Судно для подъема затонувших объектов

Судно для подъема затонувших объектов содержит два корпуса и связывающие их поперечные балки, опирающиеся на корпуса по их диаметральной плоскости посредством фундамента и закрепленные на корпусе посредством разъемных гибких связей, а также размещенные на балках грузоподъемные устройства. Каждая балка выполнена в виде двух параллельных вертикальных стенок, жестко соединенных между собой в ее оконечностях, и связана с корпусом шарнирно посредством стойки, закрепленной на фундаменте и расположенной между стенками этой балки. Такое выполнение судна позволяет упростить конструкцию и расширить эксплуатационные возможности судна для подъема затонувшего объекта. 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов для подъема затонувших объектов.

Известен катамаран, у которого в межкорпусном пространстве размещен понтон, имеющий систему регулирования плавучести (см. патент RU №2051837, кл. В 63 С 7/02). Затонувший объект, понтон и корпус катамарана связывают подъемные тросы. Подъем затонувшего объекта выполняется поэтапно, путем нескольких погружений - всплытий понтона и фиксирования объекта на каждом этапе на новом уровне с помощью тросов. Процесс подъема затонувшего объекта с помощью описанного судна отличается сложностью и ненадежностью.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является судно из двух корпусов, связанных между собой поперечными балками, у которых оконечности закреплены с помощью специальных устройств в башнях (опорах); последние размещены по диаметральной плоскости каждого из корпусов (см. патент US №2272785, кл. 144-44). Специальные устройства позволяют регулировать возвышение балки над корпусом судна и амортизировать случайные нагрузки вдоль балки. Предусмотрена также возможность перемещения балки по ширине корпуса в случае необходимости изменения расстояния между корпусами.

На уровне главной палубы корпуса связаны между собой гибкими тягами. Грузоподъемные устройства для подъема затонувшего объекта закреплены на балках.

Описанное судно из двух корпусов отличается весьма сложной системой связи балок и корпуса судна.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в упрощении конструкции и повышении надежности работы судна для подъема затонувших объектов.

Поставленная задача достигается тем, что у двухкорпусного судна с поперечными балками, связывающими эти корпуса и закрепленными на них посредством разъемных связей, опирающимися на корпуса по их диаметральной плоскости посредством фундаментов, а также оснащенными грузоподъемными устройствами, каждая балка выполнена в виде двух параллельных вертикальных стенок, жестко соединенных между собой в ее оконечностях, связана с корпусом шарнирно посредством стойки, закрепленной на фундаменте и расположенной между стенками этой балки, и, кроме того, разъемные связи выполнены гибкими.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 дан вид сверху двухкорпусного судна в рабочем состоянии при максимальном клиренсе (С0) между корпусами.

На фиг.2 представлен разрез А-А фиг.1.

На фиг.3 изображен вид сверху судна в рабочем состоянии при уменьшенном клиренсе (C1).

На фиг.4 представлен вид сверху судна в нерабочем состоянии (клиренс отсутствует, С=0). В таком состоянии судно может находиться при отстое или его перемещении на новое место работы.

Судно для подъема затонувших объектов включает два корпуса 1, которые связаны между собой поперечными балками 2 (фиг.1). Балка 2 на каждом из корпусов 1 опирается на фундамент 3, закрепленный на корпусе 1 по его диаметральной плоскости (ДП, фиг.1). Балка 2 выполнена в виде двух вертикальных параллельных стенок, жестко соединенных между собой в оконечностях балки 2.

На фундаменте 3 жестко закреплены стойки 4 (фиг.2), которые шарнирно связаны с балками 2. Шарнирное их соединение создается стенками балки 2 и, например, съемными штырями 5. Штыри 5 заводятся в отверстия 6, выполненные в стенках балки 2.

Связь балки 2 с корпусом 1 обеспечивается как посредством стойки 4 и фундамента 3, так и с помощью гибких связей, например тросов 7 (фиг.1, 2, 3). (На фиг.4 показано применение тросов 7 в качестве связей между корпусами 1 судна).

Каждая балка 2 оснащена грузоподъемным устройством, например, в виде лебедки 8, снабженной механизмом (условно не показан) ее перемещения вдоль балки 2. Подъем затонувшего объекта выполняется с использованием гибких тяг 9 (фиг.2).

На балке 2, в ее оконечности, закреплено подъемно-отпускное надувное колесо 10 (фиг.2); оно служит опорой для балки 2 в случае (в процессе) ее перемещения относительно корпуса 1.

