Способ приготовления битумно-каучукового вяжущего

Использование: дорожное строительство и проведение гидроизоляционных работ. Сущность: битум марок БНД (БН) 40/60 или 60/90 доокисляют продувкой воздухом при температуре 200-230°С до необходимой температуры размягчения вяжущего, каучук типа СКС или СКД в виде 12-15%-ного раствора в смеси керосина и мазута в соотношении (0,3-0,4):(0,7-0,6) вводят в доокисленный битум при температуре 180-190°С, после чего при этой же температуре окисление композиции продолжают до получения вяжущего необходимой марки. Технический результат: упрощение технологии, улучшение экологии, получение целевого продукта с высокими физико-химическими свойствами. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов.

Известны способы модификации битума термоэластопластами (блок-сополимерами бутадиена и стирола типа СБС), синтетическими каучуками, мономерами. Указанные полимеры смешивают с битумом в различных пропорциях с добавлением поверхностно-активных веществ или без них. Возможно, предварительное растворение полимера в мягчителе и на последующей стадии компаундирование раствора полимера с горячим вязким битумом. Например, в способе получения полимерно-битумного вяжущего с использованием растворов бутадиена и стирола типа СБС (патент РФ №2038360) в качестве мягчителя для предварительного растворения полимера используется индустриальное масло.

Недостатками рассматриваемых способов модификации битумов является уменьшение теплоустойчивости вследствие наличия разжижителя, недостаточное сцепление с минеральными материалами. Эффективность указанных способов модификации невелика, так как технологический процесс весьма трудоемок, требует специального оборудования. Для повышения сцепления вяжущих, приготавливаемых вышеуказанным способом, с каменным материалом применяют поверхностно-активные добавки, обладающие токсичностью и неприятным запахом.

Наиболее близким к предлагаемому решению является способ приготовления вяжущего для дорожного строительства (авторское свидетельство СССР №1671671, 1991 г.).

Растворение каучуковой крошки размером 0-15 мм проводят в мешалке рамного типа при температуре 60-80°С. В указанном способе (а.с. СССР №1671671) в качестве растворителя каучука применяется смесь сланцевого масла и кубовых остатков пиролизных смол в соотношении (0,5-0,6):(0,5-0,4).

Технологический процесс приготовления раствора каучука по вышеуказанному способу сложен, т.к. требует герметичного оборудования, приспособлений по улавливанию и утилизации вредных выбросов. Это связано с тем, что в состав сланцевого масла и кубовых остатков пиролизных смол входят фенол, бензол, толуол и другие компоненты, характеризующиеся токсичными свойствами.

Целью предлагаемого изобретения является упрощение технологии, снижение энергозатрат и улучшение экологической ситуации при приготовлении раствора каучука, и получение битумно-каучукового вяжущего с повышенными физико-механическими свойствами.

Цель достигается тем, что в способе приготовления битумно-каучукового вяжущего предварительно каучуковую крошку размером 0-15 мм растворяют в керосине и мазуте в соотношении (0,3-0,4):(0,7-0,6) с введением полученного раствора каучука в специально подготовленный битум и последующей продувкой композиции воздухом при температуре окисления 180-190°С.

Растворение каучука по заявляемому способу производится в следующей последовательности: в мешалку подается расчетное количество керосина, нагретого до температуры 60-70°С, затем в керосин подается необходимое количество дробленого каучука (размером 0-15 мм) и он остается в нем в течение 3-4 часов. Затем в мешалку подается мазут из расчета получения 12-15% раствора каучука. После подачи мазута включается мешалка. Время работы мешалки определяется достижением однородности полученного раствора.

При применении вязкого дорожного битума марок БН и БНД подготовка заключается в его обезвоживании и последующим доокислением продувкой воздухом при 200-230°С до необходимой температуры размягчения получаемого вяжущего, а затем в случае необходимости получения композиции с повышенными показателями деформативных свойств введение добавки - полиизобутилена в виде раствора 25% концентрации в индустриальном масле в количестве 1-2% по массе в пересчете на сухое вещество и перемешивание до ее полного растворения.

