Датчик токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля

 

Использование: в системах управления топливоподачей автомобильных дизелей в качестве элемента блока обратной связи для осуществления управляющего воздействия на качество рабочей топливовоздушной смеси и момент ее впрыска в камеру сгорания, также в системах автономного экологического мониторинга автомобильных дизелей. Сущность: датчик содержит фильтр, два изолированных друг от друга и включенных в измерительный резисторный мост электрода, изготовленных из пассивного (нереакционноспособного) металла или сплава, которые представляют собой пластины в форме полых полуцилиндров, с нанесенным на вогнутую поверхность одного из них тонким слоем катализатора, и фильтр типа "циклон" с определенными геометрическими соотношениями элементов, выходной патрубок которого сообщается с соосно расположенными с ним электродами и выполнен в виде трубы с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями, располагающимися в области вогнутой поверхности электродов. Технический результат изобретения - возможность получения информации о вредном воздействии выхлопных газов на человека и животных путем повышения информативности измеряемой величины датчика содержания твердых частиц (сажи) диаметром менее 10 мкм применительно к токсичности выхлопа. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Датчик токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля может быть использован в системах управления топливоподачей автомобильных дизелей в качестве элемента блока обратной связи. С помощью сигнала от датчика возможно оказывать управляющее воздействие на качество рабочей топливовоздушной смеси и момент ее впрыска в камеру сгорания (т.е. изменять коэффициент избытка воздуха и угол опережения впрыска). Также датчик может использоваться в системах автономного экологического мониторинга автомобильных дизелей для получения непрерывной информации о токсичности выхлопа.

Известен датчик, состоящий из изолированной опоры, в которой расположены два электрода [1].

Недостатком данного датчика является отсутствие четкой зависимости между сигналом датчика и токсичностью выхлопных газов, так как он регистрирует величину, коррелирующую с концентрацией твердых частиц всего диапазона дисперсности, тогда как вредность представляют частицы размером примерно 10 мкм и менее.

Задачей предлагаемого изобретения является возможность получения информации о вредном воздействии выхлопных газов автомобильного дизеля на человека и животных. Решение этой задачи реализуется путем повышения информативности измеряемой величины датчика содержания твердых частиц (сажи) применительно к токсичности выхлопа, то есть увеличением корреляции сигнала датчика содержания твердых частиц (сажи) с токсичностью выхлопа дизеля. Так, в выхлопе автомобильного дизеля частицы сажи имеют широкий диапазон дисперсности (0,3...100 мкм), однако для человека и животных наиболее вредными являются частицы диаметром менее 10 мкм.

Указанная задача достигается тем, что изобретение содержит два изолированных друг от друга электрода, которые представляют собой пластины в форме полых полуцилиндров, с нанесенным на вогнутую поверхность одного из них тонким слоем катализатора, и фильтр типа "циклон", выходной патрубок которого сообщается с соосно расположенными с ним электродами и выполнен в виде трубы с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями, располагающимися в области вогнутой поверхности электродов. Геометрические параметры составных частей "циклона" определяются соотношениями: а:b1:2, а:D:Нц1:6,5:15, D:В:Нк1,25:1:1, где а - высота проходного сечения входного патрубка, мм; b - ширина проходного сечения входного патрубка, мм; D - диаметр цилиндрической части, мм; Нц - длина цилиндрической части, мм; В - меньший диаметр конической части, мм; Нк - длина конической части, мм.

Кроме того, электроды изготавливаются из пассивного (нереакционноспособного) металла или сплава и включены в измерительный резисторный мост.

На фиг. 1 изображен общий вид датчика токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля. На фиг.2 выполнено горизонтальное сечение датчика токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля по оси отверстий, просверленных в верхней части выходного патрубка "циклона".

Датчик содержит фильтр типа "циклон" 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками (фиг.1). Выходной патрубок 3 представляет собой трубу с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями (фиг.2). Кроме того, датчик содержит два изолированных друг от друга электрода, которые представляют собой пластины в форме полых полуцилиндров 4 и 5, установленные соосно выходному патрубку "циклона" 3. Пластины 4 и 5 изготавливаются из пассивного (нереакциоспособного) металла или сплава, при этом на вогнутую поверхность пластины 4 нанесен тонкий слой катализатора. Пластины 4 и 5 включены в резисторный мост, содержащий также резисторы R1, R2 и гальванометр.

Работа предложенного датчика заключается в следующем.

