Альт

Альт для повышения исполнительских возможностей содержит опорный шпиль, выдвигаемый из корпуса и фиксируемый запором во втулке пуговицы, а в качестве подставки использована подставка для виолончели. 2 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к акустическим инструментам скрипичного семейства и имеет область применения в музыкальном исполнительском искусстве. Прототипом предлагаемого изобретения выбран альт, струнно-смычковый музыкальный инструмент в диапазоне контральто с настройкой по определению на квинту ниже скрипки [1, 2]. Несмотря на свою современную незаменимость, альт, как и альтовое искусство в целом, сохраняет ряд исторических недостатков:

1) невозможность обучения детей, т.к. укороченные альты из-за их неэстетичного звучания нигде не производятся;

2) необходимость селекции взрослых скрипачей по анатомическим данным их рук для перехода на альт, что резко ограничивает состав альтистов;

3) подгонка параметров альта под физические данные исполнителя, т.к. удлинение струн и корпуса инструмента повышает его полнозвучность, и наоборот;

4) недостатки звучания струн Ля' и Ре' (по выводам большинства признанных музыкантов);

5) особые трудности игры, в доступности высоких регистров и при исполнении ряда штрихов;

6) осложнённость самоконтроля исполнения из-за костной высокоскоростной проводимости звука к внутреннему уху при прижимании подбородком альта к плечу, как и близости его к ушам (общий недостаток со скрипкой);

7) профессиональные болезни от игры на больших альтах (бурситы, тендониты, фиброзиты, снижение остроты слуха, дерматит шеи и др.);

8) относительная ограниченность репертуара, особенно сольного, как и фабричного производства учебных моделей, из-за суммы недостатков (описанных выше 1-7).

Известны конструктивные попытки смягчить некоторые из указанных недостатков в виде:

1) крупного альта ("альтовая виола"), звучавшего сочно и без гнусавого призвука, сделанного Г.Риттером под свои выдающиеся физические данные, что исключило инструмент из практики [2];

2) большого альта со скошенным плечом ("Парадокс") Т.Ф. Подгорного [3, 4] и грушевидного альта Л. Тертиса [5], которые улучшили звучание и упростили игру в верхних позициях;

3) оптимизации мензуры альта Ф. Цейрингером [6].

Эти улучшения являются лишь частичным компромиссом, т.к. для эталонного альта, соответствующего определению его диапазона, способ исполнения на плече ("a braccio") создаёт непреодолимое препятствие, исключающее возможность конструирования широко используемого инструмента с оптимальными акустическими параметрами.

Цель предлагаемого изобретения состоит в устранении перечисленных недостатков альта с приданием ему дополнительных преимуществ. Цель достигается выполнением акустической закономерности, согласно которой настройки струн эталонной скрипки и альта должны иметь соотношение как тоника к субдоминанте: частота колебаний струн альта, по определению настроенного на квинту ниже скрипки, в 1,5 раза ниже скрипичных, для чего необходимо удлинить их рабочую часть также в 1,5 раза [1].

Поставленная цель достигается решением основных 4-х сопряженных задач. Основная задача изобретения состоит в акустической оптимизации длины свободных струн и соответственно корпуса альта, что достигается их удлинением до соотношения 3:2 с соответствующими параметрами эталонной скрипки (например, параметры скрипок А. Страдивари [7]). Адекватно увеличиваются остальные связанные параметры основных звучащих деталей инструмента. Струны и корпус инструмента длиннее средних альтовых в 1,24-1,26 раза, что исключает возможность исполнения на плече для взрослого струнника без выдающихся физических данных. Несоблюдение точного квинтового соотношения указанных параметров отрицательно отражается на появившихся музыкальных преимуществах инструмента. Отсюда сопряженная задача изобретения состоит в замене способа альтовой игры "a braccio" на способ "a gamba" (инструмент у колен) с техникой исполнения, близкой виолончельной, для возможности игры на инструменте с параметрами основных звучащих деталей на 50% больше скрипичных как эталонных. Поэтому для оптимальной постановки по росту музыканта и наклонного упора в пол инструмент снабжён выдвигаемым из корпуса опорным шпилем и втулкой с запором в пуговице корпуса. Задача изобретения также состоит в расположении струн обратно альтовому порядку относительно колодочки смычка в правой руке исполнителя, т.е. 1-Do, 2-Sol, 3-Re', 4-La', для сближения техники игры с виолончельной при способе игры "а gamba" сидя. Последнее не ограничивает объём притязаний изобретения на альтовый порядок навязки струн относительно правой руки играющего исполнителя, т.е. 1-La’, 2-Re', 3-Sol, 4-Do. По задаче изобретения скрипичная подставка модели Страдивари альта заменена на виолончельную подставку модели Амати из-за увеличения деталей инструмента до размеров, приближающихся к таковым 1/8-виолончели.

