Способ термической обработки катков гусеничных машин

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу термообработки опорных и поддерживающих катков из сложнолегированных улучшаемых сталей. Сущность изобретения состоит в том, что катки нагревают в печи до закалочной температуры 850-870°С в течение 1,5-2 часов, затем проводят интенсивное дифференцированное охлаждение водой рабочих поверхностей в течение 1,5 минут для закалки на мартенсит (твердость на поверхности HRC53, на глубине h=20 мм, HRC45), уменьшение интенсивности охлаждения для получения твердости на внутренней поверхности 40 HRC, низкий отпуск 180±10°С и последующий отпуск токами высокой частоты внутренней поверхности до температуры 600-650°С, со скоростью 4-6°С/сек на глубину 10-15 мм для получения твердости 30 HRC. Закалка рабочих поверхностей катка на высокую твердость и большую глубину позволит повысить их износостойкость и долговечность в 1,5-2 раза, а низкая твердость внутренней поверхности, подвергаемая окончательной механической обработке, даст возможность использовать обычный режущий инструмент без предъявления к нему повышенных требований по стойкости. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу термообработки опорных и поддерживающих катков из сложнолегированных улучшаемых сталей.

Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости и долговечности катков гусеничных машин в 1,5-2 раза.

Сущность изобретения состоит в том, что катки подвергаются объемной термообработке - нагрев в печи до температуры 850-870°С в течение 1,5-2 часов, затем производится интенсивное дифференцированное охлаждение водой рабочих поверхностей в кольцевом спрейере со скоростью, близкой к критической скорости закалки на мартенсит, в течение 1,5 минут для получения твердости на поверхности катка 53 HRC, а на глубине h=20 мм, HRC 45, далее происходит снижение интенсивности охлаждения в 2-3 раза с целью исключения сквозного прокаливания и получения на внутренней поверхности катка твердости 40HRC. Затем каток подвергается низкому отпуску 180±10°С в течение 3 часов для снятия остаточных напряжений.

Учитывая, что внутренние поверхности катка подвергаются последующей механической обработке (расточка, сверловка и нарезка резьбы), для получения удовлетворительной обрабатываемости и экономии режущего инструмента данная поверхность подвергается отпуску ТВЧ при температуре 600-650°С в течение 3-4 минут для обеспечения твердости 30 HRC, при этом рабочие закаленные поверхности подстуживаются специальным спрейером для исключения нагрева их более чем на 200°С.

Известен способ упрочнения рабочих поверхностей катков токами высокой частоты на глубину h15 мм и твердостью HRC53 (Демичев А.Д. Поверхностная закалка индукционным способом. - Л.: Машиностроение, 1990 (Библиотечка высокочастотника-термиста, вып.2)).

Недостатком данного способа является невозможность получения заданной глубины закаленного слоя (HRC45 на глубине 20 мм), перегрев поверхностных слоев при нагреве ТВЧ и, как следствие, повышенный износ детали в эксплуатации. Наиболее близким аналогом к изобретению является способ термической обработки стальных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, выдержку, дифференцированное охлаждение обода водой и отпуск при температуре 300±50°С (см. патент РФ №2124056, MПК C 21 D 9/34).

Использование данного способа для целей упрочнения катков не представляется возможным, т.к. не обеспечивает заданных технический условий (твердость на рабочей поверхности HRC53, на глубине h=20 мм HRC45, а на внутренней поверхности катка 30 HRC).

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении износостойкости и долговечности, т.е. повышении ресурса катков в 1,5-2 раза.

Для достижения технического результата заявляется способ закалки катков, включающий объемную термообработку с дифференцированным спрейерным охлаждением рабочих поверхностей, низкий отпуск для снятия остаточных напряжений и отпуск ТВЧ внутренней поверхности катка с целью снижения твердости.

Пример осуществления способа

Опорные и поддерживающие катки, изготовленные из сложнолегированной стали, устанавливают по одному в оправку, подвергают нагреву в печи до закалочной температуры 850-870°С в течение 1,5-2 часов.

Конструктивно оправка выполнена таким образом, чтобы исключить попадание охлаждающей воды во внутреннюю полость катка. Затем деталь вместе с оправкой перемещают в кольцевой спрейер, подают охлаждающую воду под давлением 3-4 атм. через систему отверстий диаметром 2 мм на рабочую поверхность катка в течение 1,5 мин. При этом на рабочей поверхности образуется мартенситная структура с твердостью 53 HRC, а на глубине h=20 мм твердость 45 HRC (фиг.1).

Для исключения сквозного прокаливания и получения возможно минимальной твердости на внутренней поверхности снижают интенсивность спрейерного охлаждения за счет уменьшения давления воды. Такая схема дифференцированного охлаждения позволяет охлаждать еще незакаленные внутренние участки детали со скоростью ниже критической и обеспечить твердость не более 40 HRC, а также исключить снижение твердости уже закаленных рабочих участков за счет внутреннего тепла. Для снятия остаточных напряжений после закалки деталь подвергается низкому отпуску 180±10°С в течение 3-х часов. Затем для улучшения механической обрабатываемости внутренние участки катка подвергают нагреву токами высокой частоты (ТВЧ) до температуры 600-650°С, со скоростью нагрева - 4-6°С/сек, на глубине 10-15 мм и поддержанием заданной температуры в течение 3-4 минут. Нагрев с большей скоростью не допустим, т.к. возможно образование трещин вследствие больших внутренних напряжений, вызванных резким перепадом температур по сечению детали.