Из выпускного тракта двигателя выхлопные газы через входной патрубок 2 с большой скоростью тангенциально поступают в рабочую полость "циклона" 1. Поток выхлопа закручивается, при этом частицы сажи диаметром примерно 10 мкм и более, содержащиеся в потоке, под действием возникающей центробежной силы отбрасываются к стенкам и ссыпаются через отверстие в нижней части корпуса "циклона" 1. Очищенный от частиц примерно 10 мкм и более поток выхлопных газов, поступая через боковые отверстия в верхней части выходного патрубка 3, омывает поверхность пластин 4 и 5. Частицы сажи менее 10 мкм окисляются на пластине 4, повышая ее температуру и, следовательно, внутреннее сопротивление. Устранение побочных факторов, действующих на сигнал от пластины 4, достигается включением ее в резисторный мост, который содержит также пластину 5, находящуюся в тех же условиях и не реагирующую с частицами сажи, резисторы R1, R2 и гальванометр, регистрирующий разность внутреннего сопротивления пластин 4 и 5.

Источники информации
1. Hua Xiangyang, Zeng Mancheng //Нэйжаньизи гунчэн, Chin. Intern. Combust. Enging Eng. - 1990. - 11, 2. - С. 23-26.


Формула изобретения

1. Датчик токсичности выхлопных газов автомобильного дизеля, содержащий два изолированных друг от друга электрода, отличающийся тем, что включает фильтр типа “циклон”, выходной патрубок которого сообщается с соосно расположенными с ним электродами, которые представляют собой пластины в форме полых полуцилиндров, с нанесенным на вогнутую поверхность одного из них тонким слоем катализатора, и выполнен в виде трубы с заглушенной верхней частью и просверленными в верхней части в горизонтальной плоскости под углом к боковой поверхности трубы отверстиями, располагающимися в области вогнутой поверхности электродов, при этом геометрические параметры составных частей “циклона” определяются соотношениями

а:b1:2,

а:D:Нц 1:6,5:15,

D:В:Нк 1,25:1:1,

где а - высота проходного сечения входного патрубка, мм;

b - ширина проходного сечения входного патрубка, мм;

D - диаметр цилиндрической части, мм;

Нц - длина цилиндрической части, мм;

В - меньший диаметр конической части, мм;

Нк - длина конической части, мм.

2. Датчик по п.1, отличающийся тем, что электроды изготавливаются из пассивного металла или сплава.

3. Датчик по п.1, отличающийся тем, что электроды включены в измерительный резисторный мост.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроения и может быть использовано для измерения влажности воздуха в быту и различных технологических процессах

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к области измерения технологических параметров, и может быть использовано для измерения удельного сопротивления жидких сред в пищевой, химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, металлургической и других видах промышленности

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для непрерывного бесконтактного определения влажности движущихся текстильных материалов и бумаги

Изобретение относится к дистанционным способам определения действительной части диэлектрической проницаемости объекта исследования и может быть использовано для определения действительной части диэлектрической проницаемости пленки нефти, разлитой на водной поверхности
Изобретение относится к исследованиям физико-химических свойств веществ, а именно к измерению содержания водорода в естественных средах и технических объектах, и может быть использовано для контроля утечек водорода из систем охлаждения мощных электрогенераторов, систем питания двигателей внутреннего сгорания, работающих на водородном топливе, для локализации участков вероятного растрескивания магистральных газопроводов или обнаружения мест выделения водорода

Изобретение относится к аналитической технологии оперативного определения содержания воды в нефтях (смесях нефтей) и продуктах остаточной дистилляции

Изобретение относится к области защиты окружающей среды от загрязнений и может быть использовано для обнаружения утечки жидких нефтепродуктов в грунт

Изобретение относится к области аналитического приборостроения и может быть использовано в гигрометрах

Изобретение относится к измерениям электропроводящих величин вещества

Изобретение относится к полупроводниковой сенсорной технике

Изобретение относится к полупроводниковой сенсорной технике

Изобретение относится к области санитарной гигиены и промышленной экологии и может быть использовано для определения концентрации растворенных в воде солей

Изобретение относится к пищевой промышленности

Изобретение относится к аналитической химии органических соединений (разделение и анализ) и может быть использовано при анализе воздуха рабочей зоны предприятий по производству красителей, лаков, фармацевтической продукции
Изобретение относится к области эксплуатации стальных подземных трубопроводов, а именно к диагностике их коррозионного состояния

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано для определения диэлектрических характеристик ферритовых материалов при различных температурах в широком диапазоне частот измерительного сигнала

Изобретение относится к области влагометрии и предназначено для измерения влажности древесины, в частности при сушке и хранении пиломатериалов и заготовок и при исследовании процессов влагопереноса при гидротермической обработке древесины
Наверх