Способ изготовления сильфонного компенсатора

 

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов. Способ изготовления сильфонного компенсатора предусматривает изготовление многослойного сильфона, опорных колец и арматуры, их сборку и соединение между собой аргонодуговой сваркой. Перед сборкой компенсатора сильфон и арматуру, изготовленные из дисперсионно-твердеющего сплава на никелевой основе, подвергают закалке при температуре 980-1050oС, а при сборке размещают высокотемпературный припой на соединяемых поверхностях отбортовки сильфона и арматуры. Приваривают концы отбортовки к арматуре и проводят пайку при температуре 980-1050oC с последующим старением материала спаянного компенсатора при 65010oС в защитной среде. Повышает эксплуатационную надежность трубопровода. 3 з.п.ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к изготовлению сильфонного компенсатора, применяемого в энергетических установках, которые работают в среде жидкого и газообразного водорода в диапазоне температур от -253oС до 750oС при высоких динамических нагрузках.

Выполненный в виде сварной конструкции тонкостенного многослойного сильфона с толстостенной арматурой сильфонный компенсатор предназначен для работы в энергетических установках в атмосфере газообразного и жидкого водорода в широком интервале температур. Материал таких конструкций должен обладать высокой коррозионной стойкостью и достаточно высокой длительной прочностью.

Известен сильфонный компенсатор по авт. свид. СССР 1767274, F 16 Z 51/02. В описании этого изобретения изложен способ его изготовления, который включает в себя изготовление многослойного тонкостенного сильфона, опорных колец и толстостенной арматуры, например фланца, сборку указанных деталей компенсатора, соединение отбортовки сильфона с арматурой аргонодуговой сваркой, причем последнюю осуществляют в два этапа: сначала формируют корневой шов, а затем производят второй проход, обеспечивающий надежную герметичность сварного соединения (см. авт. свид. СССР 1767274, F 16 Z 51/02). Указанный компенсатор преимущественно изготавливают из нержавеющих сталей с высокой коррозионной стойкостью.

Однако материал известной конструкции обладает относительно низкой длительной прочностью, особенно при повышенных температурах. На этом основании ее невозможно использовать в условиях высоких динамических нагрузок в среде водорода в связи со скорым появлением в сплаве трещин и разрушением конструкции.

Задача изобретения - создание технологии изготовления сильфонного компенсатора, работоспособного в среде жидкого и газообразного водорода в течение длительного времени в условиях высоких динамических нагрузок в интервале температур от -253oС до 750oС.

Задача решена за счет того, что многослойный тонкостенный сильфон и арматуру, выполненные из дисперсионно-твердеющего сплава на никелевой основе, подвергают закалке с температуры 980-1050oС, при сборке конструкции на паяемых поверхностях отбортовки сильфона и арматуры размещают высокотемпературный припой, приваривают концы отбортовки сильфона к арматуре, а затем проводят пайку конструкции при температуре 980-1050oС с последующим старением спаянного компенсатора при 65010oС в защитной среде.

Технический результат - повышение длительной прочности сплава и надежной герметичности соединения сильфона с арматурой, что обеспечивает работоспособность конструкции компенсатора в экстремальных условиях.

Данный способ осуществляют следующим образом.

Тонкостенный многослойный сильфон и толстостенную арматуру - фланец изготавливают из дисперсионно-твердеющего сплава на никелевой основе, например, марки ЭК-61. Обе детали закаливают с температуры 980-1050oС, причем сильфон закаливают в защитной среде, например вакууме 110-3 мм рт.ст. или в атмосфере инертного газа - аргона, а арматуру - на воздухе. Указанная термообработка необходима для снятия напряжений, возникших при их изготовлении. Далее производят сборку конструкции компенсатора с размещением в изгибах сильфона опорных колец, а на паяемых поверхностях отбортовки сильфона и арматуры - припоя в зоне их соединения. Концы отбортовки сильфона приваривают к арматуре аргонодуговой сваркой с образованием сварного шва. После проверки его на герметичность сварную конструкцию помещают в вакуумную печь и создают разрежение 110-3110-5 мм рт.ст. в зоне соединения деталей. Конструкцию нагревают в застойной среде аргона, а пайку осуществляют при температуре 980-1050oС. Выбор температуры зависит от выбора материала припоя. Время выдержки при пайке определяется технологическими особенностями процесса. После завершения пайки конструкцию охлаждают до комнатной температуры. Процесс можно проводить с печью или использовать ускоренный метод охлаждения с помощью введения потока аргона со скоростью 50-70oС/мин до температуры 600-650oС - конца фазовых превращений в сплаве. Охлажденную конструкцию, обладающую высокой пластичностью, подвергают старению в защитной атмосфере при температуре 650oС10oС, например в вакууме при разрежении 110-3 мм рт. ст. или в среде инертного газа - аргона. В процессе старения происходит выпадение мелкодисперсной упрочняющей "-фазы, когерентно связанной с матрицей сплава. При этом повышается его прочность при сохранении удовлетворительной пластичности.

