Несущий винт вертолета соосной схемы

Изобретение относится к области авиационной техники и касается несущего винта вертолета соосной схемы. Несущий винт содержит верхний несущий винт с втулкой, V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухами из композиционного материала, размещенными вокруг торсионов. На одном конце каждого кожуха закреплены рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и к переходнику крепления лопасти. Несущий винт также содержит упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления углом установки лопасти. Упругие элементы нижнего винта выполнены с изгибной жесткостью в плоскости вращения, определяемой соотношением, позволяющим минимизировать моменты в плоскости вращения в вертикальном шарнире нижнего винта. Технический результат - повышение надежности винта. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники и касается несущего винта вертолета соосной схемы.

Известен несущий винт летательного аппарата, содержащий V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого закреплен рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и к переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен проушинами переходника лопасти, а противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления углом установки лопасти (см. патент России № 2033943; 1991 г. - прототип).

В таком устройстве отсутствует возможность снижения момента в плоскости вращения в вертикальном шарнире нижнего винта, так как не установлено соотношение между изгибной жесткостью в плоскости вращения упругого элемента нижнего винта и жестокостями в плоскости вращения упругого элемента верхнего винта, торсионов нижнего и верхнего винтов вертолета соосной схемы. Это не позволяет минимизировать моменты в плоскости вращения в вертикальном шарнире нижнего винта.

Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в снижении момента в плоскости вращения в вертикальном шарнире нижнего винта вертолета соосной схемы при осуществлении технического результата - повышении надежности винта.

Существенными признаками заявляемого несущего винта вертолета соосной схемы, общими с прототипом, являются: V-образные торсионы, соединенные с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухи из композиционного материала, размещенные вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого кожуха закреплены рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и к переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, а противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления углом установки лопасти.

Признаками, отличительными от прототипа, являются: упругие элементы нижнего несущего винта выполнены с изгибной жесткостью EIy1 в плоскости вращения винта, определяемой соотношением

где EIy2 - изгибная жесткость в плоскости вращения упругого элемента верхнего винта;

EIx1; EIx2 - изгибная жесткость в плоскости вращения торсиона соответственно нижнего и верхнего винтов;

d1; d2 - расстояние от середины контактной площадки упругого элемента с направляющими рычага управления углом установки лопасти до переходника крепления лопасти соответственно нижнего и верхнего винтов;

y - переменная интегрирования по длине упругого элемента по направлению от середины контактной площадки к переходнику крепления лопасти;

b1; b2 - расстояние между осью вертикального шарнира и осью болта крепления торсиона к втулке соответственно нижнего и верхнего винтов;

x - переменная интегрирования по длине торсиона по направлению от оси вертикального шарнира к втулке;

l1; l2 - расстояние от середины контактной площадки до оси вертикального шарнира соответственно нижнего и верхнего винтов;

h1; h2 - расстояние от центра масс вертолета до соответственно нижнего и верхнего винтов.

Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличается от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.

Технический результат - повышение надежности винта реализуется при осуществлении совокупности признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из соотношения (21).

На фиг.1 представлен вид спереди на соосный вертолет. На фиг.2 представлен вид сверху на рукав нижнего несущего винта.

На фюзеляже 1 вертолета с центром масс 2 установлены нижний и верхний несущие винты соответственно 3 и 4. Плоскости вращения винтов 5 и 6 соответственно нижнего и верхнего. Расстояние от центра масс 2 вертолета до нижнего винта 3 обозначено h1, до верхнего винта 4 - h2. На втулке 7 нижнего винта закреплен рукав нижнего несущего винта, содержащий: торсион 8, переходник 9 крепления лопасти, кожух 10, рычаг 11 управления углом установки лопасти, упругий элемент 12, направляющие 13 рычага управления углом установки лопасти. Контакт между упругим элементом 12 и направляющими 13 осуществляется по контактной площадке 14, длина которой обозначена α. Ось симметрии рукава 15, ось вертикального шарнира 16, ось болта 17 крепления торсиона к втулке. В переходнике 9 рукава винта установлена лопасть 18. Расстояние от середины контактной площадки 14 до оси вертикального шарнира 16 обозначено l1, до переходника 9 крепления лопасти - d1. Расстояние между осью вертикального шарнира 16 и осью болта 17 крепления торсиона к втулке обозначено b1. Конструкция рукава верхнего несущего винта аналогична конструкции рукава нижнего несущего винта и соответствующие геометрические размеры рукава верхнего винта обозначены теми же буквами с индексом 2: l2; d2; b2. Переменная интегрирования по длине упругого элемента 12 обозначена y и интегрирование происходит по направлению от середины контактной площадки 14 к переходнику 9 крепления лопасти. Переменная интегрирования по длине торсиона 8 обозначена x и интегрирование происходит по направлению от оси вертикального шарнира 16 к втулке 7. Амплитуда угловых колебаний лопасти 18 относительно оси вертикального шарнира 16 обозначена γ, момент лопасти относительно этой оси - M. Сила Р, перпендикулярная оси рукава 15, приложена к упругому элементу 12 по середине контактной площадки 14 и к торсиону 8 по оси вертикального шарнира 16.

