Противопожарный катер

Изобретение относится к судостроению, а именно к пожарным судам. Противопожарный катер содержит корпус, палубную надстройку островного типа, включающую ходовую рубку с пропущенной через нее мачтой-трубой, главную энергетическую установку. По крайней мере, один поворотный лафет с двумя мониторами комплекса пожарных систем установлен на трансформируемой, например, телескопической стойке, которая нижней не выдвижной частью соединена с мачтой-трубой. При этом расстояние от оси поворота лафета в вертикальной плоскости в максимально выдвинутом вверх положении последнего до топа мачты-трубы превышает высоту участка мачты-трубы от ее топа до верхнего перекрытия ходовой рубки. Расстояние от упомянутой оси поворота лафета в максимально выдвинутом вверх положении до средней КВЛ при минимальной загрузке катера не менее чем в 7 раз превышает среднюю минимальную осадку катера. Технический результат заключается в обеспечении возможности катера противостоять значительному крену при работе всех пожарных мониторов в поперечном направлении, повышении мореходности, остойчивости и дальности плавания. 16 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для тушения пожаров как на плавсредствах, так и на объектах на берегу, а также осуществления ограниченных спасательных работ при аварийных ситуациях на море, в порту и на прилегающих территориях.

Из уровня техники известно пожарное судно, которое содержит несколько стволов для создания направленных потоков воды, пожарный насос, установленный на валопроводе, привод и трубопроводы, соединяющие нагнетательную полость насоса со стволами (см. SU 327089, В 63 В 11/08, 26.01.1972).

Также известна противопожарная установка, в состав которой входит понтон с компенсационным резервуаром и резервуаром, заполненным пенообразующей жидкостью, несущая конструкция, водоприемник, насос, система трубопроводов и ствол (см. FR 2448358 А1, А 62 С 29/00, 1979 г.).

Также из уровня техники известен пожарный катер, который содержит подруливающее средство, установленное в носу корпуса, и лафетные стволы, подъемник, по крайней мере, одно подруливающее средство, размещенное в корме корпуса, стабилизирующее средство, включающее исполнительные и управляющие механизмы, и самостабилизирующееся спасательное средство, причем, по крайней мере, один лафетный ствол и спасательное средство закреплены на свободном конце подъемника, исполнительный механизм стабилизирующего средства установлен под основанием подъемника, а управляющий механизм - в корпусе (см. RU 2017512 С1, А 62 С 29/00, 15.08.1994).

Недостатком известных технических решений является то, что они не обеспечивают достаточной надежности и безопасности противопожарной службы.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является повышение надежности и безопасности противопожарной службы морских портов, а также специализированных портов по работе с нефтепродуктами, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, охраны морских нефтяных и газовых промыслов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, а также осуществления ограниченных спасательных работ при аварийных ситуациях на море, в порту и на прилегающих территориях.

Поставленная задача решается за счет того, что противопожарный катер, согласно изобретению, содержит корпус с надстройкой островного типа, включающей ходовую рубку с пропущенной через нее мачтой-трубой, энергетическую установку с главными двигателями и движителями, судовые инженерные системы с дизельгенераторами, обеспечивающие мореходность, общее и целевое функционирование катера, системы жизнеобеспечения с шахтами вентиляции и комплекс противопожарных систем, включающий, по крайней мере, один установленный на трансформируемой, например, телескопической стойке с, по крайней мере, нижней невыдвижной частью поворотный лафет с, по крайней мере, двумя мониторами системы пожаротушения, при этом, по крайней мере, невыдвижная нижняя часть трансформируемой стойки соединена с мачтой-трубой, причем расстояние от оси поворота лафета в вертикальной плоскости в максимально выдвинутом вверх положении последнего до топа мачты-трубы превышает высоту участка мачты-трубы от ее топа до верхнего перекрытия ходовой рубки, а расстояние от упомянутой оси поворота лафета в максимально выдвинутом вверх положении до средней КВЛ при минимальной загрузке катера - водоизмещении порожнем не менее чем в 7 раз превышает среднюю минимальную осадку катера.

Лафет с мониторами системы пожаротушения в максимально выдвинутом вверх положении не менее чем в 1,25 раза может превышать его высотную отметку относительно превышения над КВЛ в собранном положении.

Корпус может быть выполнен сварным металлическим, преимущественно из конструкционных сталей, и содержит стенки, днище, второе дно, верхнюю палубу, а островная надстройка может быть выполнена трехъярусной, причем ходовая рубка расположена в верхнем из них и снабжена иллюминаторами, обеспечивающими панорамный обзор в диапазоне около 360°, а также главными поперечными переборками, разделяющими корпус от днища до верхней водонепроницаемой палубы не менее чем на пять, предпочтительно, на шесть водонепроницаемых отсеков, а второе дно выполнено на части своей площади, а именно в отсеке главных двигателей, по крайней мере, на участке размещения фундаментов под главные двигатели, ассиметрично понижающимся в направлении к корме катера.

Катер может быть выполнен с герметичными выгородками, а также с, по крайней мере, одной цистерной основного запаса топлива вместимостью преимущественно не менее 9,5 м3 и не менее чем двумя расходными топливными цистернами вместимостью каждая не менее 4,5 м3, не менее чем одной цистерной запаса масла, не менее чем одной цистерной запаса пресной воды и не менее чем одной балластной цистерной, а также не менее чем одной цистерной пенообразователя, причем цистерны сосредоточены преимущественно в объеме между днищем и вторым дном, которые в совокупности с герметичными выгородками образуют ограждения упомянутых цистерн, а цистерны для запаса пресной воды, пенообразователя и балластная цистерна сосредоточены преимущественно в нижней части жилых отсеков, а цистерны с горючим и маслом размещены на минимальном расстоянии от главных двигателей и дизельгенераторов в междонном объеме соответствующих отсеков.

