Уплотнение вращающегося вала

Изобретение относится к области химического машиностроения и может быть использовано в аппаратах химических производств с механическими перемешивающими устройствами для герметизации вращающихся валов. Уплотнение вращающегося вала содержит корпус уплотнения, соединенный с корпусом аппарата, втулку, установленную на валу, эластичные кольца, расположенные между втулкой и валом, дополнительные уплотнения, установленные между втулкой и корпусом уплотнения, причем податливость дополнительных уплотнений в радиальном направлении больше, чем у эластичных колец, упоры для исключения вращения и осевого перемещения втулки. Во втулке и корпусе уплотнения выполнены каналы для прохода охлаждающей жидкости. Выход охлаждающей жидкости из каналов корпуса уплотнения и вход ее в каналы втулки выполнены между дополнительными уплотнениями. Эластичные кольца выполнены из резины, имеют круглое поперечное сечение и частично покрыты фторопластовой пленкой, расположенной в зоне трения кольца о вал. Изобретение исключает влияние радиального биения вала на долговечность и герметичность уплотнения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области химического машиностроения и может быть использовано в аппаратах химических производств с механическими перемешивающими устройствами для герметизации вращающихся валов.

Известно уплотнение вращающегося вала (Г.В.Макаров. Уплотнительные устройства. Л., 1973, стр.81 (прототип)), содержащее корпус уплотнения, закрепленный на корпусе аппарата, и эластичные кольца круглого поперечного сечения, расположенные между корпусом уплотнения и вращающимся валом.

Недостатками описанного уплотнения являются недостаточные долговечность и герметичность, а также загрязнение среды аппарата продуктами ее термического разложения, образующимися в зоне трения эластичных колец о вращающийся вал.

Перечисленные недостатки обусловлены радиальным биением вала относительно неподвижного корпуса уплотнения вследствие конструктивных зазоров в подшипниках вала. При эксплуатации подшипники изнашиваются, что приводит к увеличению в них зазоров и, следовательно, к дополнительному увеличению радиального биения вала.

Технической задачей изобретения является создание уплотнения вращающегося вала с повышенной долговечностью и герметичностью, способного работать на средах, обладающих высокой проникающей способностью, полимеризующихся, термически неустойчивых.

Поставленная задача решается тем, что в уплотнении вращающегося вала, содержащем корпус уплотнения, соединенный с корпусом аппарата, и эластичные кольца, согласно изобретению на валу установлена втулка, эластичные кольца расположены между валом и втулкой, между втулкой и корпусом уплотнения установлены дополнительные уплотнения, податливость которых в радиальном направлении больше, чем у эластичных колец, во втулке и корпусе уплотнения выполнены каналы для прохода охлаждающей жидкости, причем выход охлаждающей жидкости из каналов корпуса уплотнения и вход ее в каналы втулки расположены между дополнительными уплотнениями, кроме того, уплотнение вращающегося вала снабжено упорами для исключения вращения и осевого перемещения втулки (справка: податливость - величина деформации детали под действием единичной силы) (М.Н.Иванов. Детали машин. М., «Высшая школа», стр.43).

Эластичные кольца выполнены из резины, имеют круглое поперечное сечение и частично покрыты фторопластовой пленкой, расположенной в зоне трения кольца о вал.

Вал выполнен полым и имеет каналы для прохода охлаждающей жидкости.

Уплотнение вращающегося вала, выполненное согласно изобретению, позволяет исключить влияние радиального биения вала на долговечность и герметичность уплотнения.

Указанные особенности изобретения представляют его отличия от прототипа и обусловливают новизну предложения; эти отличия являются существенными, поскольку именно они обеспечивают достижение технического результата, отраженного в технической задаче, и отсутствуют в известных технических решениях.

Сущность изобретения станет более понятным из следующих конкретных примеров его выполнения и прилагаемых чертежей.

На фиг.1 изображен продольный разрез уплотнения вращающегося вала мешалки, установленного на днище корпуса аппарата. Выход охлаждающей жидкости из уплотнения направлен в рабочую среду аппарата. В качестве дополнительных уплотнений установлены кольца резиновые уплотнительные по ГОСТ 9833-73.

На фиг.2 изображен продольный разрез уплотнения вращающегося вала мешалки, установленного на днище корпуса аппарата. Выход охлаждающей жидкости из уплотнения направлен в систему циркуляции через радиальное отверстие в полом вале. В качестве дополнительных уплотнений установлены резиновая мембрана и резиновая армированная манжета по ГОСТ 8752-79.

Уплотнение вала (фиг.1) содержит корпус уплотнения 1, соединенный с корпусом аппарата крепежными деталями. На валу 2 установлена втулка 3, на внутренней и наружной поверхностях которой выполнены канавки, в которых расположены эластичные кольца 4 и 5. Втулка 3 установлена в корпусе уплотнения 1 с зазором. Внутренние кольца 4 контактируют с валом 2, наружные кольца 5 контактируют с корпусом уплотнения 1. Эластичные кольца 4 и 5 выполнены из резины, причем внутренние кольца 4 частично покрыты фторопластовой пленкой, расположенной в зоне трения кольца 4 о вал 2. Диаметр поперечного сечения наружных колец 5 больше, чем диаметр поперечного сечения внутренних колец 4, кроме того, твердость наружных колец 5 меньше, чем твердость внутренних колец 4, что обеспечивает большую податливость наружных колец 5, чем внутренних колец 4. В корпусе уплотнения 1 установлены стопорный болт 6 и упорное кольцо 7 для исключения вращения и осевого перемещения втулки 3. Корпус уплотнения 1 и втулка 3 имеют каналы для прохода охлаждающей жидкости вблизи зоны трения эластичных колец 4 о вал 2 и выхода ее в среду аппарата по отверстию во втулке 3 и далее через кольцевой зазор между втулкой 3 и валом 2 в направлении к мешалке. Выход охлаждающей жидкости из канала корпуса уплотнения 1 и вход ее в канал втулки 3 выполнен между эластичными кольцами 5. Охлаждающая жидкость должна обладать смазывающими свойствами и быть инертной к среде аппарата.

