Топливная композиция и способ ее получения

Изобретение относится к топливным композициям и способам её получения на основе тяжелых фракций, а также утилизации нефтесодержащих отходов и побочных продуктов нефтехимии. Композиция содержит 1-7% ловушечного нефтепродукта, 3-9% тяжелого газойля каталитического крекинга, либо тяжелого газойля замедленного коксования, либо тяжелой пиролизной смолы, либо кубового остатка производства бутиловых спиртов и остальное топочный мазут. Композицию получают путём предварительного смешивания 10-70% ловушечного нефтепродукта с 30-90% тяжелого газойля каталитического крекинга, либо тяжелого газойля замедленного коксования, либо тяжелой пиролизной смолы, либо кубовым остатком производства бутиловых спиртов при температуре 20-70°С. Полученную смесь затем смешивают с топочным мазутом при температуре 25-50°С с получением количественного состава вышеуказанной топливной композиции. Реализация данного изобретения позволяет получить стабильную топливную композицию, квалифицированно утилизировать ловушечный нефтепродукт, использовать в качестве стабилизаторов топливной смеси доступные продукты вторичной переработки нефти и нефтехимии, снизить энергозатраты, улучшить экологическое состояние воздушной среды, получить экономический эффект за счет использования отходов и побочных продуктов производства нефтепереработки и нефтехимии и выработки дополнительных объемов топочного мазута. 2 н.п.ф-лы, 5 табл.

 

Изобретение относится к способам получения топливной композиции на основе тяжелых фракций, а также утилизации нефтесодержащих отходов и побочных продуктов нефтехимии.

Известна топливная композиция на основе тяжелой нефтяной фракции с добавлением нефтешлама, полученная путем смешивания отделенного от механических примесей и воды, нагретого до 70-80°С эмульгированного нефтешлама с тяжелой нефтяной фракцией (заявка №95100099 RU, C 10 L 1/32, 20.07.1996 г.).

Общим признаком аналога и предлагаемого изобретения является то, что состав топливной композиции включает тяжелую нефтяную фракцию и нефтесодержащие отходы - нефтешлам. Общим признаком способа является эмульгирование и нагревание нефтешлама перед смешиванием компонентов композиции.

Недостатком данной топливной композиции является ее низкая стабильность.

Недостатки способа получения:

- сложность отделения воды и механических примесей от нефтешлама;

- энергозатраты, связанные с нагреванием нефтешлама перед эмульгированием.

В (патент №2041246 RU, C 10 L 1/32, 09.08.1995) описана топливная композиция следующего состава: нефтешлам - 1-30%, коксовая пыль - 0,1-5%, тяжелая нефтяная фракция - 65-98,9%. Способ получения топливной композиции заключается в смешивании нефтешлама с коксовой пылью, а затем с тяжелой нефтяной фракцией с последующим эмульгированием полученной смеси.

Общим признаком известной композиции и предлагаемого изобретения является то, что топливная композиция содержит тяжелую нефтяную фракцию, нефтесодержащие отходы - нефтешлам и стабилизатор - коксовая пыль. Общим признаком способа является последовательное смешивание компонентов композиции.

Недостатки данной топливной композиции связаны с использованием коксовой пыли в качестве стабилизатора и заключаются в увеличении содержания механических примесей в топливной композиции.

Недостатками способа получения такой композиции является сложность получения однородной смеси нефтешлам - коксовая пыль, высокая запыленность технологических объектов.

Наиболее близким (прототип) к предлагаемому изобретению является топливная композиция на основе тяжелой нефтяной фракции и нефтешлама (патент №2146694 RU от 20.03.2000 г.). В состав дополнительно вводят отходы производства синтетических жирных кислот (СЖК) при следующем соотношении компонентов: нефтешлам 1-25%; отходы производства СЖК 0,004-0,1%; тяжелая нефтяная фракция остальное. Смешивание компонентов осуществляют при температуре 85-95°С последовательно: нефтешлам предварительно смешивают с отходами производства СЖК, отстаивают, отделяют воду и механические примеси и смешивают с тяжелой нефтяной фракцией.

