Добавка к бензину, топливная композиция

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно, к составу добавки и топливной композиции, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания. Добавка содержит 10-20% монометиланилина, 0,05-0,15% ферроцена и/или (-гидроксиизопропил)ферроцена, 0,05-0,8% продукт конденсации полиамина NH2-(СН2)2-(NH-СН2-СН2)n-NH2, где n=0-4 с карбоновыми кислотами С720, 0,01-1% четвертичных аммониевых солей высших карбоновых кислот и полиэтилен (или пропилен) полиаминов с числом аминогрупп от 2 до 8 и/или их смесь, остальное этиловый спирт со стабилизатором. Композиция с добавкой обладает высокой антидетонационной эффективностью при концентрациях до 8 мас.% с хорошими защитными и моющими свойствами. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к составу добавки и топливной композиции, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания и содержащих в качестве октаноповышающих компонентов оксигеаты (простые спирты, эфиры, алафатические спирты), антидетонационные добавки (-гидроксиизопропил) ферроцен (ФК), ферроцен (Ф), монометиланилин.

Известны добавки этилового спирта (Патент РФ № 2068871 С 10 L 1/18.1996 г. - аналог), композиции, содержащие ферроцен и его соединения (Патент РФ № 2019559, C 10 L 1/18.1994 г.), растворы ферроценов с монометиламином, в простом эфире (Патент РФ № 2061736, C 10 L 1/18.1996 г.) и этиловом спирте (Патент РФ № 2129141, C 10 L 1/18.1999 г. - прототип). В настоящее время в связи с экологическими запретами, исключением или ограничениями установленными предельных норм на применение таких широко известных средств повышения октановых чисел каким являлись антидетонационные присадки на основе свинца, высокооктановые компоненты на основе ароматических углеводородов и метил-трет-бутиловый эфира значительный практический интерес представляют добавки на основе простых спиртов, поскольку они соответствуют современным требованиям по защите окружающей среды, позволяют использовать в составе топлива компоненты из возобновляемых источников растительного происхождения (древесное сырье), снижает выбросы окиси углерода и полиароматических углеводородов.

Применение только антидетонационных присадок на основе соединений ферроцена и ароматических аминов с учетом ограниченных предельных концентраций, более жестких ограничений, вызванных внедрением новых систем контроля отработавших газов, не обеспечивает необходимого улучшения антидетонационных свойств бензинов. Использование их в комплексной рецептуре совместно с этиловым спиртом дает возможность существенно повысить октановые числа (прототип), однако совместное содержание основных носителей антидетонационного эффекта (этилового спирта, монометиланилина, соединений железа) в композиции приводит в эксплуатации к ряду отрицательных побочных эффектов, ограничивающих их применение по концентрациям добавки и составу базовых бензинов.

Основным недостатком такой топливной комплексной добавки являлось усиление процессов образования отложений и коррозии в пограничном с металлической поверхностью слое. Даже при сохранении в объеме топлива физической однородности, обеспечиваемой применением в качестве стабилизаторов высших спиртов, эфиров и ароматических аминов, при хранении, на поверхности образуется пленка воды, усиливаются процессы коррозии металла и образования отложений на элементах впускной системы. Это особенно характерно при вовлечении добавки в базовые бензины с компонентами каталитического крекинга, содержащими олефиновые углеводороды.

Задачей предполагаемого изобретения являлась разработка стабильной композиции добавки с высокой антидетонационной эффективностью при концентрациях до 8 мас.%, хорошими защитными и моющими свойствами.

Поставленная цель достигалась экспериментальным выбором совокупности совместимых соединений, позволяющих обеспечивать стабильный антидетонационный эффект, хорошие защитные и моющие свойства. Добавка легко растворима в бензинах при следующем содержании компонентов, мас.%: монометиланилина от 10 до 20%, от 0,05 до 0,15% ферроцена и/или (-гидроксиизопропил) ферроцена, продукт конденсации полиамина NH2-(СН2)2-(NH-CH2-CH2)n-NH2, где n=0-4 с карбоновыми кислотами С720 в концентрации от 0,05 до 0,8%, четвертичные аммониевые соли высших карбоновых кислот и полиэтилен (или пропилен) полиаминов с числом аминогрупп от 2 до 8 или их смесь в концентрации от 0,01 до 0,1%, остальное этиловый спирт со стабилизатором.