Нагрев производится специальным индуктором 1 на высокочастотной установке с питающей частотой тока f=2,4 кГц, мощность нагрева 30-40 кВт. При этом закаленные рабочие поверхности катка с твердостью 53 HRC охлаждаются подстуживающим спрейером 2 для исключения их нагрева выше 200°С и не допустимого снижения твердости (фиг.2).

Такой высокочастотный отпуск позволит снизить твердость внутренней поверхности катка до величины не более 30 HRC на глубину 10-15 мм, что конструктивно приемлемо и позволит производить окончательную механическую обработку (расточка, глубокое сверление, нарезка резьбы) без предъявления к режущему инструменту повышенных требований по стойкости.

Формула изобретения

Способ термической обработки катков гусеничных машин, включающий нагрев катка до закалочной температуры, дифференцированное спрейерное охлаждение рабочих поверхностей и последующий низкий отпуск, отличающийся тем, что отпуску токами высокой частоты подвергают внутреннюю поверхность катка до температуры 600-650°С, со скоростью 4-6°С/с на глубину 10-15 мм с одновременным подстуживанием закаленных рабочих поверхностей, до получения твердости 30 HRC на внутренней поверхности катка.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к способу восстановления работоспособности колес железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области металлургии, в частности к термической обработке металлов с применением токов высокой частоты, и может быть использовано в машиностроении для закалки ободов зубчатых

Изобретение относится к термической обработке черных металлов и может быть использовано при производстве бандажей для горизонтальных и вертикальных валков прокатных станов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а конкретно к установкам для упрочнения ободов колес и головок рельсов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и направлено на совершенствование технологии изготовления изделий типа колес штамповкой и прокаткой

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу изготовления гребней колес подвижного состава, и может быть использовано для термической обработки элементов деталей с наружными поверхностями вращения

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении широкой номенклатуры колес для транспортных средств, включая автомобильные, авиационные, а также катков для транспорта на гусеничном ходу

Изобретение относится к плазменной обработке железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к термической обработке проката и может быть использовано при производстве цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к области термической обработки деталей, имеющих форму тел вращения из металлических материалов, в частности для охлаждения, моноблочных колес, колесных бандажей, колесных дисков и аналогичных дисков и колец, таких как железнодорожные и трамвайные колеса, зубчатые колеса и звездочки

Изобретение относится к области термической обработки

Изобретение относится к способу лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар из различных марок стали, работающих в условиях трения-износа

Изобретение относится к способу и устройству для плазменной обработки тела вращения и может найти применение при упрочнении железнодорожных колес
Изобретение относится к машиностроению и термической обработке металлов и может быть использовано при производстве новых и ремонте старых железнодорожных колес

Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к способам плазменной обработки и может быть использовано для упрочнения локомотивных и вагонных колес из углеродистой марганцовистой стали, содержащей углерод, марганец, кремний, хром, ванадий, серу, фосфор, железо и неизбежные примеси

Изобретение относится к области термической обработки, в частности к обработке стальных железнодорожных колес для формирования необходимого распределения сжимающих остаточных напряжений в ободе. Для обеспечения требуемых механических свойств стали, увеличения срока службы колес сначала колесо нагревают для формирования аустенита по всем участкам обода и диска. Затем колесо охлаждают для формирования микроструктуры бейнит/мартенсит на участке диска. Колесо охлаждают для формирования микроструктуры бейнит/мартенсит на внутреннем участке обода. Колесо охлаждают для формирования микроструктуры бейнит/мартенсит на внешнем участке обода. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области термомеханической обработки деталей и может быть использовано для упрочнения рабочих трущихся поверхностей рельс и колес подвижного состава, в частности изобретение относится к способу упрочнения изнашиваемых поверхностей деталей, преимущественно поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар. Для повышения износостойкости трущихся поверхностей колеса и увеличения срока эксплуатации колеса на поверхности катания и гребня создают полосы с модифицированной структурой, имеющие механические свойства, отличные от механических свойств основного металла, при этом упомянутые полосы создают переменной ширины и глубины по периметру гребня колеса. 1 табл., 7 ил., 1 пр.
Изобретение относится к области металлургии, а именно к термической обработке железнодорожных бандажей. Для обеспечения высоких потребительских свойств осуществляют термическую обработку железнодорожного бандажа из стали, содержащей, мас.%: С 0,65-0,75, Mn 0,6- 0, 9, Si 0,22-0,45, Cr 0,2-0,6 и V 0,01-0,03. Бандаж нагревают до температуры аустенизации и проводят управляемое охлаждение поверхностного слоя бандажа жидким охладителем или водовоздушной смесью, при этом охлаждение поверхности катания бандажа осуществляют водой c регулированием её расхода в период охлаждения, соответственно: 0,00035 л/(см2·с) в период до 120с, 0,00075 л/(см2·с) в период 121-150с, 0,00115 л/(см2·с) в период 151-180с, 0,00155 л/(см2·с) в период 181-210с, 0,002 л/(см2·с) в период 211-300с, а боковую поверхность по внутреннему диаметру бандажа охлаждают воздухом с расходом 0,0003м3/(см2·с) с последующей выдержкой на воздухе и отпуск. В результате термообработки бандажей достигается повышение износостойкости рабочего слоя, включая наружный и внутренние слои металла и получение сжимающих напряжений в рабочем слое бандажа до глубины 50-60 мм от поверхности катания. 5 табл., 1 пр.
Наверх