Способ устранения негерметичности кессон-баков с применением анаэробного герметика и вакуумирования баков

Изобретение относится к средствам контроля и устранения негерметичности и предназначено для использования в авиаремонтном производстве. Изобретение направлено на улучшение качества восстановления герметичности, уменьшение трудоемкости работы и улучшение условий труда при работе кессон-баков самолетов. Этот результат обеспечивается за счет того, что способ устранения негерметичности кессон-баков самолетов включает заполнение канала течи со стороны выхода течи анаэробным герметиком путем его нанесения кистью на внешнюю поверхность конструкции, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи достигается подсосом при вакуумировании кессон-баков. Кроме того, вакуумирование кессон-баков самолетов осуществляется при помощи бытового или промышленного пылесоса, заборный шланг которого подсоединяется к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета, а второй выход используют для подсоединения к мановакууметру, причем устранение негерметичностей производят сразу после их появления, до дефектации и ремонта конструкции. Для увеличения надежности герметизации нанесение герметика производится дважды с интервалом выдержки 20 мин. Удаление оставшейся части герметика после проведения устранения негерметичности кессон-баков самолетов с поверхности кессон-баков осуществляют с помощью салфеток. 2. з.п. ф-лы.

 

На современных пассажирских самолетах свободное пространство конструкции крыльев используется в качестве кессон-баков, заполняемых топливом.

Герметичность кессон-баков обеспечивается двумя линиями герметизации: внутришовной и поверхностной. В качестве герметика используют полисульфидные и тиоколовые герметики. Внутришовная герметизация осуществляется путем нанесения герметика между элементами конструкции, например, между деталями каркаса и обшивкой при сборке конструкции во время изготовления самолета. При поверхностной герметизации герметик наносится на всю внутреннюю поверхность конструкции бака (самолет ТУ-154) либо в зонах проходных швов (самолет ИЛ-86).

В процессе эксплуатации самолета происходит по тем или другим причинам разрушение герметика, образуются каналы, по которым происходит утечка керосина. Таких мест утечки бывает много, на самолетах ТУ-154 при ремонте их иногда выявляют до 100 и более.

В практике известны два способа устранения, негерметичности кессон-баков самолетов:

1) Восстановление поверхностной герметизации внутри кессон-бака в зоне входа канала полисульфидным герметиком УЗОМЭС-5, ТУ 38-605-1436-91 (состав пасты УЗОМЭС-5 - 100 в.ч. (весовых частей), паста № 9 - 7 в.ч., ДФГ (дефенилгуанид) - 10 в.ч., продукт АГМ-9 (ускоритель вулканизации) - 0,5-1 в.ч.) и тиоколовым герметиком УТ-32НТ, ТУ 38-605-462-91 (состав: паста У-32 - 100 в.ч., паста №9 - 9-12 в.ч., продукт ДФГ - 0,03 в.ч.). Разработчиком и изготовителем этих герметиков является ВИАМ, Москва.

2) Заполнение герметиком УЗОМЭС-5 или УТ-32НТ канала в зоне выхода течи путем шприцевания канала шприц-болтом через отверстия близлежащих крепежных деталей под большим давлением.

Оба способа связаны с большими трудозатратами.

Первый способ - по поиску входа в канал течи. У одного выхода может быть несколько входов, расположенных иногда на значительном расстоянии друг от друга.

Второй способ - необходимостью демонтажа крепежных деталей, изготовлением новых болтов для сохранения посадки. Сам процесс шприцевания является достаточно трудоемким и “грязным” процессом. Иногда одно отверстие приходится зашприцовывать до 8-10 раз.

Оба способа требуют предварительного демонтажа крышек люков-лазов, съемных панелей.

Ранее мной был предложен способ устранения негерметичности заполнением канала течи в зоне ее выхода анаэробным герметиком Анатерм-1у (сокращено Ан-1у, ТУ-2257-21-00208947-00, изготовитель “НИИ Полимеров”) путем его нанесения с помощью кисти на внешнюю поверхность бака и подачи давления в этой зоне порядка 2 кг/см2 (см. заявку № 2002101302/04).

С целью дальнейшего уменьшения трудоемкости работ предложено устранение негерметичности кессон-баков выполнять с помощью анаэробного герметика Ан-1у путем его нанесения на внешнюю поверхность бака, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи производить его подсосом путем вакуумирования баков.

Герметик Ан-1у относится к анаэробным композициям (АК), представляющим собой жидкие многокомпонентные композиции, способные длительное время сохраняться висходном состояниибез изменения свойств и отверждаться в узких зазорах при нарушении контакта с кислородом воздуха с образованием прочного полимера.

Основой АК являются эфиры акриловой кислоты. В их состав также входят инициирующие и ингибирующие составы, загустители, пластификаторы, ангезионные добавки, красители и т.д.

Благодаря высокой проникающей способности АК плотно заполняют микроканалы, микротрещины сварных швов, литья и т.д., проникают в зазоры любой конфигурации, трещины и др. дефекты.

АК обладают хорошей адгезией, стойкостью к действию воды, масел, смазок, кислот, щелочей.

Проведено исследование стойкости герметика Ан-1у к действию авиационного топлива (керосин ТС-1). Результаты положительные.

С помощью полисульфидных и тиоколовых герметиков такую герметизацию выполнить невозможно ввиду его малой вязкости и практически полным отсутствием его проникновения в канал течи.

Вакуумирование баков выполняют с помощью бытового (достаточно большой мощности) или промышленного пылесоса (далее - насос).

Заборный шланг насоса подсоединяют к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета. Второй выход дренажной системы используют для подсоединения шланга контроля давления с помощью мановакууметра, расположенного в лицевой части стенда вакуумирования (далее стенда).