Недостатки данной топливной композиции связаны с использованием отходов СЖК и заключаются в:

- коррозии оборудования при перекачке и транспортировке топливной композиции;

- окислении топливной композиции кислородом воздуха;

- ограниченном количестве отходов СЖК.

Недостатками способа являются:

- значительные энергозатраты, связанные с нагреванием компонентов топливной композиции при ее приготовлении;

- необходимость отстаивания и отделения воды и механических примесей при производстве топливной композиции.

Технической задачей изобретения является:

- повышение стабильности получаемой топливной композиции;

- квалифицированное использование ловушечного нефтепродукта и продуктов вторичной переработки нефти и побочных продуктов нефтепереработки и нефтехимии;

- снижение энергозатрат;

- исключение стадии отделения воды и механических примесей при производстве топливной композиции;

- уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Поставленную задачу решают за счет того, что:

1. В качестве стабилизатора ловушечного нефтепродукта, а следовательно, и топливной композиции используют продукты вторичной переработки нефти или побочные продукты нефтехимии, а именно тяжелый газойль каталитического крекинга, либо тяжелый газойль замедленного коксования, либо тяжелую пиролизную смолу, либо кубовый остаток производства бутиловых спиртов при следующем соотношении компонентов, % мас: ловушечный нефтепродукт 10-70, стабилизатор 30-90.

2. Ловушечный нефтепродукт смешивают со стабилизатором при температуре 20-70°С.

3. Полученную смесь диспергируют при температуре 25-50°С в топочный мазут для получения топливной композиции следующего состава, % мас.:

ловушечный нефтепродукт 1-7

стабилизатор 3-9

топочный мазут остальное.

Сопоставительный анализ прототипа и предлагаемого изобретения показывает, что общим признаком композиции является то, что ее состав включает тяжелую нефтяную фракцию, нефтесодержащие отходы и стабилизатор. А способ предусматривает предварительное смешивание нефтесодержащих отходов со стабилизатором, а затем с тяжелой нефтяной фракцией при нагревании смеси.

Отличиями предлагаемого изобретения от прототипа являются:

- использование в качестве тяжелой нефтяной фракции топочного мазута;

- использование в качестве нефтесодержащих отходов ловушечного нефтепродукта;

- использование, в качестве стабилизаторов топливной композиции, тяжелого газойля установки каталитического крекинга, либо тяжелого газойля установки замедленного коксования, либо тяжелой пиролизной смолы, либо кубового остатка производства бутиловых спиртов;

- отличные количественные показатели ингредиентов;

- отличный интервал температур при смешивании компонентов топливной композиции;

- исключение стадии отделения воды и механических примесей при приготовлении топливной композиции.

Использование предложенного способа позволяет получить стабильную топливную композицию, квалифицированно утилизировать ловушечный нефтепродукт, использовать в качестве стабилизаторов топливной смеси доступные продукты вторичной переработки нефти и нефтехимии, снизить энергозатраты, улучшить экологическое состояние воздушной среды.

Для приготовления топливной композиции используют топочный мазут, показатели качества которого приведены в таблице 1, ловушечный нефтепродукт (ЛН), представляющий собой устойчивую полидисперсную концентрированную коллоидную систему, качество которой приведено в таблице 2, стабилизаторы - тяжелый газойль каталитического крекинга (ТГКК), либо тяжелый газойль замедленного коксования (ТГЗК), либо тяжелая пиролизая смола (ТПС), либо кубовый остаток производства бутиловых спиртов (КОБС), характеристики которых приведены в таблице 3.

Показатели качества топочного мазута
Таблица 1
Наименование показателяНорма по ГОСТ 10585ЗначениеМетод испытания
Вязкость при 80°С,

условная, градусы ВУ
не более 16,02,2ГОСТ 6258
Массовая доля воды, %не более 1,0отс.ГОСТ 2477
Массовая доля серы, %не более 1,51,12ГОСТ 1437
Температура застывания, °Сне выше 2513ГОСТ 20287
Плотность при 20°С г/см3не нормируется0,934ГОСТ 3900
Теплота сгорания, кДж/кгне менее 4053041140,4ГОСТ 21261
Температура вспышки, °Сне ниже 110139ГОСТ 4333

