Способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя атмосферы автотранспортными средствами

Изобретение относится к оптическим исследованиям атмосферы приземного слоя, в частности к определению содержания окиси углерода, создаваемого преимущественно автотранспортными средствами. Согласно заявленному способу первоначально с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения. На втором этапе при тех же метеорологических и технических условиях измеряют проекцию на земную поверхность траектории наблюдения в реальной атмосфере. Величина концентрации окиси углерода находится из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения. Технический результат: повышение оперативности и чувствительности способа. 1 ил.

 

Изобретение относится к оптическим исследованиям атмосферы, в частности к определению загрязнения окисью углерода (СО) приземного слоя атмосферы автотранспортными средствами, и может быть использовано при организации мониторинга окружающей среды.

Известен способ определения наличия газов в атмосфере, в частности, окиси углерода [1]. Способ осуществляется путем зондирования эталонной пробы атмосферы с известным содержанием концентрации газа СО (опорный канал) и пробы исследуемой атмосферы (измерительный канал) лучами инфракрасного диапазона фиксированной мощности с последующим контролем уровня их поглощения в обеих средах. Наличие газа СО в измеряемой атмосфере вычисляется по разности измеряемых величин поглощения мощности зондирующего оптического потока в эталонной и исследуемой атмосферах.

Недостатком известного способа является сложность формирования проб эталонной и исследуемой атмосфер. Повышение чувствительности данного способа требует создания определенного соотношения концентраций в пробах. Кроме этого способ отличается малой оперативностью в производстве.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ измерения дальности видимости в приземном слое атмосферы, реализуемый в устройстве для измерения прозрачности атмосферы [2], в котором одновременно измеряется замутненность атмосферы на двух фиксированных базах L1 и L2.

Способ осуществляется путем зондирования приземного слоя атмосферы оптическим потоком фиксированной мощности, который отражается специальными отражателями на двух фиксированных базах L1 и L2, причем L1<L2. Изменения интенсивности потока зондирующего луча на большой базе L2 дает информацию о степени замутненности атмосферы и наличия СО, как наиболее сильно влияющего на потери оптической мощности зондирующего сигнала из газов, выбрасываемых автотранспортными средствами. Фактически реализуется измерительный канал способа. Результаты обработки измерений на малой базе L1, которые фактически реализуют опорный измерительный канал, при сравнении с результатами на большой базе L2 позволяют оценить наличие СО в приземном слое атмосферы.

К недостатку способа следует отнести низкую его точность при малых концентрациях СО в атмосфере, поскольку степень его влияния на замутненность атмосферы достаточно мала по сравнению, например, с водяным паром в условиях большой влажности.

Общим недостатком известных способов является сложность в организации измерительной схемы и низкая чувствительность к измеряемому параметру - окиси углерода.

Следовательно, задача изобретения состоит в достижении оперативности в производстве способа измерения параметра окиси углерода и обеспечении достаточной его чувствительности.

Предлагаемый способ определения загрязнения окисью углерода приземного слоя атмосферы автотранспортными средствами состоит в том, что первоначально по данным метеорологических наблюдений и технических условий зондирования наклонной дальности видимости с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения

где е - парциальное давление водяного пара; Р - атмосферное давление; Т - температура воздуха в приземном слое; h0 - высота наблюдателя; α 0 - угол наблюдателя. Данные вычисления по результатам измерений определяют опорный канал в заявляемом способе.

На втором этапе при тех же метеорологических и технических условиях измеряется проекция на земную поверхность траектории наблюдения с учетом влияния окиси углерода на показатель преломления приземного слоя атмосферы. Данные измерения определяют измерительный канал в заявляемом способе. По экспериментальным данным [3] именно окись углерода оказывает доминирующее влияние на показатель преломления приземного слоя атмосферы.

Величину концентрации окиси углерода находят из разности между значениями проекции на земную поверхность траектории наблюдения при идеальной и реальной атмосферах.

Общими для заявляемого способа и прототипа являются следующие признаки:

- наличие опорного и измерительного каналов в приземном слое атмосферы, параметры которых определяются путем зондирования оптическим потоком;

- последующая обработка измерений.

Отличительными от прототипа являются следующие признаки:

- в опорном канале с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения

где е - парциальное давление водяного пара; Р - атмосферное давление; Т - температура воздуха в приземном слое; h0 - высота наблюдателя; α 0 - угол наблюдателя;

- в измерительном канале при тех же метеорологических и технических условиях измеряется проекция на земную поверхность траектории наблюдения в реальной атмосфере;

- величина концентрации окиси углерода находится из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения.

Сущность заявляемого способа определения загрязнения окисью углерода в приземном слое атмосферы автотранспортными средствами раскрывает чертеж.

Известно, что в идеальной атмосфере (концентрация окиси углерода ССO=0) преломляющие свойства приземного слоя атмосферы определяются водяным паром. При этом проекция на земную поверхность траектории наблюдения 1 будет равна L0, если наблюдатель располагается на высоте h0 и осуществляет наблюдение под углом α 0, и имеет следующую функциональную зависимость:

где n0 - показатель преломления атмосферы в приземном слое; е - парциальное давление водяного пара; Р - атмосферное давление; Т - температура воздуха в приземном слое.

Наличие окиси углерода в атмосфере приземного слоя (ССО0) существенно влияет на показатель преломления атмосферы, что вносит соответствующие изменения в проекцию на земную поверхность траектории наблюдения. Фактическая проекция на земную поверхность траектории наблюдения 2 будет равна Lизм и при этом имеет следующую функциональную зависимость:

где n - показатель преломления атмосферы в приземном слое с учетом влияния окиси углерода, ССО - концентрация окиси углерода в атмосфере приземного слоя.