По крайней мере, основные конструктивные элементы корпуса и надстройки - палубы, борта, днище, второе дно, профильные и листовые конструкции надстройки, основные фундаменты и подкрепления под главные и вспомогательные механизмы могут быть выполнены, преимущественно, из профильной и листовой сталей, причем для листовых элементов толщиной ≥5 мм предпочтительна сталь марки D40S, для листовых элементов толщиной 4 мм и погонажных профилей предпочтительна сталь марки A40S с пределом текучести σт=390 МПа.

Конструкции главных поперечных переборок, выгородок, шахт вентиляции и конструкции надстройки с толщиной элементов не более 3 м могут быть выполнены преимущественно из стали марки Ст.3 п.2 по ГОСТ 380-94 с пределом текучести σт=235 МПа, а опорные поверхности фундаментов и образующие их элементы могут быть выполнены предпочтительно из углеродистой толстолистовой стали марки Ст.3 п.4 с пределом текучести σт=235 МПа.

Корпус катера может быть выполнен с коротким баком, при этом днище, второе дно и верхняя палуба предпочтительно могут быть выполнены по продольной системе набора со шпацией 350 и 300 мм, а борта, бак и надстройки могут быть выполнены предпочтительно по поперечной системе набора со шпацией 500 мм.

Корпус может быть снабжен форштевнем, горизонтальными и скуловыми килями, при этом горизонтальный киль может быть выполнен протяженностью от 2-х до 70 шпаций толщиной не менее 6 мм, скуловые кили могут быть установлены по бортам и могут быть выполнены толщиной не менее 5 мм, а форштевень может быть выполнен сварным из стальных элементов толщиной 14-16 мм с брештуками.

В набор днища могут быть включены вертикальный киль, стрингеры, флоры и продольные ребра жесткости из полособульбового профиля, причем днищевые стрингеры могут быть выполнены преимущественно толщиной 4 мм со стойками полособульбового профиля, флоры могут быть выполнены непроницаемыми и проницаемыми преимущественно толщиной 4 мм, непроницаемые флоры могут быть установлены для образования непроницаемых отсеков второго дна, в том числе под каждой главной поперечной переборкой, и могут быть снабжены вертикальными ребрами жесткости, проницаемые флоры у вырезов могут быть подкреплены вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости или обделочными поясками, наружная обшивка может быть выполнена толщиной 4-5 мм и может быть подкреплена продольными ребрами жесткости полособульбового профиля, борта могут быть усилены поперечными связями из полособульбовых профилей.

Верхняя палуба может быть выполнена из настила толщиной предпочтительно 10 мм, подкрепленного карлингсами и бимсами, которые могут быть выполнены из сварных тавровых профилей, продольные связи основного направления могут быть выполнены из полособульбовых профилей.

Второе дно может быть образовано настилом толщиной преимущественно 4 мм, который подкреплен продольными связями палуб, при этом, по крайней мере, продольные связи второго дна могут быть выполнены из полособульбовых профилей, а главные поперечные переборки могут быть выполнены из листов преимущественно толщиной 3 мм, укрепленных стойками из полособульбовых профилей, которые могут быть установлены преимущественно через 400 мм и могут быть увязаны с расположением продольных связей палуб, кроме того, выгородки и шахты вентиляции, входящие в состав объединяемых и/или подкрепляемых ими основных конструкций корпуса, могут быть выполнены преимущественно из гофрированных листов толщиной 2 мм, предпочтительно с гофрами высотой 60 мм и шагом 300 мм.

Надстройки и конструкции на верхней палубе могут содержать рамные связи из сварных тавровых профилей, балки основного направления предпочтительно из полособульбовых профилей, стенки и настилы преимущественно толщиной 3-4 мм.

Подкрепления и фундаменты, по крайней мере, под главные двигатели могут быть выполнены в виде коробчатых фундаментов из продольных и поперечных стенок преимущественно толщиной 6-10 мм, подкрепленных ребрами жесткости, дополнительными стрингерами толщиной преимущественно не менее 4 мм и опорными листами толщиной до 20 мм.

На катере может быть установлено рулевое устройство из двух балансирных рулей и двух электрогидравлических рулевых машин, каждая из которых укомплектована не менее чем двумя насосными агрегатами, установленными на ее приводе с обеспечением возможности поворота рулей с борта на борт на максимальный угол поворота за период не более 25 секунд при полной скорости переднего хода.

Катер может быть снабжен, по крайней мере, одним становым якорем повышенной держащей силы массой не менее 430 кг, который в поднятом положении убран в клюз, при этом якорная цепь для станового якоря может быть принята повышенной прочности калибра не менее 20,5 мм и длиной предпочтительно не менее 175 м, для хранения которой на катере может быть установлен цепной ящик с устройством, обеспечивающим самоукладку цепей, а для крепления якоря по-походному может быть предусмотрен цепной стопор, кроме того, для подъема и отдачи на верхней палубе в носу катера может быть выполнен брашпиль с электрогидравлическим приводом и электронасосным агрегатом, при этом для крепления и экстренной отдачи якорной цепи в цепном ящике может быть установлено исполнительное устройство с дистанционным приводом, управление которым может быть выведено на верхнюю палубу в зону управления брашпилем.