Характеристика ловушечного нефтепродукта
Таблица 2
Наименование показателейЗначениеМетод анализа
Массовая доля воды, %43,4ГОСТ 2477
Массовая доля механических примесей, %1,40ГОСТ 6370
Плотность при 20°С, г/см30,787ГОСТ 3900

Характеристика стабилизаторов Таблица 3
Наименование показателяСтабилизаторыМетод испытания
 ТГККТГЗКТСПКОБС 
Вязкость при 80°С, условная, градусы ВУ1,71,21,51,1ГОСТ 6258
Температура застывания, °С-15-18-41-61 не застылоГОСТ 20287
Плотность при 20°С

г/см3
0,9960,8331,0640,865ГОСТ 3900
Температура вспышки, °С1621568065ГОСТ 4333

Реализация предлагаемого изобретения показана в следующих примерах.

Пример 1

Оценку эффективности предлагаемых стабилизаторов проводят по следующей методике:

- ловушечный нефтепродукт гомогенизируют на скоростной мешалке (3000 об/мин) в течение 10 минут;

- готовят смеси из ловушечного нефтепродукта и предлагаемых стабилизаторов (тяжелый газойль установки каталитического крекинга и тяжелый газойль установки замедленного коксования, тяжелая пиролизная смола, кубовый остаток производства бутиловых спиртов) перемешиванием в течение 2 минут на скоростной мешалке при температуре 20-70°С;

- полученные смеси отстаивают в мерных стеклянных цилиндрах и оценивают их стабильность, которую выражают во времени (сут), прошедшем до выделения воды или шлама. Результаты эксперимента приведены в таблице 4.

Характеристика смесей ЛН со стабилизаторами
Таблица 4
 ЛН в смеси, %Стабилизаторы
  ТГККТГЗКТСПКОБС
Выделение воды, сут10>30>30>30>30
 30>30205>30
 5030103>30
 1000,5 (без стабилизаторов)
Выделение шлама, сут10>30>30>301
 30>3014>301
 50>3010>301
 1001 (без стабилизаторов)

Представленные в табл.4 результаты показывают, что все предлагаемые компоненты стабилизируют ловушечный нефтепродукт. Наибольший стабилизирующий эффект проявляет тяжелый газойль каталитического крекинга (ТГКК), имеющий высокое содержание полициклических ароматических, непредельных углеводородов и смол, образующий за счет этого очень стойкие эмульсии с водой.

Пример 2

Получение топливной композиции осуществляют следующим образом: полученную по примеру 1 смесь ЛН и стабилизатора при соотношении компонентов 30:70% мас. смешивают с топочным мазутом в соотношении 1:9 при температуре 25-50°С. Композицию гомогенизируют и исследуют ее качество по основным показателям, предусмотренным ГОСТ 10585. Результаты, характеризующие качество топливной композиции (таблица 5), показывают, что полученные по предложенному способу топливные композиции соответствуют показателям качества топочного мазута, предусмотренным ГОСТ 10585. Используемые стабилизаторы положительно влияют на однородность топливной композиции, которая стабильна более 150 суток. Без применения стабилизаторов топливная композиция расслаивается уже через 60 суток.

Показатели качества топливной композиции
Таблица 5
Показатели качестваНормаСостав пробы, % мас.
  100% мазут3% ЛН, 7% стабилизатор, 90% мазут3% ЛН, 97%
   ТГККТГЗКТСПКОБСмазут
Температура застывания по ГОСТ 20287, °СНе выше 251311119717
Температура вспышки по ГОСТ 4333, °СНе ниже 110139134135122132138
Теплота сгорания по ГОСТ 21261, кДж/кгНе менее 4053041140,440739,040721,041670,240710,041010,5
Однородность, суткиНе норм>150>150>150>150>15060

Реализация предложенного технического решения позволяет получить стабильную топливную композицию, квалифицированно утилизировать ловушечный нефтепродукт, использовать в качестве стабилизаторов топливной смеси доступные продукты вторичной переработки нефти и нефтехимии, снизить энергозатраты, улучшить экологическое состояние воздушной среды, получить экономический эффект за счет использования отходов и побочных продуктов производства нефтепереработки и нефтехимии и выработки дополнительных объемов топочного мазута.

