Устройство для ориентирования зубчатого колеса в зубчатой передаче

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес. В устройстве опоры качения вала 10 размещены в эксцентриковых стаканах 3 и 4. В стакане 3 размещены две втулки 5 и 13. В стакане 4 размещены втулки 6 и 14. Первая втулка 5 (6) выполнена эксцентриковой с конической наружной поверхностью и радиальными пазами для повышения податливости. Вторая втулка 13 (14) сопряжена с первой втулкой 5 (6) по сферической поверхности с центром на оси вала 10, а дополнительными сферическими поверхностями - со сферическими поверхностями установленных на валу 10 опорных шайб 15 и 16. Опорные шайбы 15 и 16 расположены в стопорных гайках 17, 18, установленных в корпусе 2. Технический результат - расширение функциональных возможностей путем регулирования пространственного положения любых зубчатых колес. 5 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес.

Известно устройство (А.с. СССР 1677433. Устройство для ориентирования зубчатого колеса в зубчатой передаче МКИ: F 16 H 55/12, 1/16, 3.19.09.88), содержащее корпус, размещенный в нем вал для установки колеса, две пары расположенных на валу одна в другой эксцентриковых втулок, закрепленных в корпусе, одна из которых в каждой паре выполнена с радиальными пазами, причем поверхности сопряжения эксцентриковых втулок выполнены сферическими с общим центром, наружная поверхность внешней эксцентриковой втулки выполнена конической, и устройство снабжено размещенными в корпусе стаканами с коническими поверхностями, предназначенными для установки внешних эксцентриковых втулок.

Недостатком устройства является невозможность осуществления жесткой кинематической связи между зубчатым колесом и валом, на котором оно установлено, что ограничивает применение этого устройства для регулирования положения промежуточных зубчатых колес, не передающих крутящий момент на собственный вал.

Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей устройства при ориентировании путем регулирования пространственного положения жестко закрепленного на валу зубчатого колеса.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве, содержащем корпус, размещенный в нем вал для установки колеса, установленные на валу две пары втулок, расположенных одна в другой, первая из которых выполнена эксцентриковой с конической наружной поверхностью и рациональными пазами, а поверхности сопряжения обеих втулок обеих пар выполнены сферическими с общим центром, и размещенные в корпусе стаканы с внутренними коническими поверхностями, предназначенными для размещения в них эксцентриковых втулок, отличающихся тем, что стаканы выполнены эксцентриковыми, вторые втулки в обеих парах выполнены с дополнительными наружными сферическими поверхностями, а устройство снабжено двумя установленными на валу опорными шайбами со сферическими поверхностями, сопрягаемыми с дополнительными сферическими поверхностями вторых втулок и имеющими с ними общие центры, и стопорными гайками.

Применение предложенного устройства позволит произвести регулирование положения любых зубчатых колес, как свободно вращающихся на собственном валу, так и жестко закрепленных на валу, что расширит функциональные возможности устройства при ориентировании зубчатых колес в кинематических цепях машин. Кроме этого, предложенное устройство позволяет разгрузить вал в осевом направлении от усилий, фиксирующих опоры в заданном положении.

Известных технических решений, имеющих признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, в ходе поиска по патентной и научно-технической литературе, не выявлено, следовательно, заявляемое устройство соответствует критерию "существенные отличия", т.е. обладает новизной.

На фиг.1 показан продольный разрез устройства для ориентирования зубчатого колеса; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2, на фиг.5 - разрез Г-Г на фиг.1.

Устройство для ориентирования зубчатого колеса 1 (фиг.1), установленное в корпусе 2 зубчатой передачи, содержит стаканы 3 и 4, имеющие внутренние конические эксцентриковые поверхности и сопрягаемые наружными цилиндрическими поверхностями с цилиндрическими поверхностями в корпусе 2. В каждом из эксцентриковых стаканов 3 и 4 размещены две втулки, первая из которых 5(6) выполнена эксцентриковой с конической наружной поверхностью и радиальными пазами 7 и 8 (фиг.2) для повышения податливости. Своей наружной конической поверхностью втулки 5(6) сопрягается с конической поверхностью стакана 3(4). Вторая втулка 13(14) сопряжена с первой 5(6) по сферической поверхности радиуса R1 с общим центром, расположенным на оси вала 10. Зубчатое колесо 1 жестко зафиксировано от поворота шпонкой 9 на валу 10, который установлен на опорах качения 11 и 12, размещенных во вторых втулках 13 и 14, расположенных по обе стороны зубчатого колеса 1 и сопрягаемых с первыми (эксцентриковыми) втулками 5 и 6. Вторые втулки 13 и 14 своими дополнительными наружными сферическими поверхностями радиусом R2, обращенными к зубчатому колесу 1, сопрягаются со сферическими поверхностями опорных шайб 15 и 16, закрепленных в корпусе 2 стопорными гайками 17 и 18. При этом выполнение дополнительной сферической поверхности на каждой из вторых втулок возможно как с одинаковым радиусом R2, так и с различными радиусами (R2 и R3). Кроме того, стаканы 3 и 4 имеют на своих фланцах полукольцовые пазы 19 (фиг.5) и закреплены в корпусе 2 фланцами 20 и 21 через компенсаторные пластины 22 и 23 винтами 24. Зубчатое колесо 1 фиксируется на валу 10 в осевом направлении втулками 25 и 26 и, кроме того, выходной конец вала 10, передающий внешний крутящий момент М, снабжен уплотнительным устройством, включающим сальник 27 и поджимной фланец 28, закрепленный во фланце 21 винтами 29.