Судно используется следующим образом.

Корпуса 1 устанавливаются с клиренсом между ними (фиг.1). Каждая балка 2 шарнирно закрепляется на стойке 4; при этом балка 2 опирается на фундамент 3. Шарнирное соединение балки 2 и стойки 4 обеспечивается путем установки в отверстиях 6 штырей 5. В случае максимального клиренса между корпусами 1 (фиг.1, 2) для создания шарнирного соединения используется один штырь 5. Каждая балка 2 крепится к корпусу 1 также с помощью тросов 7.

После закрепления балок 2 на каждом из корпусов 1 относительное положение последних на поверхности воды (в плане) становится фиксированным, а судно считается подготовленным к работе.

Затем судно устанавливается, например, с помощью якорей на поверхности водоема таким образом, что затонувший объект оказывается под просветом между корпусами 1. Подъем объекта осуществляется с помощью лебедок 8 после фиксирования их положения на балках 2 (фиксаторы условно не показаны).

На заключительном этапе судно с поднятым с грунта и удерживаемым между корпусами 1 объектом буксируется, например, к месту утилизации объекта.

В практике использования судна возможен случай, когда с целью, например, уменьшения механических напряжений в балке 2 клиренс между корпусами 1 целесообразно уменьшить.

Перенастройка судна с целью уменьшения его клиренса выполняется до начала подъема затонувшего объекта. Уменьшение клиренса от значения С0 (фиг.1) до С1 (фиг.3) производится следующим образом.

На первом этапе, на одном из корпусов 1 (условно - корпусе "А") балки 2 освобождаются от тросов 7 и штырей 5. Кроме того, на корпусе "А" под оконечность каждой балки 2 в качестве ее временной опоры подводится (опускается) колесо 10 и тем самым между балкой 2 и фундаментом 3 создается зазор. Затем корпус "А" подтягивается к другому корпусу (условно - корпусу "Б") на расстояние (C0-C1)/2 и каждая балка 2 с колеса 10 опускается ("пересаживается") на фундамент 3. Кроме того, каждая балка 2 на корпусе "А" фиксируется на стойке 4 штырями 5 и крепится к корпусу "А" тросами 7 (фиг.3).

На втором этапе перемещается корпус "Б". Процедуры, выполняемые при этом на корпусе "Б", аналогичны описанным выше (первый этап). Корпус "Б" подтягивается к корпусу "А" на расстояние (C0-C1)/2. В итоге, после завершения первого и второго этапов клиренс и ширина судна уменьшаются на величину (C0-C1) и судно считается готовым к выполнению подъема затонувшего объекта.

При буксировке судна в нерабочем состоянии на значительные расстояния корпуса 1 могут быть установлены без клиренса. На фиг.4 показано судно после его преобразования из состояния (вида), представленного на фиг.3, путем относительного смещения корпусов 1 по длине и ширине. Такое соединение корпусов 1 подобно учалке эксплуатирующихся барж при формировании состава.

Описанному судну свойственна простота конструкции и надежность в работе. Его эксплуатация целесообразна в условиях умеренного волнения, например на внутренних водных путях.

Судно для подъема затонувших объектов, содержащее два корпуса и связывающие их поперечные балки, опирающиеся на корпуса по их диаметральной плоскости посредством фундамента и закрепленные на корпусе посредством разъемных связей, а также размещенные на балках грузоподъемные устройства, отличающееся тем, что каждая балка выполнена в виде двух параллельных вертикальных стенок, жестко соединенных между собой в ее оконечностях, связана с корпусом шарнирно посредством стойки, закрепленной на фундаменте и расположенной между стенками этой балки, а разъемные связи выполнены гибкими.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела, преимущественно к технологии доставания из больших глубин судов, надводных кораблей, подводных лодок и других крупных объектов.

Изобретение относится к области грузоподъемных устройств, предназначенных для подъема затонувших судов, подводных лодок и других грузов. .

Изобретение относится к устройствам для подъема объектов, находящихся под водой. .

Изобретение относится к судостроению, а конкретно к подъему подводных лодок, других судов и объектов, лежащих на дне. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к средствам спасения судов, терпящих бедствие, и, кроме того, может применяться для подъема затонувших объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, а именно к устройствам для остропки и подъема затонувших объектов, лежащих на грунте

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов, например атомных подводных лодок

Изобретение относится к комплексам для подъема затонувших объектов, например атомных подводных лодок, с больших глубин

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов, например атомных подводных лобок
Наверх