1. Топливная композиция, состоящая из тяжелой нефтяной фракции, нефтесодержащих отходов и стабилизатора, отличающаяся тем, что включает топочный мазут, ловушечный нефтепродукт и стабилизатор - тяжелый газойль каталитического крекинга, либо тяжелый газойль замедленного коксования, либо тяжелую пиролизную смолу, либо кубовый остаток производства бутиловых спиртов при следующем соотношении компонентов, мас.%:

ловушечный нефтепродукт 1-7

тяжелый газойль каталитического крекинга,

либо тяжелый газойль замедленного коксования,

либо тяжелая пиролизная смола,

либо кубовый остаток производства бутиловых спиртов 3-9

топочный мазут остальное

2. Способ получения топливной композиции, включающий предварительное смешивание нефтесодержащих отходов со стабилизатором, а затем с тяжелой нефтяной фракцией при нагревании смеси, отличающийся тем, что ловушечный нефтепродукт предварительно смешивают с тяжелым газойлем каталитического крекинга, либо тяжелым газойлем замедленного коксования, либо тяжелой пиролизной смолой, либо кубовым остатком производства бутиловых спиртов при температуре 20-70°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:

ловушечный нефтепродукт 10-70

тяжелый газойль каталитического крекинга,

либо тяжелый газойль замедленного коксования,

либо тяжелая пиролизная смола,

либо кубовый остаток производства бутиловых спиртов 30-90

а затем с топочным мазутом при температуре 25-50°С при следующем соотношении компонентов, мас.%:

ловушечный нефтепродукт 1-7

тяжелый газойль каталитического крекинга,

либо тяжелый газойль замедленного коксования,

либо тяжелая пиролизная смола,

либо кубовый остаток производства бутиловых спиртов 3-9

топочный мазут остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области контроля качества эмульсионных топлив, может быть использовано для контроля при получении и хранении водоэмульсионных топлив и распространяется на топлива, состоящие из жидких продуктов переработки нефти, смол и воды.

Изобретение относится к области топливной энергетики, в частности к способам получения топлива на основе угля и воды с добавлением других компонентов, пригодного для прямого сжигания в котлах, печах, различных энергетических установках, пригодного для трубопроводной транспортировки, предназначенного для замены сухого угля и мазута на топливопотребляющих объектах.
Изобретение относится к топливной промышленности и может быть использовано для производства моторных и печных топлив с улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками.

Изобретение относится к способам получения водотопливных эмульсий и может быть использовано в энергетической, нефтеперерабатывающей, химической и других отраслях народного хозяйства при сжигании жидкого топлива в печах и котлах различной конструкции и мощности.
Изобретение относится к способам получения водоугольной суспензии (ВУС) с добавкой, обеспечивающей ее стабильность и текучесть. .

Изобретение относится к нефтепереработке, а именно к композициям на основе нейтрализованного кислого гудрона. .

Изобретение относится к переработке тонкодисперсных отходов угольной промышленности и нетоварной мелочи в облагороженное топливо коммунально-бытового и технологического назначения.
Изобретение относится к переработке тонкодисперсных отходов угольной промышленности и нетоварной мелочи в облагороженное топливо коммунально-бытового и технологического назначения.

Изобретение относится к установкам для приготовления топливных композиций, представляющих собой эмульсии и суспензии, и может быть использовано в топливной энергетике.

Изобретение относится к процессу приготовления эмульгированного топлива, например, эмульсий типа "вода в газойле" или "вода в бензине", которое может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания или в энергетическом оборудовании.

Изобретение относится к получению котельного топлива для отдаленных северных районов. .

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в качестве авиационного бензина.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к топливным композициям. .
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив, дизельного топлива арктического, нефтяных растворителей и др.

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения тяжелого нефтяного топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к составам добавок к бензинам. .

Изобретение относится к топливной промышленности, а именно к углеводородным топливам на основе продуктов переработки нефтесодержащих отходов, к способу получения вторичного топлива и топливной композиции на основе продуктов переработки нефтесодержащих отходов.

Изобретение относится к производству судовых высоковязких топлив. .

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива. .

Изобретение относится к топливным композициям, используемым в качестве котельного топлива. .
Наверх