Катер может быть оборудован набором спасательных средств и шлюпочным комплексом, причем в состав спасательных средств входят не менее четырех спасательных надувных плотов вместимостью предпочтительно не менее чем по 25 человек каждый, плоты могут быть закреплены на устройствах, обеспечивающих их быстрый сброс, кроме того, в комплект входят не менее восьми спасательных кругов, в том числе, по крайней мере, часть кругов могут быть снабжены плавучими линями и, по крайней мере, часть - светящимися буйками и/или дымовыми машинами, в состав шлюпочного комплекса входит не менее чем одна шлюпка, например, из стеклопластика с подвесным мотором и электрические кран-балки, оборудованные для спуска шлюпки на правый и левый борта, кроме того, катер может быть снабжен подруливающим устройством мощностью предпочтительно не менее 55 кВт, смонтированным в трубе в носовой оконечности катера.

Комплекс систем пожаротушения может включать не менее трех главных мониторов установок тушения пожара, например, типа "Пурга", не менее двух из которых могут быть установлены на поворотном лафете на трансформируемой опоре с телескопической стойкой с оптимальным рабочим расходом предпочтительно не менее 5000 л/мин, возможной дальностью подачи струи воды и пены не менее чем на 90 м - один монитор, например, типа "Пурга- 90" и не менее двух мониторов типа "Пурга 330 м" с расходом предпочтительно не менее 20000 л/мин с возможной рабочей дальностью подачи предпочтительно не менее 120-230 м и с высотой подачи до 50 м и более, кроме того, в комплекс систем пожаротушения входят не менее чем две раздаточных колонки на верхней палубе, система водяной или пенной завесы самозащиты и предпочтительно не менее четырех мониторов типа УКТП "Пурга 10", выполненных с возможностью подачи около 600 л/мин воды каждый для создания перед катером на поверхности воды чистой зоны размером около 40×60 м; кроме того, в комплекс входит система водяного пожаротушения, предназначенная преимущественно для самозащиты и выполненная с возможностью подачи воды к пожарным рожкам, переносным пенным установкам, к эжекторным осушителям водяного орошения наружных стенок рубки и в смонтированные на катере самозащитную систему водяной завесы, спринклерную и балластную системы, на обмыв якорной цепи и клюза и обмыв палубы, для чего система включает не менее двух самовсасывающих пожарных осушительных электронасосов с подачей воды предпочтительно не менее 25 м3/ч каждый при напоре не менее 60 м водяного столба, кроме того, в комплекс входят оборудованная на катере система водяных завес, предназначенная для защиты катера от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте и работающая от двух смонтированных на катере главных пожарных насосов с резервной подачей воды от системы водяного пожаротушения, система водяных завес предпочтительно разделена не менее чем на два участка - по левому и правому борту, смонтированная на катере упоминавшаяся спринклерная система состоит не менее чем из трех секций по числу палуб надстройки, а также выполнено автоматическое включение спринклерной системы от температурных датчиков оросителей с пороговым значением, например, +68°С; смонтированная на катере система подачи пенообразователя выполнена с возможностью подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных пожарных насосов и автоматическим перемешиванием в струе с получением качественной пены для пожаротушения, для этого в системе задействованы не менее чем два электронасоса, обеспечивающие при необходимости подачу не менее 100 м3/ч при напоре 20 м водяного столба с применением автоматических дозаторов, в состав смонтированных на катере систем обслуживания механизмов, устройств управления и жизнеобеспечения входит также электрогидравлическая система, предназначенная для привода дистанционного управления.

Технический результат, обеспечиваемый заявленной конструкцией противопожарного катера, заключается в повышении надежности и безопасности противопожарной службы морских портов, а также специализированных портов по работе с нефтепродуктами, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, охраны морских нефтяных и газовых промыслов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, а также осуществления ограниченных спасательных работ при аварийных ситуациях на море, в порту и на прилегающих территориях за счет обеспечения возможности повышения дальности плавания и мореходных качеств, при волнениях моря до 7 баллов, а также остойчивости, выживаемости и возможности противостоять значительному крену при работе всех пожарных мониторов в поперечном направлении, достигаемых конструктивным выполнением используемого комплекса противопожарных систем и соотношением параметров крепления элементов поворотного лафета относительно элементов корпуса катера и минимальной осадки катера.

Экспериментально установлено, что в случае, если расстояние от упомянутой оси поворота лафета в максимально выдвинутом вверх положении до средней КВЛ при минимальной загрузке катера - водоизмещении порожнем менее чем в 7 раз превышает среднюю минимальную осадку катера, то имеет место снижение эффективности пожаротушения расположенными на лафете мониторами, т.к. уменьшается радиус, доступный для тушения пожаров водой и/или пеной. Именно указанное в формуле превышение (не менее чем в 7 раз) позволяет наиболее успешно производить пожаротушение с использованием противопожарного катера на суднах с высокими бортами.

Тоже относится и к превышению высотной отметки лафета с мониторами системы пожаротушения в максимально выдвинутом вверх положении относительно его высотной отметки над КВЛ в собранном положении.

