Газовый руль ракетного двигателя

Газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель и вал, снабжен кожухом, охватывающим перо с зазором и закрепленным на тарели. Кожух выполнен из легкоплавкого и легко деформируемого материала, например полистирола. На наружную поверхность кожуха нанесен слой клея холодного отверждения. Изобретение повысит надежность конструкции рулей, двигателя и ракеты в целом. 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракетных твердотопливных двигателей, управляемых с помощью газовых рулей по командам системы управления ракеты.

В процессе хранения и дежурства на позиции система управления ракеты систематически проходит технический осмотр и проверку функционирования, включая прокачку газовых рулей. Работы проводятся обслуживающим персоналом, проходящим срочную службу. Результаты осмотра и проверок вносятся в паспорт (формуляр) ракеты. Проведение таких работ не исключает возможность случайного соударения с пером и тарелью газового руля с образованием трещин и микротрещин, которые визуально выявить в условиях позиции без специальных рентгеновских установок практически невозможно. Причем уровень и качество проверок могут снижаться из-за того, что обслуживающий персонал из состава специалистов срочной службы за период эксплуатации ракеты меняется несколько раз. Поэтому газовые рули должны быть защищены от случайных механических повреждений.

Известен газовый руль по патенту США №3251555, содержащий перо, тарель, вал. Газовый руль установлен в закритической части сопла. Известен газовый руль, закрепленный на срезе сопла, содержащий перо, тарель, вал (см. книгу "Конструкция ракетных двигателей на твердом топливе" под редакцией Л.Н.Лаврова, - М., Машиностроение, 1992 г., стр.145), который выбран в качестве прототипа. Недостатком известных конструкций газового руля является отсутствие в них средств защиты пера и тарели от случайного механического повреждения при технических осмотрах ракеты, что снижает надежность конструкции рулей и двигателя в целом.

Технической задачей изобретения является устранение отмеченного недостатка.

Технический результат достигается тем, что газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель, вал, снабжен кожухом, охватывающим перо с зазором и закрепленным на тарели, причем кожух выполнен из легкоплавкого и легко деформируемого материала, например полистирола, и на его наружную поверхность нанесен слой клея холодного отверждения.

На фиг.1, 2 показана конструкция газового руля.

Газовый руль содержит перо 1, тарель 2, вал 3. Кожух 4 на поверхности 5 закреплен на тарели 2 с помощью, например, клея (на наружную поверхность кожуха 1 наносится клей 6).

Поступающие на сборку газового руля детали проходят входной контроль согласно карте входного контроля.

Сборка производится в последовательности:

- соединение пера 1 и тарели 2 с валом 3;

- проверка зазоров δ и контакта по поверхности 5 между пером 1, тарелью 2 и кожухом 4;

- установка кожуха 4 на клей по поверхности 5;

- нанесение на поверхность кожуха 4 клея 6.

Наличие зазора δ между стенкой кожуха и пером увеличивает чувствительность кожуха 4 к механическим воздействиям за счет образовавшейся консоли стенки кожуха относительно тарели. При механическом воздействии на кожух в первую очередь образуются трещины в клеевом наружном слое. Анализ трещин и вмятин (при их наличии) позволяет оценить силу воздействия на кожух и возможные последствия для пера, тарели и принять решение по дальнейшей эксплуатации.

При работе (пуске) ракеты кожух 4 от воздействия сверхзвукового высокотемпературного газового потока разрушается и выносится потоком из проточной части сопла, не оказывая влияния на работоспособность и газодинамические характеристики газового руля.

Таким образом, реализация представленного технического решения повышает надежность конструкции рулей, двигателя и ракеты в целом.

Газовый руль ракетного двигателя, содержащий перо, тарель, вал, отличающийся тем, что он снабжен кожухом, охватывающим перо с зазором и закрепленным на тарели, причем кожух выполнен из легкоплавкого и легко деформируемого материала, например полистирола, и на его наружную поверхность нанесен слой клея холодного отверждения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке газовых рулей для ракетных двигателей (преимущественно двигателей на твердом топливе).

Изобретение относится к системе управления летательными аппаратами, а именно к газореактивным системам, и может быть использовано для управления ракетами и реактивными снарядами.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании разгонной двигательной установки (РДУ), обеспечивающей управляемый разгон летательного аппарата (ЛА) воздушного базирования, маршевым двигателем которого является прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), до скорости, обеспечивающей надежный запуск ПВРД.

Изобретение относится к реактивной технике, в частности для создания тяги в двигательных установках. .

Изобретение относится к космической технике и предназначено для обеспечения жизнедеятельности на космических орбитальных станциях (КОС) при длительных полетах. .

Изобретение относится к космической технике, а конкретнее к области проектирования и эксплуатации систем дозаправки жидких продуктов, используемых на длительно действующих космических орбитальных станциях.

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации систем и устройств для перекачки топлива двигательных установок (ДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к системам дренажирования рабочей среды. .

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для выведения на околоземные орбиты как гражданских, так и военных космических аппаратов.

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а более конкретно к газотурбинным приводам, предназначенным для привода ротора турбонасосного агрегата.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к элементам конструкции двигательных установок ракетных блоков
Наверх