В подготовленный битум с температурой 180-190°С подают воздух в количестве 1-1,5 л/кг в минуту и порционно вводится раствор каучука в керосине и мазуте. После чего композиция окисляется до готовности.

Сопоставительный анализ в сравнении с прототипом показывает, что предлагаемый способ позволяет отказаться от применения токсичных компонентов и повысить физико-механические свойства вяжущего.

В качестве альтернативы дорожного битума для получения битумно-каучукового вяжущего с высокой температурой размягчения возможно применение строительного битума. Однако применение доокисленного дорожного битума, взамен строительного, позволяет уменьшить энергозатраты на разогрев строительного битума.

Пример реализации способа. Для проведения исследований с целью получения битумно-каучуковых мастик с температурой размягчения 90°С были приняты: бутадиеновый синтетический каучук (СКД) производства Ефремовского завода синтетического каучука, бутадиен-стирольный каучук (СКС) производства ОАО «Воронежсинтезкаучук», керосин по ТУ 38.71-5810-90, мазут по ГОСТ 10585-99, полиизобутилен марки П-200 производства Ефремовского завода СК.

Растворение каучука размером 0-15 мм проводилось в лабораторной мешалке рамного типа емкостью 4 литра. Температура растворения крошки каучука в керосине и мазуте была принята 60-70°С. Растворимость характеризовалась визуально отсутствием нерастворимых частиц каучука на стеклянной палочке, извлеченной из раствора.

В качестве исходного битума для приготовления битумно-каучуковой мастики был принят битум нефтяной дорожный БНД 40/60. В лабораторную окислительную установку подавался указанный битум в объеме 2/3 емкости установки при температуре 200-230°С. Затем включался компрессор с расходом воздуха 1 л/кг/мин и проводилось доокисление битума до достижения температуры размягчения 85-87°С. В доокисленный битум, охлажденный до 185-190°С, вводился полиизобутилен в виде 25% раствора в индустриальном масле в количестве 1,5% по массе в пересчете на сухое вещество и перемешивался в окислительной установке продувкой воздухом до полного растворения последнего. По окончании процесса перемешивания на поверхность улучшенного доокисленного битума порционно в течение 1 часа при продувке воздухом с расходом 1 литр на килограмм композиции в минуту подавался раствор каучука (в керосине и мазуте в соотношении 0,3:0,7 для каучука типа СКС и соответственно 0,4:0,6 для каучука типа СКД) количестве 3% по массе в пересчете на сухое вещество. Окисление композиции производилось при температуре 180-190°С до достижения температуры размягчения мастики 90°С.

Физико-механические свойства битумно-каучуковых мастик на основе синтетических каучуков типа СКД и СКС, приготовленных на доокисленном дорожном битуме марки БНД 40/60 с добавкой полиизобутилена и без него, приведены в таблице.

Таблица
№ п/пНаименование показателейКаучук СКДКаучук СКСМетоды испытаний
Полиизобутилен (1,5%)-Полиизобутилен (1,5%)-
1Глубина проникания иглы, 0,1 мм ГОСТ 11501-78
при 25°С;40304232
при 0°С29173018
2Температура размягчения по КиШ, °С90909090ГОСТ 11506-73
3Растяжимость, см, при ГОСТ 11505-75
25°С18122016
0°С434,53,5
4Температура хрупкости по Фраасу, °С-28-26-29-26ГОСТ 11507-78
5Температура хрупкого разрушения по Фраасу, °С-34-31-37-32ГОСТ 11507-73
6Сцепление с гранитом, контрольный образец (площадь, покрытая битумом после кипячения)№1 (100%)№1 (100%)№1 (100%)№1 (100%)ГОСТ 11508-74 (метод А)
7ОднородностьодноднодноднОСТ 218.010-98
8Интервал пластичности, °С118116119116
9Прочность сцепления с асфальтобетоном при 25°С, МПа0,120,120,120,12ГОСТ 26589-94
10Наличие токсичных компонентов (фенол, бензол, толуол) в воздухе рабочей зонынетнетнетнет

Приведенные в таблице результаты свидетельствуют о том, что полученные мастики обладают высокими физико-механическими показателями и процесс их приготовления экологически безопасен. Введение полиизобутилена в состав мастик позволяет значительно улучшить пластичность вяжущего и повысить величину показателей деформативных свойств.