Приведенные в зависимых пунктах формулы экспериментально выявленные оптимальные интервалы некоторых величин касаются конкретизации формы выполнения элементов изобретения и позволяют получить при любом сочетании признаков в указанных пределах в совокупности с признаками, приведенными в пункте 1 формулы, один и тот же технический результат, обеспечиваемый совокупностью существенных признаков, приведенной в независимом пункте формулы без ограничения объема этой совокупности, и в достаточной степени раскрывают выполнение изобретения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - противопожарный катер, разрез по диаметральной плоскости;

на фиг.2 - то же, вид сбоку;

на фиг.3 - то же, вид сверху.

Противопожарный катер 1 содержит корпус 2 с надстройкой 3 островного типа, включающей ходовую рубку 4 с пропущенной через нее мачтой-трубой 5, энергетическую установку 6 с движителем 7, судовые инженерные системы, обеспечивающие мореходность, общее и целевое функционирование катера 1, системы жизнеобеспечения 8 и комплекс противопожарных систем 9, включающий не менее одного установленного на трансформируемой, например, телескопической стойке 10 поворотного лафета 11 с, по крайней мере, двумя мониторами 12 системы пожаротушения 8. При этом, по крайней мере, невыдвижная нижняя часть 13 трансформируемой стойки 10 соединена с мачтой-трубой 5, причем расстояние от оси 14 поворота лафета 11 в вертикальной плоскости в максимально выдвинутом вверх положении последнего до топа 15 мачты-трубы 5 выполнено превышающим высоту участка мачты-трубы 5 от ее топа 15 до верхнего перекрытия 16 ходовой рубки 3, а расстояние от упомянутой оси 14 поворота лафета 11 в максимально выдвинутом вверх положении до средней КВЛ (конструктивной ватерлинии) при минимальной загрузке катера 1 - водоизмещении порожнем не менее чем в 7 раз превышает среднюю минимальную осадку катера 1.

Лафет 11 с мониторами 12 системы пожаротушения 8 в максимально выдвинутом вверх положении не менее чем в 1,25 раза превышает его высотную отметку (на чертежах не показано) относительно превышения над КВЛ в собранном положении.

Корпус 2 выполнен сварным металлическим, преимущественно из конструкционных сталей, и содержит стенки 17, днище 18, второе дно 19, верхнюю палубу 20, а островная надстройка 2 выполнена трехъярусной, причем ходовая рубка 3 расположена в верхнем из них и снабжена иллюминаторами 21, обеспечивающими панорамный обзор в диапазоне около 360°.

Корпус 2 от днища 18 до верхней водонепроницаемой палубы 20 разделен главными поперечными переборками 22 на шесть водонепроницаемых отсеков 23. Второе дно 19 выполнено на части своей площади, а именно в отсеке 23 главных двигателей 24, на участке размещения фундаментов 25 под главные двигатели 24, ассиметрично понижающимся в направлении к корме 26 катера 1.

Катер 1 выполнен с, по крайней мере, одной цистерной (на чертежах не показано) основного запаса топлива вместимостью преимущественно не менее 9,5 м3 и не менее чем двумя расходными топливными цистернами (на чертежах условно не показано) вместимостью каждая не менее 4,5 м3, не менее чем одной цистерной (на чертежах не показано) запаса масла, не менее чем одной цистерной (на чертежах не показано) запаса пресной воды и не менее чем одной балластной цистерной (на чертежах условно не показано), а также не менее чем одной цистерной (на чертежах не показано) пенообразователя, причем цистерны сосредоточены преимущественно в объеме между днищем 18 и вторым дном 19, которые в совокупности с герметичными выгородками 27 образуют ограждения упомянутых цистерн, а цистерны (на чертежах не показано) для запаса пресной воды, пенообразователя и балластная цистерна (на чертежах не показано) сосредоточены преимущественно в нижней части жилых отсеков 23. А цистерны с горючим и маслом размещены на минимальном расстоянии от главных двигателей 24 и дизельгенераторов 28 в междонном объеме соответствующих отсеков 23.

По крайней мере, основные конструктивные элементы корпуса 2 и надстройки 3 - палубы 20 и 29, борта 30, днище 18, второе дно 19, профильные и листовые конструкции надстройки 3, основные фундаменты 25 и подкрепления под главные и вспомогательные механизмы выполнены, преимущественно, из профильной и листовой сталей. Для листовых элементов толщиной ≥5 мм предпочтительна сталь марки D40S, для листовых элементов толщиной 4 мм и погонажных профилей предпочтительна сталь марки A40S с пределом текучести σт=390 МПа.

Конструкции главных поперечных переборок 22, выгородок 27, шахт вентиляции 31 и конструкции надстройки 3 с толщиной элементов не более 3 м выполнены преимущественно из стали марки Ст.3 п.2 по ГОСТ 380-94 с пределом текучести σт=235 МПа. А опорные поверхности фундаментов 25 и образующие их элементы выполнены предпочтительно из углеродистой толстолистовой стали марки Ст.3 п.4 с пределом текучести σт=235 МПа.

Корпус 2 катера 1 выполнен с коротким баком 32. Днище 18, второе дно 19 и верхняя палуба 20 предпочтительно выполнены по продольной системе набора со шпацией 350 и 300 мм, а борта 30, бак 32 и надстройки 3 выполнены предпочтительно по поперечной системе набора со шпацией 500 мм.

Корпус 2 снабжен форштевнем 33, горизонтальными (на чертежах не показано) и скуловыми килями (на чертежах не показано), при этом горизонтальный киль выполнен протяженностью от 2-х до 70 шпаций толщиной не менее 6 мм, скуловые кили установлены по бортам 30 и выполнены толщиной не менее 5 мм, а форштевень 33 выполнен сварным из стальных элементов толщиной 14-16 мм с брештуками.