Отличие заявляемого технического решения от известных состоит в совместном содержании в составе добавки совместимых компонентов в заявленных концентрациях. Это отличие позволяет получить однородную, стабильную легко растворимую в бензинах добавку, расширить пределы применения и увеличить ее антидетонационную эффективность при получении композиций бензинов А-80, Аи-92 и Аи-95 - счет преодоления ограничений, вызванных явлениями коррозии и образования отложений на элементах впускной системы. Это достигалось вовлечением в состав добавки продукта конденсации полиамина с карбоновыми кислотами и/ или четвертичных аммониевых солей высших карбоновых кислот и полиэтилен (или пропилен) полиаминов.

Предлагаемую добавку готовят путем смешения компонентов при комнатной температуре и постоянном перемешивании. Добавка имеет специфический запах, не характерный для этилового спирта, что исключает ошибочное использование его как пищевого.

Указанным способом было приготовлено 5 образцов предлагаемой добавки. Для приготовления добавки можно использовать этиловый спирт, стабилизированный алифатическими спиртами С35, например, метил-трет-бутиловым эфиром или альдегидо-эфиро-спиртовой фракцией, полученной из отходов производства этилового спирта. Фракция представляет собой смесь алифатических спиртов С35, сложных эфиров метилового и этилового спиртов, муравьиной и уксусной кислот, фурфурола и других ароматических соединений, она отделяется в процессе ректификации от этилового спирта, получаемого из древесного сырья путем его гидролиза и последующего дрожжевого брожения.

В таблице приведены примеры, поясняющие влияние заявленного состава добавки на ее защитные, моющие и антидетонационные свойства. Защитные свойства оценивались по величине поверхности контрольного стержня пораженной коррозией, при испытании в соответствии с процедурой ASTM D 655. Моющие свойства добавки оценивались сравнительными испытаниями бензина Аи-92 ГОСТ 2084 без добавки и с добавкой по изменению (% отн.) массы отложений на контрольной поверхности при испытании на одноцилиндровом карбюраторном двигателе. Антидетонационная эффективность оценивалась при испытании по ГОСТ 511, как повышение октанового числа эталонной смеси: 70% изооктана+30% нормального гептана от добавления 5 об.% предлагаемой добавки.

При введении образцов предлагаемой добавки в заявленном количестве (1,5-8 мас.%) в состав базовых бензинов, полученных на основе компонентов каталитического риформинга, каталитического крекинга и прямой перегонки, было отмечено, что топливные композиции бензинов А-80, Аи-92, Аи-95 с октановыми числами, предусмотренными ГОСТ, можно получить при меньших суммарных расходах октаноповышающих соединений (на 20-55 мас.%), чем при их раздельном использовании.

Формула изобретения

1. Добавка к бензину на основе стабилизированного этилового спирта, N-метиланилина, ферроцена и/или -гидроксиизопропил ферроцена, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит продукт конденсации полиамина NH2-(СН2)2-(NН-СН2-СН2)n-NH2, где n=0-4, с карбоновыми кислотами С720, четвертичные аммониевые соли высших карбоновых кислот и/или полиэтилен (или пропилен) полиаминов с числом аминогрупп от 2 до 8 и/или их смесь при следующем соотношении компонентов, маc.%:

N-Метиланилин 10 - 20

Ферроцен и/или -гидроксиизопропил-ферроцен 0,05 - 0,15

Продукт конденсации полиамина

с NH2-(СН2)2-(NН-СН2-СН2)n-NH2,

где n=0-4 с карбоновыми кислотами С720 0,05 - 0,8

Четвертичные аммониевые соли высших

карбоновых кислот и/или полиэтилен

(или пропилен) полиаминов с числом

аминогрупп от 2 до 8 и/или их смесь 0,01 - 1

Стабилизированный этиловый спирт Остальное

2. Добавка по п.1, отличающаяся тем, что она содержит этиловый спирт, стабилизированный алифатическими спиртами С35 или их эфирами, или альдегидоэфирспиртовой фракцией, полученной из отходов производства этилового спирта из древесного сырья.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фталоцианинам формулы (I), применяемым в качестве средств для маркировки жидкостей, например минеральных масел