В качестве альтернативы исходного битума марки БНД 40/60 для получения битумно-каучукового вяжущего с высокой температурой размягчения возможно применение битума марки БНД 60/90, который отличается меньшей величиной температуры размягчения. Однако применение менее вязкого дорожного битума, взамен БНД 40/60, приведет к дополнительным энергозатратам на доокисление исходного битума до необходимого значения температуры размягчения вяжущего.

Приведенный пример показывает, что предлагаемый способ получения битумно-каучукового вяжущего более эффективен и экологически безопасен в сравнении с прототипом.

1. Способ приготовления битумно-каучукового вяжущего для дорожного строительства и проведения гидроизоляционных работ, заключающийся в смешении вязкого нефтяного битума с каучуком в виде раствора, отличающийся тем, что предварительно исходный вязкий битум марок БНД (БН) 40/60 или БНД (БН) 60/90 доокисляют продувкой воздухом при температуре 200-230°С до необходимой температуры размягчения вяжущего, а каучук типа СКС или СКД в виде 12-15%-ного раствора в смеси керосина и мазута в соотношении (0,3-0,4):(0,7-0,6) вводят в доокисленный битум при температуре 180-190°С, после чего при этой же температуре окисление композиции продолжают до получения вяжущего необходимой марки.

2. Способ по п.1 отличающийся тем, что до введения раствора каучука в керосине и мазуте в доокисленном дорожном битуме растворяют полиизобутилен в виде раствора в индустриальном масле 25%-ной концентрации в количестве 1-2% по массе в пересчете на сухое вещество, после чего вводят раствор каучука в керосине и мазуте и окисляют до готовности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области получения герметизирующих композиций на основе битума нефтяного дорожного и полимера, используемых для гидроизоляции в дорожном строительстве.
Изобретение относится к технологии производства строительных материалов и может быть использовано в качестве гидроизоляционных и кровельных мастик. .

Изобретение относится к области нефтедобычи, а также может быть использовано в машиностроительной, приборостроительной и других отраслях промышленности. .

Краска // 2238290
Изобретение относится к лакокрасочным материалам, в частности к краскам на основе битумных материалов, и может найти применение в областях, где требуются материалы с повышенной влагостойкостью, стойкостью к шелушению и растрескиванию.

Изобретение относится к составу антикоррозионной мастики, используемой для защиты металлических поверхностей от атмосферного воздействия. .

Изобретение относится к области строительства, а именно строительства дорожных одежд, и может быть использовано при строительстве дорог, аэродромов, спортивных площадок, а также крыш с использованием битумных вяжущих материалов.

Изобретение относится к области получения герметизирующих композиций на основе битума нефтяного дорожного и полимера, используемых для гидроизоляции в дорожном строительстве.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. .
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов.
Изобретение относится к области промышленного производства битумных материалов на основе нефтяного сырья и полимеров для дорожного строительства, гидроизоляции, герметизации, защиты металлических конструкций и трубопроводов от коррозии, производства рулонных кровельных материалов.
Изобретение относится к технологии производства строительных материалов и может быть использовано в качестве гидроизоляционных и кровельных мастик. .
Изобретение относится к материалам, изменяющим физико-химические и механические свойства компонентов покрытий дорог, мостов и аэродромов. .

Изобретение относится к области приготовления битумных эмульсий и может быть использовано при устройстве безрулонных кровель и гидроизоляционной защиты, в дорожном строительстве в качестве вяжущего для органо-минеральных смесей, холодных асфальтобетонов.
Изобретение относится к получению полиуретаново-битумной композиции, используемой в качестве герметиков, покрытий для гидроизоляционной и противокоррозионной защиты различных поверхностей (бетон, металл и т.п.).
Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства шероховатых слоев дорожных покрытий. .
Наверх