В набор днища 18 включены вертикальный киль (на чертежах условно не показано), стрингеры (на чертежах не показано), флоры (не показано) и продольные ребра жесткости (не показано) из полособульбового профиля. Днищевые стрингеры (не показано) выполнены преимущественно толщиной 4 мм со стойками полособульбового профиля. Флоры (не показано) выполнены непроницаемыми и проницаемыми преимущественно толщиной 4 мм. Непроницаемые флоры (не показано) установлены для образования непроницаемых отсеков (на чертежах не показано) второго дна 19, в том числе под каждой главной поперечной переборкой 22, и снабжены вертикальными ребрами жесткости (на чертежах условно не показано). Проницаемые флоры (не показано) у вырезов подкреплены вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости (на чертежах не показано) или обделочными поясками (не показано). Наружная обшивка 34 выполнена толщиной 4-5 мм и подкреплена продольными ребрами жесткости (не показано) полособульбового профиля, борта 30 усилены поперечными связями (не показано) из полособульбовых профилей.

Верхняя палуба 20 выполнена из настила толщиной предпочтительно 10 мм, подкрепленного карлингсами (не показано) и бимсами (на чертежах не показано), которые выполнены из сварных тавровых профилей, продольные связи (не показано) основного направления выполнены из полособульбовых профилей.

Второе дно 19 образовано настилом толщиной преимущественно 4 мм, который подкреплен продольными связями (не показано) палуб, при этом, по крайней мере, продольные связи второго дна 19 выполнены из полособульбовых профилей. Главные поперечные переборки 22 выполнены из листов преимущественно толщиной 3 мм, укрепленных стойками (на чертежах условно не показано) из полособульбовых профилей, которые установлены преимущественно через 400 мм и увязаны с расположением продольных связей (не показано) палуб. Кроме того, выгородки 27 и шахты вентялиции 30, входящие в состав объединяемых и/или подкрепляемых ими основных конструкций корпуса 2, выполнены преимущественно из гофрированных листов (на чертежах не показано) толщиной 2 мм, предпочтительно с гофрами высотой 60 мм и шагом 300 мм.

Надстройки 3 и конструкции на верхней палубе 20 содержат рамные связи (на чертежах не показано) из сварных тавровых профилей, балки (на чертежах не показано) основного направления предпочтительно из полособульбовых профилей, стенки 35 и настилы 36 преимущественно толщиной 3-4 мм.

Подкрепления (на чертежах не показано) и фундаменты 25, по крайней мере, под главные двигатели 24 выполнены в виде коробчатых фундаментов из продольных и поперечных стенок преимущественно толщиной 6-10 мм, подкрепленных ребрами жесткости, дополнительными стрингерами толщиной преимущественно не менее 4 мм и опорными листами толщиной до 20 мм.

На катере 1 установлено рулевое устройство 37 из двух балансирных рулей 38 и двух электрогидравлических рулевых машин 39, каждая из которых укомплектована не менее чем двумя насосными агрегатами (на чертежах не показано), установленными на ее приводе с обеспечением возможности поворота рулей 38 с борта на борт на максимальный угол поворота за период не более 25 секунд при полной скорости переднего хода.

Катер 1 снабжен, по крайней мере, одним становым якорем 40 повышенной держащей силы массой не менее 430 кг, который в поднятом положении убран в клюз 41. Якорная цепь (на чертежах условно не показано) для станового якоря 40 принята повышенной прочности калибра не менее 20,5 мм и длиной предпочтительно не менее 175 м, для хранения которой на катере 1 установлен цепной ящик с устройством (на чертежах условно не показано), обеспечивающим самоукладку цепей. А для крепления якоря 40 по-походному предусмотрен цепной стопор (на чертежах не показано). Для подъема и отдачи на верхней палубе 20 в носу катера 1 выполнен брашпиль 42 с электрогидравлическим приводом (на чертежах не показано) и электронасосным агрегатом. Для крепления и экстренной отдачи якорной цепи в цепном ящике (не показано) установлено исполнительное устройство (на чертежах не показано) с дистанционным приводом, управление которым выведено на верхнюю палубу 20 в зону управления брашпилем 42.

Катер 1 оборудован набором спасательных средств, в состав которых входят не менее четырех спасательных надувных плотов 43, и шлюпочным комплексом 44. Вместимость спасательных плотов 43 предпочтительно не менее чем по 25 человек каждый. Плоты 43 закреплены на устройствах 45, обеспечивающих их быстрый сброс. Кроме того, в комплект спасательных средств входят не менее восьми спасательных кругов (на чертежах условно не показано), в том числе, по крайней мере, часть кругов снабжены плавучими линями и, по крайней мере, часть - светящимися буйками и/или дымовыми машинами. В состав шлюпочного комплекса 44 входит не менее чем одна шлюпка 46, например, из стеклопластика с подвесным мотором (на чертежах условно не показано) и электрические кран-балки 47, оборудованные для спуска шлюпки 46 на правый и левый борта 30. Катер 1 снабжен подруливающим устройством 48 мощностью предпочтительно не менее 55 кВт, смонтированным в трубе 49 в носовой оконечности 50 катера 1.