Электропитание насоса подсоединяют через стенд. В стенде также монтируют три соединенных в электросхеме последовательно пневмоэлектроклапана. Один клапан основной, рассчитанный на рабочее давление (вакуум) и два других - предохранительных, рассчитанных на вакуум в несколько больший рабочего и меньший предельно допустимого по конструктивным соображениям.

Первый клапан обеспечивает работу системы в автоматическом режиме. При достижении максимального вакуума, клапан отключает работу, при уменьшении вакуума - включает в работу систему. Предохранительные клапаны при достижении предельно рассчитанного давления отключают систему.

Подвод воздуха к предохранительным клапанам лучше производить через шланги, устанавливаемые с помощью штуцеров взамен пробок заливных горловин с двух сторон баков.

Технологический процесс устранения негерметичности баков будет следующим:

1) Установка стенда и подключение электропитания к стенду.

2) Создание рабочего давления вакуума в баках и поддержание этого давления в течение всего процесса.

3) Обезжиривание поверхности бака в зонах выявленных течей с помощью ацетона или бензина. Просушивание зон.

4) Последовательное нанесение на поверхность бака в зонах выявленных течей с помощью кисти или пульверизатора анаэробного герметика.

5) Выдержка в течение 20 мин и затем повторение операции п.4.

6) Удаление оставшейся части герметика с поверхности баков с помощью салфеток.

Применение этого технологического процесса обеспечивает надежное восстановление герметичности кессон-баков.

Использование данного способа особенно целесообразно, когда при ремонте самолета выявляется большое количество течей. Исключается необходимость переноса шлангов от одного к другому месту течи и удержание их под давлением.

При данном способе устранения негерметичностей необходимо изменить последовательность выполнения операций в технологии ремонта кессон-баков.

По действующей технологии после выявления негерметичностей производят демонтаж съемных панелей и затем выполняют дефектацию и ремонт конструкции кессон-баков с одновременным устранением негерметичностей.

В данном случае устранение негерметичностей следует производить сразу после их выявления до вскрытия съемных панелей.

Полная вулканизация герметика происходит через 3-5 часов после заполнения канала течи.

1. Способ устранения негерметичности кессон-баков самолетов, включающий заполнение канала течи со стороны выхода течи анаэробным герметиком путем его нанесения кистью на внешнюю поверхность конструкции, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи достигается подсосом при вакуумировании кессон-баков, отличающийся тем, что вакуумирование кессон-баков самолетов осуществляется при помощи бытового или промышленного пылесоса, заборный шланг которого подсоединяется к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета, а второй выход используют для подсоединения к мановакуумметру, причем устранение негерметичностей производят сразу после их выявления до дефектации и ремонта конструкции.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для увеличения надежности герметизации нанесение герметика производится дважды с интервалом выдержки 20 мин.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что удаление оставшейся части герметика после проведения устранения негерметичности кессон-баков самолетов с поверхности кессон-баков осуществляют с помощью салфеток.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и химической промышленностях для испытаний трубопроводной арматуры.

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на упрощение средств контроля герметичности с обеспечением возможности раннего обнаружения емкостей с большой течью.

Изобретение относится к области испытательной техники и предназначено для испытания герметичности закрытых сосудов, которые заполнены наполняющим продуктом, содержащим, по меньшей мере, один жидкий компонент.

Изобретение относится к области испытательной техники и предназначено для испытания герметичности закрытых сосудов, которые заполнены наполняющим продуктом, содержащим, по меньшей мере, один жидкий компонент.
Изобретение относится к области электротехники, в частности к области контрольно-измерительной техники, и может быть использовано для диагностики состояния электрической изоляции изделий без ее дальнейшего разрушения.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для определения координат течи в подземных трубопроводах систем тепло- и водоснабжения.

Изобретение относится к устройствам определения места утечки жидкости или газов в трубопроводах и предназначено для определения координат течи в труднодоступных местах газо- и нефтепроводов.

Изобретение относится к области испытательной техники и предназначено для контроля герметичности полых изделий, например роликов ленточных конвейеров. .

Изобретение относится к средствам внутритрубного неразрушающего контроля трубопроводов. .

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для гидро- и пневмоиспытаний труб на прочность, герметичность, долговечность и другие прочностные испытания.

Изобретение относится к области диагностической техники и может быть использовано для систематического дистанционного контроля состояния магистральных газопроводов и хранилищ, а именно для раннего обнаружения нарушений герметичности, повреждений и утечек в газопроводе

Изобретение относится к области испытательной и измерительной техники и может быть использовано для контроля герметичности преимущественно малогабаритных изделий

Изобретение относится к областям техники, связанным с контролем суммарной негерметичности объектов испытаний, например, емкостей или элементов пневматических схем, заправленных газом с избыточным давлением на стадиях их изготовления и эксплуатации

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля герметичности изделий, работающих под избыточным давлением

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано, в частности, для оценки проницаемости фильтрующих материалов, герметичности элементов фильтрующих и элементов фильтрующих каогулирующих, предназначенных для очистки газов и жидкостей (преимущественно топлив) от загрязнений

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для определения координат трассы (оси) и координат дефектов подземного трубопровода

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при эксплуатации металл-водородных аккумуляторов (МВА) для их проверки на герметичность

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано в эксплуатации нефтяных, газовых и водяных скважин при проведении технологических операций для ремонта эксплуатационных колонн, свободных от добывающего погружного скважинного оборудования (насосно-компрессорных труб, насосов и т.д.)

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано при эксплуатации нефтяных, газовых и водяных скважин при ремонте

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться при эксплуатации металл-водородного аккумулятора (МВА) для его проверки на герметичность
Наверх