Были проведены механические испытания сплава конструкций, изготовленных по данному способу. Результаты испытаний приведены в таблице.

Анализ таблицы показал, что длительная прочность при температуре +750oС в течение 3,3 ч у сплава конструкции, изготовленной по данному способу, достаточно высокая при удовлетворительной пластичности. Это обстоятельство позволило испытать конструкцию в среде газообразного водорода в условиях вибрации. Разрушения не обнаружено. Конструкция была подвергнута циклическим испытаниям в среде водорода в диапазоне температур от -253oС до +750oС в условиях сильной вибрации. Разрушений не обнаружено.

Формула изобретения

1. Способ изготовления сильфонного компенсатора, включающий изготовление многослойного сильфона, опорных колец и арматуры, их сборку и соединение между собой аргонодуговой сваркой, отличающийся тем, что перед сборкой компенсатора сильфон и арматуру, изготовленные из дисперсионно-твердеющего сплава на никелевой основе, подвергают закалке с температуры 980-1050С, при сборке размещают высокотемпературный припой на паяемых поверхностях отбортовки сильфона и арматуры, приваривают концы отбортовки к арматуре, а затем проводят пайку конструкции при 980-1050C с последующим старением материала спаянного компенсатора при (65010)С в защитной среде.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что арматуру закаливают на воздухе, а сильфон - в защитной среде, например в среде аргона или вакууме.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что пайку проводят в вакууме.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что старение материала спаянного компенсатора проводят в среде аргона или вакууме.

РИСУНКИ

Рисунок 1

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.06.2010

Извещение опубликовано: 10.06.2010        БИ: 16/2010




 

Похожие патенты:

Сильфон // 2219420
Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов, а также в приборах и механизмах для компенсации вибраций и температурных колебаний
Изобретение относится к строительству и используется при изготовлении трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов, например водоотводных трубопроводов гидроэлектростанций

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов на оползневых участках

Изобретение относится к машиностроению и используется для компенсации температурных удлинений и вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов

Изобретение относится к строительству и машиностроению, используется при компенсации температурных удлинений трубопровода, а также вибраций, передаваемых от двигателя внутреннего сгорания системе выхлопа отработавших газов в автомобилестроении

Изобретение относится к металлургии, а именно к оборудованию воздухопроводов горячего дутья доменной печи, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где имеются агрегаты или трубопроводы, требующие компенсации термических нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для компенсации вибраций, передаваемых от ДВС системе выхлопа отработавших газов, снижения нагрузок, а также внутренних и внешних шумов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения подвижных участков трубопроводов для транспортировки высокотемпературных газовых сред, например, в выхлопных системах двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для компенсации вибраций, передаваемых от ДВС системе выхлопа отработавших газов, для снижения нагрузок, а также внутренних и внешних шумов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов, преимущественно обвязок газонефтеперекачивающих станций

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов теплоэнергетического оборудования

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте трубопроводов различного назначения

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для компенсации относительных перемещений участков трубопровода, соединенных между собой тонкостенным сильфоном, выполненным из мартенситностареющей стали в виде кольцевого гофра и двух цилиндрических бортиков, армированных с внешней стороны обмоткой

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется в трубопроводах различного назначения с неравномерной подачей перекачиваемой жидкости

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется в трубопроводных системах, транспортирующих высокоагрессивные среды

Изобретение относится к области строительства и предназначено для герметичной изоляции при проведении строительно-монтажных или ремонтных работ пространства между полыми цилиндрическими элементами разного диаметра, размещенными, по крайней мере, частично, один в другом

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в качестве компенсационного соединения трубопроводов различного назначения

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может использоваться в системах энергетики, машиностроения

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может использоваться для компенсации перемещений трубопровода
Наверх