Комплекс систем пожаротушения 8 включает не менее трех главных мониторов 12 установок тушения пожара, например, типа "Пурга", не менее двух из которых установлены на поворотном лафете 11 на трансформируемой опоре с телескопической стойкой 10 с оптимальным рабочим расходом предпочтительно не менее 5000 л/мин, возможной дальностью подачи струи воды и пены не менее чем на 90 м - один монитор, например, типа "Пурга-90" и не менее двух мониторов типа "Пурга 330 м" с расходом предпочтительно не менее 20000 л/мин с возможной рабочей дальностью подачи предпочтительно не менее 120-230 м и с высотой подачи до 50 м и более.

Кроме того, в комплекс систем пожаротушения 8 входят не менее чем две раздаточных колонки (на чертежах условно не показано) на верхней палубе 20, система водяной или пенной завесы (на чертежах не показано) самозащиты и предпочтительно не менее четырех мониторов 51 типа УКТП "Пурга 10", выполненных с возможностью подачи около 600 л/мин воды каждый для создания перед катером 1 на поверхности воды чистой зоны размером около 40×60 м.

Также в комплекс 8 входит система водяного пожаротушения, предназначенная преимущественно для самозащиты и выполненная с возможностью подачи воды к пожарным рожкам (на чертежах условно не показано), переносным пенным установкам (на чертежах не показано), к эжекторным осушителям (на чертежах условно не показано) водяного орошения наружных стенок рубки 4 и в смонтированные на катере 1 самозащитную систему (на чертежах условно не показано) водяной завесы, спринклерную и балластную системы (на чертежах не показано), на обмыв якорной цепи (на чертежах не показано) и клюза 41 и обмыв палубы 20, для чего система включает не менее двух самовсасывающих пожарных осушительных электронасосов (на чертежах не показано) с подачей воды предпочтительно не менее 25 м3/ч каждый при напоре не менее 60 м водяного столба.

В комплекс, кроме того, входят оборудованная на катере 1 система водяных завес (на чертежах не показано), предназначенная для защиты катера 1 от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте и работающая от двух смонтированных на катере 1 главных пожарных насосов 52 с резервной подачей воды от системы водяного пожаротушения.

Система водяных завес предпочтительно разделена не менее чем на два участка - по левому и правому борту.

Смонтированная на катере 1 упоминавшаяся спринклерная система (на чертежах не показано) состоит не менее чем из трех секций по числу палуб 53 надстройки 3, а также выполнено автоматическое включение спринклерной системы от температурных датчиков оросителей с пороговым значением, например, +68°С.

Смонтированная на катере 1 система подачи пенообразователя (на чертежах не показано) выполнена с возможностью подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных пожарных насосов 52 и автоматическим перемешиванием в струе с получением качественной пены для пожаротушения. Для этого в системе задействованы не менее чем два электронасоса (на чертежах не показано), обеспечивающие при необходимости подачу не менее 100 м3/ч при напоре 20 м водяного столба с применением автоматических дозаторов (на чертежах не показано).

В состав смонтированных на катере 1 систем обслуживания механизмов, устройств управления и жизнеобеспечения входит также электрогидравлическая система (на чертежах условно не показано), предназначенная для привода дистанционного управления.

1. Противопожарный катер, характеризующийся тем, что он содержит корпус с надстройкой островного типа, включающей ходовую рубку с пропущенной через нее мачтой-трубой, энергетическую установку с главными двигателями и движителями, судовые инженерные системы с дизель-генераторами, обеспечивающие мореходность, общее и целевое функционирование катера, системы жизнеобеспечения с шахтами вентиляции и комплекс противопожарных систем, включающий, по крайней мере, один установленный на трансформируемой, например телескопической, стойке с, по крайней мере, нижней невыдвижной частью поворотный лафет с, по крайней мере, двумя мониторами системы пожаротушения, при этом, по крайней мере, невыдвижная нижняя часть трансформируемой стойки соединена с мачтой-трубой, причем расстояние от оси поворота лафета в вертикальной плоскости в максимально выдвинутом вверх положении последнего до топа мачты-трубы превышает высоту участка мачты-трубы от ее топа до верхнего перекрытия ходовой рубки, а расстояние от упомянутой оси поворота лафета в максимально выдвинутом вверх положении до средней КВЛ при минимальной загрузке катера - водоизмещении порожнем не менее чем в 7 раз превышает среднюю минимальную осадку катера.

2. Противопожарный катер по п.1, отличающийся тем, что лафет с мониторами системы пожаротушения в максимально выдвинутом вверх положении не менее чем в 1,25 раза превышает его высотную отметку относительно превышения над КВЛ в собранном положении.

3. Противопожарный катер по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен сварным металлическим преимущественно из конструкционных сталей и содержит стенки, днище, второе дно, верхнюю палубу, главные поперечные переборки, разделяющие корпус от днища до верхней водонепроницаемой палубы не менее чем на пять, предпочтительно на шесть, водонепроницаемых отсеков, а второе дно выполнено на части своей площади, а именно в отсеке главных двигателей, по крайней мере, на участке размещения фундаментов под главные двигатели, асимметрично понижающемся в направлении к корме катера, а островная надстройка выполнена трехъярусной, причем ходовая рубка расположена в верхнем из них и снабжена иллюминаторами, обеспечивающими панорамный обзор в диапазоне около 360°.