Исходя из альтового диапазона звучания и виолончельного способа исполнения "а gamba", новый инструмент скрипичного семейства альтового типа назван “Альтгамба”, или "AltoGamba".

Инструмент имеет длину свободных струн 492-498 мм и длину дек 539-547 мм для оптимизации акустических свойств.

Следующие материалы поясняют изобретение и показывают достижение его цели, которые являются иллюстративными и не ограничивают объём его притязаний.

На фиг. 1 дан фронтальный рисунок альтгамбы на шпиле, классический дизайн конструктивных деталей которой соответствует таковым для виолончели. Внешние детали: А, инструмент: 1 - струны (обратный или прямой альтовый порядок расположения), 2 - гриф, 3 - головка, 4 - колки, 5 - порожек, 6 - верхняя дека корпуса, 7 - эфы, 8 - виолончельная подставка, 9 - подгрифок, 10 - обечайки корпуса, 11 - шпиль во втулке с запором в пуговице (значительно вдвинут в корпус); Б, смычок: 12 - трость, 13 - волос, 14 - колодочка, 15 - винт. Детали Альтгамбы (фиг. 1) взаимодействуют и состоят из “А” - инструмента, включающего: корпус, образованный верхней декой 6 с эфами 7, соединенной обечайками 10 с нижней декой, гриф 2 на шейке с головкой 3, альтовые струны 1, лежащие на порожке 5 и виолончельной подставке 8 (свободные струны - их длина между 5 и 8), натягиваемые колками 4 и прикрепленные к подгрифку 9, соединенным жилкой с пуговицей, снабженной шпилем 11, выдвигаемым из втулки корпуса с фиксацией запором; и “Б” - смычка как вибратора струн, включающего: гибкую трость 12, натягивающую ленту волоса 13, колодочку 14 с винтом 15, регулирующим натяжение волос.

На фиг. 2 показана Альтгамба в постановке "a gamba". Альтовые струны на виолончельной подставке модели Амати расположены в обратном или прямом альтовом порядке к колодочке смычка в правой руке исполнителя. Фото из Приложения 1 иллюстрирует сконструированную заявителями модель альтгамбы, способ игры на ней "а gamba" и ее размеры относительно взрослого исполнителя. Для ребенка постановка всевозрастной альтгамбы регулируется высотой фиксируемого шпиля и размерами смычка, исходя из его физических данных. Для взрослых обоего пола постановка универсальной альтгамбы следует тому же принципу.

В табл. 1 приведены основные параметры разработанной модели альтгамбы. В табл. 2 сведены 10 важных признаков, характеризующих и отличающих конструкцию альтгамбы от наиболее близкого ей семейства виол. В табл. 3 Приложения 2 дана сводка по 16 признакам, которые демонстрируют достижение цели заявки. Исполнение на альтгамбе способом "а gamba" много легче и удобнее, чем на альте любого размера, так и на виолончели (см. п.п. 3, 4 и 11), т.к. инструмент меньше 1/8-виолончели и с более лёгкими альтовыми струнами, слабее натянутыми, чем у виолончелей (п.п. 1, 4 и 9). При сравнении с альтом музыкальные возможности альтгамбы значительно повышены (п.п. 7-11): диапазон расширяется как минимум на октаву с полной доступностью всех регистров, тембры струн теряют известные альтовые недостатки с расширением их звуковой палитры, выполнение сложных штрихов упрощается. В результате эргономичного способа игры альтгамбистов при относительно малых всех параметрах альтгамбы риск появления у них профболезней, характерных для альтистов и виолончелистов (п.п. 4, 12 и 13), минимален или не ожидается.

Табл. 1
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УЧЕБНОЙ АЛЬТГАМБЫ (мм )
Общая длина (без шпиля)900
Рабочая длина струн495
Корпус: 
длина540
ширина, верх247
низ308,4
толщина (макс.)90
Деки: 
длина543,2 +/-3,5
талия163,5
ширина, верх249
низ310,5
Подставка:меньше, чем для 1/8-виолончели

Примером использования изобретения служит переложение альтовой сонаты И. Брамса, опус 20, № 1, выполненное соавтором А.Е. Сафроновым для исполнения на альтгамбе с порядком навязки струн, обратным альтовому (Приложение 3).