Изобретение относится к новым N-[алкилфеноксиполи(этиленокси)карбонилметил] аммоний хлоридам общей формулы (1), которые могут быть использованы для улучшения реологических свойств нефтяных дисперсий в нефтяной и нефтехимической промышленности, где при R - алкилC8-C10, R1= R2= -CH2CH2ОН, R3 представляет собой группу формулы (2), в которой R4= алкилC15-C25, где n - средняя степень оксиэтилирования, равная 10; при R = алкилC8-C10, R1=CH2CH2ОН, R2=R3 и представляют собой группу формулы (2), где R4 = алкилC15-C25, n - средняя степень оксиэтилирования, равная 10; при R = алкилC8-C10, R1=R2=H, R3 = алкилC10-C16, n - средняя степень оксиэтилирования, равная 6; обладающие свойствами присадок, регулирующих вязкоупругие свойства ассоциированных мультикомпонентных нефтяных систем

Изобретение относится к новым N,N-диметил-N-алкил-N-[алкоксиполи(этиленокси)карбонилметил] аммоний хлоридам общей формулы (1), где R1, R2 - алифатический углеводородный радикал, содержащий 10-16 атомов углерода; n - средняя степень оксиэтилирования, равная 3, обладающим фунгистатической и бактерицидной активностью, а также являющимся присадками, регулирующими вязкоупругие свойства ассоциированных мультикомпонентных нефтяных систем

Изобретение относится к новым N-[Алкоксиполи(этиленокси)карбонилметил] аммоний хлоридам общей формулы (1), которые могут быть использованы в нефтяной и нефтехимической промышленности, где R - алифатический углеводородный радикал, содержащий 12-16 атомов углерода; n - средняя степень оксиэтилирования, равная 3-4; R1=R2 = -СН2СН2ОН; R3 представляет собой группу формулы (2), где R4 - алифатический углеводородный радикал, содержащий 15-25 атомов углерода, обладающие свойствами присадок, регулирующих вязкоупругие свойства ассоциированных мультикомпонентных нефтяных систем

Изобретение относится к органической химии, а именно к синтезу не известных ранее четвертичных аммониевых соединений N-[алкоксикарбонилэтил]-N-[алкилфеноксиполи(этиленокси)карбонилметил] аммоний хлоридов, которые могут быть использованы для улучшения реологических свойств нефтяных дисперсий в нефтяной и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к составу дизельного топлива для использования в ДВС

Изобретение относится к области моторных топлив

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу добавки к бензину и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания
Изобретение относится к области нефтехимического производства, в частности к модификатору моторного топлива, используемого в качестве добавки к топливным системам двигателей

Изобретение относится к химмотологии топлив и масел и может быть использовано для снижения температуры застывания нефтепродуктов

Изобретение относится к органической химии и нефтехимии, а именно к синтезу пента[поли(этиленокси)карбонилметильных] производных трехъядерных трифенолов, которые могут быть использованы в качестве присадок, улучшающих реологические свойства ассоциированных нефтяных систем в нефтяной и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к органической химии, а именно к синтезу не известных ранее четвертичных аммониевых соединений N-[алкоксикарбонилэтил]-N-[алкилфеноксиполи(этиленокси)карбонилметил] аммоний хлоридов, которые могут быть использованы для улучшения реологических свойств нефтяных дисперсий в нефтяной и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к составу дизельного топлива для использования в ДВС

Изобретение относится к области моторных топлив

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу добавки к бензину и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам получения топлива для судовых двигателей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Изобретение относится к области нефтехимического производства, в частности к модификатору моторного топлива, используемого в качестве добавки к топливным системам двигателей

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составу добавки и топливной композиции, содержащей эту добавку, предназначенной для использования в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к композициям присадок к топливам, в частности к автомобильным бензинам, добавляемым в целях снижения их потерь от испарения при хранении, и может быть использовано на нефтебазах и складах горючего

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к композициям присадок к топливам, в частности к автомобильным бензинам, добавляемым в целях снижения их потерь от испарения при хранении, и может быть использовано на нефтебазах и складах горючего

Изобретение относится к области синтетических топлив, к синтетическим топливам для реактивных двигателей и/или синтетическим топливам для дизельных двигателей
Наверх