Ориентирование зубчатого колеса 1 относительно сопрягаемых колес (не показаны) осуществляется следующим образом.

При зацеплении зубчатого колеса 1 с двумя другими зубчатыми колесами (не показаны) регулирование межцентровых расстояний в каждой паре колес обеспечивается синфазным поворотом вокруг собственных осей пар первых эксцентриковых втулок 5, 6 и стаканов 3, 4 на определенный установочный угол, величина которого определяется перед регулировкой расчетным путем с учетом известных геометрических и динамических погрешностей передачи и величин эксцентриситетов e1 и е2 стаканов 3 и 4 и первых эксцентриковых втулок 5 и 6 (фиг.2). Установка требуемых углов разворота стаканов 3, 4 и втулок 5, 6 относительно своих осей осуществляется по рискам (меткам), нанесенным на торцевых поверхностях корпуса 2, стаканов 3, 4 и втулок 5, 6.

Оптимальное угловое положение вала 10 зубчатого колеса 1 относительно сопрягаемых зубчатых колес осуществляется его разворотом по сфере радиусом R1 в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения колеса 1, и контролируемое экспериментальным методом, например, по пятну контакта зубьев сопрягаемых пар колес. При этом перед регулировкой углового положения вала 10 ослабляют стопорные гайки 17 и 18, что способствует осевому и радиальному самоустановлению опорных шайб 15 и 16, сопрягаемых по сферическим поверхностям, например, R2 со вторыми втулками 13 и 14.

После завершения ориентирования зубчатого колеса 1 поджимаются стопорные гайки 17, 18 и одновременно фиксируются в корпусе 2 первые эксцентриковые втулки 5, 6 и стаканы 3, 4 через компенсаторные пластины 22 и 23 фланцами 20 и 21 посредством винтов 24. Плотность взаимного контакта каждой эксцентриковой втулки 5, 6 со стаканами 3, 4 и вторыми втулками 13, 14, а также этих же втулок 13, 14 с опорными шайбами 15 и 16 обеспечивается упругими свойствами втулок 5 и 6, подбором необходимой толщины компенсаторных пластин 22, 23 и усилием затяжки стопорных гаек 17 и 18.

Размещение опор качения вторых втулок, имеющих две наружные сферические поверхности, по одной из которых каждая из этих втулок сопрягается с первой втулкой по сферической поверхности радиусом R1 с общим центром, расположенным на оси вала, а по второй сферической поверхности - каждая вторая втулка сопрягается со своей опорной шайбой по сферической поверхности с одинаковыми или различными радиусами, при этом опорные шайбы расположены в стопорных гайках, установленных в корпусе, а стаканы выполнены эксцентриковыми по сравнению с прототипом, позволяет расширить функциональные возможности устройства и произвести регулировку положения любых зубчатых колес как свободно вращающихся на собственном валу (оси), так и жестко закрепленных на валу. Кроме этого, предложенное устройство позволяет разгрузить вал в осевом направлении от усилий, фиксирующих опоры в заданном положении. Это позволит повысить качество сборки кинематических цепей приводов точных и силовых машин.

Устройство для ориентирования зубчатого колеса в зубчатой передаче, содержащее корпус, размещенный в нем вал для установки колеса, установленные на валу две пары втулок, расположенных одна в другой, первая из которых выполнена эксцентриковой с конической наружной поверхностью и радиальными пазами, а поверхности сопряжения обеих втулок обеих пар выполнены сферическими с общим центром, и размещенные в корпусе стаканы с внутренними коническими поверхностями, предназначенными для размещения в них эксцентриковых втулок, отличающееся тем, что стаканы выполнены эксцентриковыми, вторые втулки в обеих парах выполнены с дополнительными наружными сферическими поверхностями, а устройство снабжено двумя установленными на валу опорными шайбами со сферическими поверхностями, сопрягаемыми с дополнительными сферическими поверхностями вторых втулок и имеющими с ними общие центры, и стопорными гайками.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных передачах с большими передаточными отношениями и передачах с паразитными шестернями, работающих в вакууме при отсутствии смазки.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мобильной и бытовой технике. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач. .

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано для зубчатых передач. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам или механизмам передач с зубчатым зацеплением, и применяется в передачах повышенной надежности. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах различного назначения. .

Изобретение относится к зубчатым колесам и предназначено для использования в колесах, у которых выполнены внутренний и наружный протяженные зубчатые профили. .

Изобретение относится к области точного машиностроения, в частности к способам сборки зубчатых колес, снабженных люфтовыбирающими устройствами, используемых в маломощных, высокоточных приборных редукторах.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электромеханических приводах повышенной кинематической точности и реверсивных передачах для преобразования вращательного движения.

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения. .

Изобретение относится к точному машиностроению, а именно к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения, и может быть использовано в приводах, понижающих скорость выходного вала высокоточных машин и механизмов.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено как для понижения, так и повышения частоты вращения рабочих органов машин и механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в пространственных зацеплениях между ортогональными перекрещивающимися осями для передачи вращения и крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению и может быть реализовано в насосостроении и компрессоростроении, в частности в насосах и компрессорах объемного вытеснения винтового типа, а также в винтовых насосах для перекачивания многофазных смесей.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым механическим передачам, и позволяет повысить нагрузочную способность передачи. .

Изобретение относится к планетарным передачам. .

Изобретение относится к зубчатым героторным механизмам и может быть использовано в винтовых гидродвигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в насосах в качестве рабочих органов.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, используемым в механизмах машин и приборов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес

Наверх