4. Противопожарный катер по п.3, отличающийся тем, что катер выполнен с герметичными выгородками, а также, по крайней мере, одной цистерной основного запаса топлива вместимостью преимущественно не менее 9,5 м3 и не менее чем двумя расходными топливными цистернами вместимостью каждая не менее 4,5 м3, не менее чем одной цистерной запаса масла, не менее чем одной цистерной запаса пресной воды и не менее чем одной балластной цистерной, а также не менее чем одной цистерной пенообразователя, причем цистерны сосредоточены преимущественно в объеме между днищем и вторым дном, которые в совокупности с герметичными выгородками образуют ограждения упомянутых цистерн, а цистерны для запаса пресной воды, пенообразователя и балластная цистерна сосредоточены преимущественно в нижней части жилых отсеков, а цистерны с горючим и маслом размещены на минимальном расстоянии от главных двигателей и дизель-генераторов в междонном объеме соответствующих отсеков.

5. Противопожарный катер по любому из пп.1 и 3, отличающийся тем, что, по крайней мере, основные конструктивные элементы корпуса и надстройки - палубы, борта, днище, второе дно, профильные и листовые конструкции надстройки, основные фундаменты и подкрепления под главные и вспомогательные механизмы выполнены преимущественно из профильной и листовой сталей, причем для листовых элементов толщиной >5 мм предпочтительна сталь марки D40S, для листовых элементов толщиной 4 мм и погонажных профилей - предпочтительна сталь марки A40S с пределом текучести σТ=390 МПа.

6. Противопожарный катер по 4, отличающийся тем, что конструкции главных поперечных переборок, выгородок, шахт вентиляции и конструкции надстройки с толщиной элементов не более 3 мм выполнены преимущественно из стали марки Ст.3 п.2 по ГОСТ 380-94 с пределом текучести σТ=235 МПа, а опорные поверхности фундаментов и образующие их элементы выполнены предпочтительно из углеродистой толстолистовой стали марки Ст.3 п.4 с пределом текучести σТ=235 МПа.

7. Противопожарный катер по п.3, отличающийся тем, что корпус катера выполнен с коротким баком, при этом днище, второе дно и верхняя палуба предпочтительно выполнены по продольной системе набора со шпацией 350 и 300 мм, а борта, бак и надстройки выполнены предпочтительно по поперечной системе набора со шпацией 500 мм.

8. Противопожарный катер по п.1, отличающийся тем, что корпус снабжен форштевнем, горизонтальными и скуловыми килями, при этом горизонтальный киль выполнен протяженностью от 2 до 70 шпаций толщиной не менее 6 мм, скуловые кили установлены по бортам и выполнены толщиной не менее 5 мм, а форштевень выполнен сварным из стальных элементов толщиной 14-16 мм с брештуками.

9. Противопожарный катер по п.3, отличающийся тем, что в набор днища включены вертикальный киль, стрингеры, флоры и продольные ребра жесткости из полособульбового профиля, причем днищевые стрингеры выполнены преимущественно толщиной 4 мм со стойками полособульбового профиля, флоры выполнены непроницаемыми и проницаемыми преимущественно толщиной 4 мм, непроницаемые флоры установлены для образования непроницаемых отсеков второго дна, в том числе под каждой главной поперечной переборкой, и снабжены вертикальными ребрами жесткости, проницаемые флоры у вырезов подкреплены вертикальными и горизонтальными ребрами жесткости или обделочными поясками, наружная обшивка выполнена толщиной 4-5 мм и подкреплена продольными ребрами жесткости полособульбового профиля, борта усилены поперечными связями из полособульбовых профилей.

10. Противопожарный катер по п.3, отличающийся тем, что верхняя палуба выполнена из настила толщиной предпочтительно 10 мм, подкрепленного карлингсами и бимсами, которые выполнены из сварных тавровых профилей, продольные связи основного направления выполнены из полособульбовых профилей.

11. Противопожарный катер по п.3, отличающийся тем, что второе дно образовано настилом толщиной преимущественно 4 мм, который подкреплен продольными связями палуб, при этом, по крайней мере, продольные связи второго дна выполнены из полособульбовых профилей, а главные поперечные переборки выполнены из листов преимущественно толщиной 3 мм, укрепленных стойками из полособульбовых профилей, которые установлены преимущественно через 400 мм и увязаны с расположением продольных связей палуб, кроме того, выгородки и шахты вентиляции, входящие в состав объединяемых и/или подкрепляемых ими основных конструкций корпуса, выполнены преимущественно из гофрированных листов толщиной 2 мм, предпочтительно с гофрами высотой 60 мм и шагом 300 мм.

12. Противопожарный катер по п.3, отличающийся тем, что надстройки и конструкции на верхней палубе содержат рамные связи из сварных тавровых профилей, балки основного направления предпочтительно из полособульбовых профилей, стенки и настилы преимущественно толщиной 3-4 мм.

13. Противопожарный катер по п.3, отличающийся тем, что подкрепления и фундаменты, по крайней мере, под главные двигатели выполнены в виде коробчатых фундаментов из продольных и поперечных стенок преимущественно толщиной 6-10 мм, подкрепленных ребрами жесткости, дополнительными стрингерами толщиной преимущественно не менее 4 мм и опорными листами толщиной до 20 мм.

14. Противопожарный катер по п.1, отличающийся тем, что на катере установлено рулевое устройство из двух балансирных рулей и двух электрогидравлических рулевых машин, каждая из которых укомплектована не менее чем двумя насосными агрегатами, установленными на ее приводе с обеспечением возможности поворота рулей с борта на борт на максимальный угол поворота за период не более 25 с при полной скорости переднего хода.