Уплотнение работает следующим образом. Упругодеформированные внутренние кольца 4 центрируют втулку 3 по валу 2. При вращении вала 2 втулка 3 не вращается, но совершает совместно с валом 2 колебательные движения, возникающие от радиального биения вала 2. Так как податливость наружных колец 5 больше, чем внутренних колец 4, то наружные кольца 5 не препятствуют колебательным движениям втулки 3 с валом 2. Наружные кольца 5 работают в режиме циклического изменения своей деформации, но без трения скольжения. Внутренние кольца 4 работают со скольжением по валу 2, но без циклической деформации, что уменьшает их нагрев и износ. Вал 2 не имеет радиального биения относительно втулки 3, поэтому форма кольцевого зазора между ними не изменяется во времени, а его величина постоянна, что создает наилучшие условия для запирания рабочей среды аппарата потоком охлаждающей жидкости, проходящей через кольцевой зазор в направлении к мешалке.

Внутренние кольца 4 контактируют с полированным валом 2 через фторопластовую пленку, что практически исключает загрязнение рабочей среды аппарата продуктами износа вала 2 и кольца 4.

Давление охлаждающей жидкости должно превышать давление рабочей среды в аппарате, чтобы обеспечить ее необходимый расход.

Давление среды в аппарате прижимает втулку 3 к упорному кольцу 7. Стопорный болт 6 исключает вращение втулки 3 относительно оси вала 2.

Если проникновение рабочей среды в зону трения кольца 4 о вал 2 не вызывает ее термического разложения, а поступление охлаждающей жидкости в рабочую среду нежелательно, то необходимо организовать выход охлаждающей жидкости в систему циркуляции через радиальное отверстие в полом вале 2 (фиг.2). Дополнительными уплотнениями являются манжета 5 по ГОСТ 8752-79 и резиновая мембрана 8, соединенная с корпусом уплотнения 1 и втулкой 3 кольцами 9, 10 и крепежными деталями. Кольцо с пазом 7, закрепленное в корпусе уплотнения 1, исключает осевое перемещение втулки от давления среды. Штифт 6, запрессованный в отверстие втулки 3 и расположенный в пазе кольца 7, препятствует вращению втулки 3.

Предлагаемое уплотнение успешно прошло опытную проверку.

1. Уплотнение вращающегося вала, содержащее корпус уплотнения, соединенный с корпусом аппарата, эластичные кольца, отличающееся тем, что на валу установлена втулка, эластичные кольца расположены между валом и втулкой, между втулкой и корпусом уплотнения установлены дополнительные уплотнения, податливость которых в радиальном направлении больше, чем у эластичных колец, во втулке и корпусе уплотнения выполнены каналы для прохода охлаждающей жидкости, причем выход охлаждающей жидкости из каналов корпуса уплотнения и вход ее в каналы втулки расположены между дополнительными уплотнениями, кроме того, уплотнение вращающегося вала снабжено упорами для исключения вращения и осевого перемещения втулки.

2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что эластичные кольца выполнены из резины, имеют круглое поперечное сечение и частично покрыты фторопластовой пленкой, расположенной в зоне трения кольца о вал.

3. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что вал выполнен полым и имеет каналы для прохода охлаждающей жидкости.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области уплотнительной техники. .

Изобретение относится к области уплотнительной техники. .

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уплотнениям штоков, поршней, работающих в условиях высокого давления. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области систем уплотнения для рабочего тела в роторных машинах, и может быть использовано в роторных машинах различного назначения.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разделу уплотнительная техника, и может быть применено в качестве уплотнительного устройства для уплотнения штока поршня или любого другого выдвигающегося цилиндрического элемента или детали, находящихся под давлением жидкой или пастообразной среды, вытекание которой необходимо предотвратить при движении поршня.

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в перегрузочных машинах для ядерных реакторов канального типа. .

Изобретение относится к машинам, силовым установкам, в частности к уплотнениям в силовых установках роторно-поршневого типа. .

Изобретение относится к уплотнительной области техники. .

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к области нефтяного машиностроения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к уплотнительной технике, и может быть использовано в герметизирующих устройствах газовой и гидравлической аппаратуры

Изобретение относится к области уплотнительной техники

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уплотнениям цилиндрических пар

Изобретение относится к устройствам для охлаждения щеточных уплотнений

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники

Изобретение относится к устройствам для уплотнения двух концентрично расположенных поверхностей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для уплотнения зазора между подвижными относительно одна другой деталями, а именно к щеточным уплотнениям

Изобретение относится к области химического машиностроения и может быть использовано для герметизации разъемов вакуумных камер и газораспределительных устройств

Изобретение относится к щелевому уплотнению для герметизации щели между двумя соседними конструкционными элементами

Изобретение относится к уплотнительному устройству для герметизации щели между двумя соседними конструкционными элементами в лопаточных машинах
Наверх