расположенных, как правило, на расстоянии 30-40 км до места строительства, что делает этот способ весьма затратным и поэтому малоэффективным (см.. фиг. 1.).

Наиболее близким по своей сущности и достигаемому техническому результату является способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения (см., например, Земляные работы, Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1984, с. 49, 50, 172-190).

Для достижения этого технического результата способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог или площадок под строительство и отсыпку или намыв земляного сооружения, состоит в том, что выбор и разбивку трасс дорог осуществляют через обводненные территории - озера, площадки под строительство и кусты - в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляного сооружения производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов, преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпи автодорог между озерами на мерзлом основании - отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период.

Техническим результатом изобретения является сокращение отчуждаемых земельных площадей под строительство земляных сооружений и уменьшение негативных экологических последствий, а также сокращение транспортных затрат и повышение устойчивости и надежности их строительства в обводненных районах Крайнего Севера.

На фиг. 1 показан способ строительства земляных сооружений традиционным способом - в обход водных препятствий, на котором обозначены следующие позиции: трасса автодороги 1; сухоройный карьер 2; кустовая площадка 3; строительная площадка 4.

На фиг. 2 показан способ строительства земляных сооружений по заявленному способу, на котором обозначены следующие позиции: трасса автодороги 1; гидрокарьер 2; кустовая площадка 3; строительная площадка 4; пульпопровод земснаряда 5.

Способ осуществляется следующим образом (фиг. 2). В районе строительства земляного сооружения: автомобильной дороги 1 или площадок 3, 4, например на газоконденсатном или нефтяном месторождении п-ва Ямал, где из-за большого количества озер обводненность территории достигает 40%, при глубине озер 0,3 - 1,5 м, производят выбор и создание геодезической разбивочной основы трасс дорог 1 через эти озера, имеющие, как правило, термокарстовое происхождение, а площадок под строительство и кустов 3, 4 - в границах этих озер. Причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных грунтов песчаных гидрокарьеров 2, преимущественно гидромеханизированными способами путем подачи грунта по пульпопроводам 5 на талое основание озер, и в летний период года, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании - отсыпкой и в зимний период.

В результате отсыпки или намыва грунта на основания, имеющие с ним равную или близкую положительную (летом) или отрицательную (зимой) температуры, снижается процесс теплообмена между основанием и земляным сооружением, уменьшается вероятность деградации основания, деформации и осадки земляного сооружения. Вследствие окружения объекта строительства водной акваторией значительно уменьшается запыление тундры мелкими частицами грунта, сдуваемого ветрами с поверхности земляных сооружений.

Таким образом, применение способа позволит существенно сократить площади отчуждаемых земель под строительство в районах Крайнего Севера с повышенными экологическими требованиями, создать новые обустроенные площади земли в регионе, повысить устойчивость и надежность строительства земляных сооружений и уменьшить запыление мохорастительного покрова тундры. Кроме того, способ не требует рекультивации притрассовых карьеров и площадок под резервы грунтов ввиду их расположения в естественных границах обводненных термокарстовых котловин и озер.

Формула изобретения

Способ строительства земляных сооружений в районах Крайнего Севера, включающий выбор и создание геодезической разбивочной основы трассы дороги или площадки под строительство и отсыпку или намыв грунтов в тело земляного сооружения, отличающийся тем, что выбор и создание геодезической разбивочной основы дорог осуществляют через обводненные территории - озера, площадок под строительство и кустов - в границах этих озер, а отсыпку или намыв земляных сооружений производят на их талое основание, причем строительство земляных сооружений производят из местных подозерных песчаных грунтов преимущественно гидромеханизированными способами и в летний период, а строительство перемычек насыпей автодорог между озерами на мерзлом основании - отсыпкой из мерзлых грунтов и в зимний период.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

PD4A - Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:Открытое акционерное общество «Глобалстрой-Инжиниринг» (RU)

Адрес для переписки:105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, д. 15, корп. 2, ОАО “Глобалстрой-Инжиниринг”

Извещение опубликовано: 20.08.2008        БИ: 23/2008



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции линейных сооружений на слабых, в том числе вечномерзлых грунтах 3-й и 4-й категорий термопросадочности, на бессточных участках, и болотах 2-го и 3-го типов

Изобретение относится к области технологии производства работ средствами гидромеханизации, преимущественно применяемой для намыва насыпей грунтовых дорог и промышленных площадок

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении автомобильных дорог на слабых грунтах, а также при строительстве площадок

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано в качестве селепроводящего канала

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при намыве плотин, дамб, хвостохранилищ

Изобретение относится к строительству, а именно к строительным материалам, используемым при сооружении, реконструкции и ремонте автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, спортивных площадок, элементов дорожных покрытий, обочин и оснований, для армирования конструктивных слоев дорожной одежды

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для укрепления конусов мостов, путепроводов, откосов дорог, береговых линий, русел водоемов и т.п

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей и укреплений грунтовых склонов берегов морей, водохранилищ, озер, рек от разрушающего воздействия волн и водных потоков

Насыпь // 2138596
Изобретение относится к области строительства

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении насыпей дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов

Изобретение относится к грунтоуплотняющей технике ударными импульсами, применяемой при строительстве, и может быть использовано для послойного уплотнения связанных грунтов, например суглинков, для образования противофильтрационного экрана

Изобретение относится к области строительства, а именно к машинам для уплотнения грунта

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к устройствам для уплотнения конструкционных слоев дорожных одежд

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к устройствам для уплотнения конструкционных слоев дорожных одежд

Изобретение относится к области производства строительных материалов, в частности асфальтобетонной смеси, и может быть использовано на асфальтобетонных заводах и в других строительных производствах

Изобретение относится к машинам для уплотнения грунта и может быть использовано при проведении строительных работ

Изобретение относится к дорожным и строительным машинам и предназначено для уплотнения дорожно-строительных материалов укаткой и вибрацией

Изобретение относится к области усовершенствования синтетических "травяных" покрытий

Изобретение относится к области усовершенствования синтетических "травяных" покрытий

Изобретение относится к строительству, в частности к дорожным машинам, и может быть использовано при укатке дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к машинам для земляных работ и может быть использовано для уплотнения грунтов
Наверх