15. Противопожарный катер по п.1, отличающийся тем, что катер снабжен, по крайней мере, одним становым якорем повышенной держащей силы массой не менее 430 кг, который в поднятом положении убран в клюз, при этом якорная цепь для станового якоря принята повышенной прочности калибра не менее 20,5 мм и длиной предпочтительно не менее 175 м, для хранения которой на катере установлен цепной ящик с устройством, обеспечивающим самоукладку цепей, а для крепления якоря по-походному предусмотрен цепной стопор, кроме того, для подъема и отдачи на верхней палубе в носу катера выполнен брашпиль с электрогидравлическим приводом и электронасосным агрегатом, при этом для крепления и экстренной отдачи якорной цепи в цепном ящике установлено исполнительное устройство с дистанционным приводом, управление которым выведено на верхнюю палубу в зону управления брашпилем.

16. Противопожарный катер по п.1, отличающийся тем, что катер оборудован набором спасательных средств и шлюпочным комплексом, причем в состав спасательных средств входят не менее четырех спасательных надувных плотов вместимостью предпочтительно не менее чем по 25 человек каждый, плоты закреплены на устройствах, обеспечивающих их быстрый сброс, кроме того, в комплект входят не менее восьми спасательных кругов, в том числе, по крайней мере, часть кругов снабжена плавучими линями и, по крайней мере, часть - светящимися буйками и/или дымовыми машинами, в состав шлюпочного комплекса входит не менее чем одна шлюпка, например, из стеклопластика с подвесным мотором и электрические кран-балки, оборудованные для спуска шлюпки на правый и левый борта, кроме того, катер снабжен подруливающим устройством мощностью предпочтительно не менее 55 кВт, смонтированным в трубе в носовой оконечности катера.

17. Противопожарный катер по п.1, отличающийся тем, что комплекс систем пожаротушения включает не менее трех главных мониторов установок тушения пожара, например, типа "Пурга", не менее двух из которых установлены на поворотном лафете на трансформируемой опоре с телескопической стойкой с оптимальным рабочим расходом предпочтительно не менее 5000 л/мин, возможной дальностью подачи струи воды и пены не менее чем на 90 м - один монитор, например, типа "Пурга-90" и не менее двух мониторов типа "Пурга 330 м" с расходом предпочтительно не менее 20000 л/мин с возможной рабочей дальностью подачи предпочтительно не менее 120-230 м и с высотой подачи до 50 м и более, кроме того, в комплекс систем пожаротушения входят не менее чем две раздаточные колонки на верхней палубе, система водяной или пенной завесы самозащиты и предпочтительно не менее четырех мониторов типа УКТП "Пурга 10", выполненных с возможностью подачи около 600 л/мин воды каждый для создания перед катером на поверхности воды чистой зоны размером около 40×60 м; кроме того, в комплекс входит система водяного пожаротушения, предназначенная преимущественно для самозащиты и выполненная с возможностью подачи воды к пожарным рожкам, переносным пенным установкам, к эжекторным осушителям водяного орошения наружных стенок рубки и в смонтированные на катере самозащитную систему водяной завесы, спринклерную и балластную системы, на обмыв якорной цепи и клюза и обмыв палубы, для чего система включает не менее двух самовсасывающих пожарных осушительных электронасосов с подачей воды предпочтительно не менее 25 м3/ч каждый при напоре не менее 60 м вод. ст., кроме того, в комплекс входят оборудованная на катере система водяных завес, предназначенная для защиты катера от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте и работающая от двух смонтированных на катере главных пожарных насосов с резервной подачей воды от системы водяного пожаротушения, система водяных завес предпочтительно разделена не менее чем на два участка - по левому и правому бортам, смонтированная на катере упоминавшаяся спринклерная система состоит не менее чем из трех секций по числу палуб надстройки, а также выполнено автоматическое включение спринклерной системы от температурных датчиков оросителей с пороговом значением, например, +68°С; смонтированная на катере система подачи пенообразователя выполнена с возможностью подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных пожарных насосов и автоматическим перемешиванием в струе с получением качественной пены для пожаротушения, для этого в системе задействованы не менее чем два электронасоса, обеспечивающих при необходимости подачу не менее 100 м3/ч при напоре 20 м вод.ст. с применением автоматических дозаторов, в состав смонтированных на катере систем обслуживания механизмов, устройств управления и жизнеобеспечения входит также электрогидравлическая система, предназначенная для привода дистанционного управления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для тушения масштабных пожаров. .

Изобретение относится к пожарной технике и судостроению, а более конкретно к установкам для тушения очагов пожаров, расположенных как непосредственно на поверхности воды, например на судах и плавучих буровых установках, так и вблизи ее, например, в портовых сооружениях.

Изобретение относится к устройствам для борьбы с высоко расположенными очагами пожара, преимущественно для пожарного судна, и может быть использовано, например, для оснащения малого пожарного катера.

Изобретение относится к устройствам предотвращения воспламенения и тушения нефтегазовых фонтанов на объектах морской нефтегазоразведки и добычи. .

Изобретение относится к судовым спасательным средствам, а именно к спасательным шлюпкам закрытого типа, предназначенным для оснащения ими танкеров, перевозящих нефть, сжиженный газ и химические вещества наливом и позволяет повысить безопасность эксплуатации в условиях высоких температур .

Изобретение относится к противопожарной технике
Наверх