Информация о наличии окиси углерода в приземном слое может быть вычислена из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения:

при условии, что параметры е, Р, Т, h0, α 0 - в процессе исследований не изменялись и являлись постоянными.

В итоге найденная разность Δ L~ССО, т.е. пропорциональна величине концентрации окиси углерода, которая может быть откалибрована в соответствующих единицах измерения.

Рассмотрим пример конкретного осуществления предлагаемого способа.

Для проверки способа использовалась измерительная схема в составе лазерного теодолита, размещенного на штативе высотой 1,0 метр с таким углом наблюдения, что проекция на земную поверхность траектории наблюдения составляла 100,0 метров при отсутствии загрязнения окисью углерода (СCO=0). При этом фиксировались метеорологические параметры Р и Т у поверхности земли и на высоте 1 метр.

В качестве источника загрязнения окисью углерода использовался грузовой автомобиль с бензиновым двигателем, который располагался на удалении 105,0 метров от наблюдателя так, что выхлопные газы автомобиля направлялись по ветру в сторону наблюдателя.

Измерения выполнялись в полном соответствии с заявляемым способом. При этом проекция на земную поверхность траектории наблюдения уменьшилась на конкретную величину Δ L=0,863 метра.

Контрольная проба загрязнений, создаваемых работающим автомобилем с помощью газоанализаторов 121 ФА-01 и 123 ФА-01, показала, что доля окиси углерода во много раз превышает составляющую углеводородов на номинальных режимах работы бензинового двигателя. Последнее подтверждает возможность выявления искомой зависимости с помощью заявляемого способа.

Использование заявляемого способа позволяет оперативно получать информацию о наличии загрязнений окисью углерода приземного слоя атмосферы автомобильным транспортом на базе стандартных приборов и применять, например, при организации экологического мониторинга автомобильных трасс и дорог в крупных промышленных центрах.

Источники информации

1. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с. - с.196.

2. SU 382037 “Устройство для измерения прозрачности атмосферы”, МКИ G 01 W 1/00, G 01 N 21/22, заявл. 23.08.1971, опубл. 22.05.1973, Бюл. №22. Авторы изобретения: В.Е.Карпуша, Р.А.Круглов, М.С.Стернзат и С.Д.Плинте. Заявитель - Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова.

3. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. Пер с польск. - М.: Транспорт, 1979. - 198 с.

Способ определения загрязнения окисью углерода в приземном слое атмосферы автотранспортными средствами, включающий создание опорного и измерительного каналов, измерение их параметров путем зондирования оптическим потоком приземного слоя атмосферы и последующую обработку измерений, отличающийся тем, что в опорном канале с помощью математической модели идеальной атмосферы рассчитывается проекция на земную поверхность траектории наблюдения

L0=ϕ(е, Р, Т, h0, α0),

где е - парциальное давление водяного пара, Р - атмосферное давление, Т - температура воздуха в приземном слое, h0 - высота наблюдателя, α0 - угол наблюдателя; в измерительном канале при тех же метеорологических и технических условиях измеряется проекция на земную поверхность траектории наблюдения в реальной атмосфере, а величина концентрации окиси углерода находится из разности между проекциями на земную поверхность траекторий наблюдения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к метеорологии и мониторингу окружающей среды и может найти применение при исследовании и контроле параметров атмосферы, земной поверхности и океана в любой точке земного шара.

Изобретение относится к способам управления условиями возникновения атмосферного явления-смерча. .

Изобретение относится к электроизмерительной технике. .

Изобретение относится к экологическим информационным станциям, а именно к станциям автоматического контроля физико-химического, радиационного состояния атмосферного воздуха.

Изобретение относится к получению влажных газовых потоков, как калибровочных стандартов, и может быть использовано в аналитической химии в качестве эталона для градуировки кулонометрических анализаторов влажности в области микроконцентраций.

Изобретение относится к получению влажных газовых потоков, как калибровочных стандартов, и может быть использовано в аналитической химии в качестве эталона для градуировки кулонометрических анализаторов влажности в области микроконцентраций.

Изобретение относится к области прикладной метеорологии и может быть использовано при осуществлении мероприятий по предотвращению стихийных бедствий, связанных с происхождением тайфунов и других атмосферных вихрей.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к гигрометрии, и может быть использовано во всех отраслях промышленности для калибровки и поверки гигрометров.
Изобретение относится к гидрометеорологии и может быть использовано для контроля за режимом работы источников загрязнения воздуха (ИЗВ) в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Изобретение относится к гигрометрии. .

Изобретение относится к оптическим исследованиям атмосферы, в частности к определению загрязнения окисью углерода приземного слоя атмосферы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при мониторинге влажности окружающей среды в метеорологии, климатологии и экологии

Изобретение относится к экологическим информационным станциям, а именно к станциям автоматического и неавтоматического контроля физикохимического, радиационного состояния атмосферного воздуха

Изобретение относится к экологии, в частности к оценке качества атмосферного воздуха по морфологическому состоянию эпифитных лишайников

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для зондирования атмосферы или океана - определения вертикального профиля скорости звука или показателя преломления

Изобретение относится к области метеорологического приборостроения и может использоваться в составе средств обеспечения посадки боевых многоцелевых самолетов в дневное время

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам измерения (преобразования) давления газообразных веществ, и может быть использовано на подвижных и стационарных объектах для преобразования скорости ветра и атмосферного давления

Изобретение относится к области экологии и метеорологии и может быть использовано при техногенных катастрофах, сопровождаемых вредными выбросами в атмосферу
Наверх