При вращении винта в полете лопасть 18 совершает угловые колебания с амплитудой γ относительно оси вертикального шарнира 16. Возникающий при этом момент М относительно оси вертикального шарнира 16 уравновешивается силой P=M/l1, приложенной к упругому элементу 12 по середине контактной площадки 14 перпендикулярно оси рукава 15 и вызывающей деформацию упругого элемента 12, вычисляемую с применением интеграла (19), приведенного в выражении (21). Сила P действует также на торсион 8 по оси вертикального шарнира 16 перпендикулярно оси рукава 15, вызывает деформацию торсиона 8, вычисляемую с применением интеграла (20), приведенного в выражении (21). Таким образом, деформации упругого элемента 12 и торсиона 8 формируют угловую жесткость С в вертикальном шарнире. Поскольку момент M связан с жесткостью C соотношением M=C·γ, то при регламентируемых в полете амплитудах угловых колебаний лопасти в вертикальном шарнире наименьшие величины момента в плоскости вращения определяются допустимыми значениями угловой жесткости в вертикальном шарнире нижнего винта из условия отсутствия на вертолете автоколебаний типа "земной резонанс", которая регулируется изгибной жесткостью упругого элемента нижнего винта EIy1. Величину допустимого значения жесткости упругого элемента 12 нижнего винта устанавливают по полученному в результате исследований соотношению (21).

Возможность осуществления технического решения следует из представленных графических материалов, описания устройства в статике и динамике, полученного в результате исследований соотношения (21).

Несущий винт вертолета соосной схемы, содержащий верхний несущий винт с втулкой, V-образными торсионами, соединенными с втулкой и через вертикальные шарниры с переходниками крепления лопастей, кожухами из композиционного материала, размещенными вокруг торсионов, при этом на одном конце каждого кожуха закреплены рычаг управления углом установки лопасти и сферический подшипник, надетый на палец, закрепленный на втулке, а другой конец кожуха через вертикальный шарнир присоединен к торсиону и к переходнику крепления лопасти, упругий элемент, расположенный в кожухе вдоль оси рукава между переходником крепления лопасти и рычагом управления углом установки лопасти, при этом разрезанным концом упругий элемент жестко соединен с проушинами переходника лопасти, противоположным концом вставлен в направляющие на рычаге управления углом установки лопасти, отличающийся тем, что упругие элементы нижнего несущего винта выполнены с изгибной жесткостью EIy1 в плоскости вращения винта, определяемой соотношением

где EIy2 - изгибная жесткость в плоскости вращения упругого элемента верхнего винта;

EIx1; EIx2 - изгибная жесткость в плоскости вращения торсиона соответственно нижнего и верхнего винтов;

d1; d2 - расстояние от середины контактной площадки упругого элемента с направляющими рычага управления углом установки лопасти до переходника крепления лопасти соответственно нижнего и верхнего винтов;

y - переменная интегрирования по длине упругого элемента по направлению от середины контактной площадки к переходнику крепления лопасти;

b1; b2 - расстояние между осью вертикального шарнира и осью болта крепления торсиона к втулке соответственно нижнего и верхнего винтов;

x - переменная интегрирования по длине торсиона по направлению от оси вертикального шарнира к втулке;

l1; l2 - расстояние от середины контактной площадки до оси вертикального шарнира соответственно нижнего и верхнего винтов;

h1; h2 - расстояние от центра масс вертолета до соответственно нижнего и верхнего винтов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям летательных аппаратов с несущим винтом. .

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции втулки винта вертолета, соединяющей лопасти винта с его приводным валом. .

Движитель // 2232696
Изобретение относится к несущим винтам, использующимся в летательных аппаратах с вертикальным взлетом. .

Изобретение относится к движителям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки и предназначено для использования преимущественно в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к технике воздушных, а именно несущих винтов для вертолета, и может быть использовано на пассажирских, десантно-транспортных и военных вертолетах.

Изобретение относится к аппаратам вертикального взлета и посадки - вертолетам. .

Изобретение относится к области воздухоплавания и касается конструкции летательного аппарата вертикального взлета и посадки. .

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к конструкциям несущего винта. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам несущих винтов летательных аппаратов, в том числе к дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при создании новых конструкций вертолетов с соосными несущими винтами
Изобретение относится к области эксплуатации вертолетов в критических ситуациях

Изобретение относится к области авиационной техники и касается несущего винта одновинтового вертолета, несущих винтов вертолета поперечной схемы, верхних несущих винтов вертолетов соосной и продольной схем

Изобретение относится к авиации, в частности к несущим винтам

Изобретение относится к области авиационной техники и касается несущего винта одновинтового вертолета, несущих винтов вертолета поперечной схемы, верхних несущих винтов вертолетов соосной и продольной схем

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к устройству несущих винтов и средствам управления ими

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в вертолетостроении

Изобретение относится к авиации, в частности к несущим винтам
Наверх