Табл. 2
Характеристика АЛЬТГАМБЫ и ее отличия от ВИОЛ
Альтгамба (скрипичное сем.)Виола-да-гамба (виольное сем.)
4 струны5-7 струн
Квинтовый стройКвартово-терцевый строй
Закругленная сверху подставкаПочти прямая сверху подставка
Безладовый грифЛадовый гриф
Выпуклая нижняя декаПлоская нижняя дека
Пружина продольная под верхнейТо же + поперечные пружины
декойна нижней деке
Резонансовые отверстия - эфыТо же в форме серпа, скобок, змеек
Прямой сверху корпусЗаостренный сверху корпус
Боковые клопцы - остроугольныеТо же - тупоугольные
Возможно громкое звучаниеНевозможно громкое звучание

Новым для скрипичного семейства качеством альтгамбы является сочетание стабильности, полнозвучности всего диапазона контральто и всевозрастной применимости её универсальной конструкции. Это уникальное сочетание преимуществ альтгамбы обосновывает возможность появления с её помощью повсеместно отсутствующего направления - "детской педагогики альтового искусства" (что добавляет около 10 лучших лет к периоду профобучения альтгамбиста / альтгамбистки), осуществляемого педагогами-виолончелистами, быстро и легко осваивающих полнозвучный близкий инструмент. Оно же открывает возможность фабричного серийного производства Альтгамбы в виде недорогого учебного инструмента со стабильными параметрами (табл. 1 и 2; и табл. 3 как Приложение 2).

Литература:

1. Л.А.Кузнецов. Акустика музыкальных инструментов. Справочник. М., 1985.

2. С.Понятовский. Альт. М., 1974.

3. Т.Подгорный. Из записок мастера. М., 1960.

4. С.Понятовский. История альтового искусства. М.-Л., 1984.

5. L.Tertis. My viola and I. London. 1975.

6. F.Zeyringer. The evaluation of violas. 1980. In: Viola (Yearbook of the Int. Viola Res.Soc.,1979).

7. В.Стахов. Творчество скрипичного мастера. Л., 1988.

1. Струнно-смычковый музыкальный инструмент альт, включающий взаимодействующие между собой струны, подставку и корпус с пуговицей в нижней обечайке, отличающийся тем, что содержит опорный шпиль, выдвигаемый из корпуса и фиксируемый запором во втулке пуговицы при установке инструмента в положение "a gamba", а в качестве подставки использована подставка для виолончели, при этом он имеет длину свободных струн 492÷498 мм и длину дек 539÷547 мм для оптимизации акустических свойств инструмента.

2. Альт по п. 1, отличающийся тем, что струны расположены в последовательности 1-Do, 2-Sol, 3-Re’, 4-La’.

3. Альт по п. 1, отличающийся тем, что струны расположены в последовательности 1-La’, 2-Re’, 3-Sol, 4-Do.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления смычковых музыкальных инструментов и предназначено для уменьшения неупругих деформаций корпуса скрипки в процессе ее монтировки.
Изобретение относится к технологии изготовления щипковых и смычковых музыкальных инструментов и предназначено для предохранения их от воздействия внешней среды и придания им красивого внешнего вида.

Изобретение относится к производству акустических музыкальных инструментов, в частности, скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. .

Изобретение относится к способу вычерчивания контура деки смычковых музыкальных инструментов. .

Изобретение относится к конструкции подставок для струн смычкового музыкального инструмента и позволяет повысить качество звучания посредством того, что резонирующие элементы 4 выполнены в виде регулярного микрорельефа, число впадин которого составляет 2-25 на 1 мм 2.

Изобретение относится к скрипке, в которой к внутренней поверхности верхней деки в зоне лапок подставки присоединены с усилием прижатия две изогнутые балки, высоты которых изменяются от максимальной в местах присоединения их к деке до минимальной в их концах, опертые одними концами на сделанный уступ в верхнем клеце, который выполнен по форме трапецеидальной призмы и который приклеен к декам вместе с охватывающей клец балкой Г-образного сечения, которая также приклеена и к нижней деке, образуя неразъемное соединение типа «ласточкин хвост», а другими концами опертые на прямоугольную балку, которая выполнена с возможностью перемещения и фиксации по нижнему клецу, выполненному по форме трапецеидальной призмы, образующему подвижное соединение типа «ласточкин хвост», а верхняя и нижняя деки соединены закрепленными на обечайке и верхнем клеце упругими звукопроводящими С-образными пластинами, которые прижаты под острым углом к декам, а также приклеенными с внешних сторон f-образных щелей к внутренней поверхности деки с зазором между собой трапецеидальной формы пластинами, и пластины-язычки, которые выполняются с увеличивающейся толщиной от края вдоль волокон древесины, а в основаниях больших по площади пластин-язычков выполняются желобки с одинаковой глубиной, которые по своей длине меньше оснований пластин-язычков. Технический результат заключается в улучшении интенсивности и регулируемого тембра звучания. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх