Способ определения скорости движения тела у поверхности жидкости

Использование: область экспериментальных способов измерения скорости неравномерного движения тела с переменным ускорением у поверхности жидкости. Техническим результатом является возможность точного замера текущей скорости движения тела у поверхности жидкости после прохождения им определенного пути в жидкости с учетом его погружения на разную глубину. Сущность: тело помещают в жидкость на определенную глубину, после чего к нему прикладывают силу Архимеда и разгоняют в жидкости с последующим торможением в воздухе до полной остановки. После этого измеряют путь торможения тела, по величине которого определяют текущую скорость тела у поверхности жидкости. 1 ил.

 

Изобретение относится к области экспериментальных способов измерения скорости неравномерного движения тела в различной жидкости, достигаемой телом у поверхности жидкости после его погружения в данную жидкость на заданную глубину и последующего движения вверх до границы раздела «жидкость-воздух».

Известен способ определения скорости движения тела с помощью машины Аттвуда, заключающийся в том, что с помощью электронных контактов измеряют время перемещения тела на заданную величину, а затем рассчитывают среднюю скорость движения тела в пределах заданного участка пути [1]. Недостатком данного способа является ограниченная область его применения для измерения средней скорости движения тела в пределах выбранного мерного участка пути.

Наиболее близким по технической скорости и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению является способ определения скорости движения тела в жидкости, включающий разгон тела в жидкости и измерение времени прохождения телом двух одинаковых последовательно расположенных в данной жидкости одинаковых мерных участков, после чего по расчетной формуле определяют среднюю скорость установившегося движения тела внутри данной жидкости [2].

Недостатком этого способа являются ограниченные возможности его применения, позволяющие определять мгновенное значение тела у поверхности жидкости после прохождения им определенного пути, равного глубине погружения (т.е. мгновенной скорости тела на границе раздела разных сред типа «жидкость-воздух»). Согласно [3] известно, что движение тела в жидкости происходит по сложному нелинейному экспоненциальному закону с переменной скоростью и ускорением в зависимости от реологических свойств данной жидкости.

Задачей предлагаемого изобретения является определение скорости движения тела у поверхности жидкости после прохождения им определенного пути, равного глубине погружения.

Поставленная задача решается за счет того, что тело, текущую скорость которого у поверхности жидкости надо измерить, сначала погружают в жидкость на фиксированную глубину, а затем разгоняют тело в жидкости, после чего тело тормозится в воздухе силой трения в блоке до полной остановки, и измеряют путь торможения, по величине которого судят о скорости тела у поверхности жидкости после прохождения им определенного пути, равного глубине погружения.

На фиг.1 приведен общий вид установки по предлагаемому способу, где: 1 - тело в виде шара, текущую скорость которого надо измерить, 2 - блок, 3 - нить, 4 - противовес, 5 - жидкость. Тело 1 и противовес 4 выполняют одинаковой массы и соединяют через блок 2 нитью 3.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Тело 1 помещают в заданную жидкость 5 на глубину h, после чего к нему прикладывают силу Архимеда и разгоняют его в жидкости. Затем тело 1 вылетает из жидкости в воздух и тормозится в воздухе силой трения в блоке 2 до полной остановки. При этом кинетическая энергия тела 1 будет расходоваться на силу трения в блоке 2. Чем больше скорость тела 1 у поверхности жидкости, тем большим будет его путь торможения S. Значит, измеряя величину S, можно определить текущую скорость тела следующим образом.

Используя закон сохранения энергии, запишем равенство кинетической энергии разгоняемого вместе с противовесом тела 1 у поверхности жидкости - с работой силы трения в блоке 2:

где Eк - кинетическая энергия разгоняемого вместе с противовесом 4 тела 1,

Аmp - работа силы трения в блоке 2.

После преобразований (1) с учетом:

получаем зависимость текущей скорости тела от пути торможения S:

где V - текущая скорость тела 1 у поверхности жидкости после прохождения им определенного пути, равного глубине погружения h,

Fmp - сила трения в блоке 2,

m - масса тела 1,

2m - общая масса тела 1 и противовеса 4.

Достигаемый в результате применения данного способа положительный эффект заключается в следующем:

1. Возможности точного замера текущей скорости движения тела у поверхности как прозрачной, так и непрозрачной жидкости.

2. Возможности определения текущей скорости тела после прохождения им определенного пути в данной жидкости.

3. Возможности определить текущую скорость тела для данной глубины, погружая его в различные по своим реологическим свойствам жидкости.

Источники информации

1. Демонстрационный эксперимент по физике. Том 1 (по ред. А.А.Покровского) - М.: Просвещение, 1971, С.28, рис.19 (аналог).

2. Авторское свид. СССР №1030730, МПК G 01 P 5/18, 1983 (прототип).

3. Зельдович Я.Б. Высшая математика для начинающих. М.: Наука, 1965, С.387, рис.147.

Способ определения скорости движения тела у поверхности жидкости после прохождения им определенного пути, равного глубине погружения, включающий разгон тела в жидкости, отличающийся тем, что тело, соединенное через блок нитью с противовесом одинаковой с телом массы, сначала погружают в жидкость на фиксированную глубину, а затем разгоняют тело в жидкости, после чего тело тормозится в воздухе силой трения в блоке до полной остановки и измеряют путь торможения S, по величине которого судят о скорости тела V у поверхности жидкости после прохождения им определенного пути, равного глубине погружения:

где Fmp - сила трения в блоке, m - масса тела.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области бесконтактных методов диагностики течения жидкостей в микромасштабе и может быть использовано для определения скорости течения у поверхности пузырька, движущегося в канале микрофлуидного насоса или оптического переключателя [1-2].

Изобретение относится к области навигации и может использоваться для измерения оптическими методами скорости движения судов, в том числе судов на воздушной подушке и заходящих на посадку гидросамолетов.

Изобретение относится к области микроэлектронных и микромеханических устройств и может быть использовано в качестве датчиков расхода и изменения уровней жидкостей и газов.

Изобретение относится к области микроэлектронных и микромеханических устройств. .

Изобретение относится к области авиации и, в частности, к определению воздушных параметров полета летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области экспериментальной аэро- и гидродинамики, в частности к оптическим способам исследований структуры потока газа или жидкости на поверхности объектов.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в стабилизаторах скорости движения различных подводных объектов (ПО). .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения средних скоростей и градиентов скоростей морских течений. .

Изобретение относится к области газовой динамики. .

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для определения скорости однофазного потока жидкости в стационарных и переходных режимах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров дрейфа морских судов под действием морских течений

Изобретение относится к области экспериментальной аэро- и гидродинамики, в частности к оптическим способам исследований структуры потока газа или жидкости на поверхности объектов, и может быть использовано для визуализации течения газа или жидкости на поверхности подвижных объектов

Изобретение относится к области экспериментальной аэро- и гидродинамики, в частности к оптическим способам исследований структуры потока газа или жидкости на поверхности объектов, и может быть использовано для визуализации течения газа или жидкости на поверхности подвижных объектов

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к устройствам для измерения параметров потока газа в открытых и закрытых каналах

Изобретение относится к области экспериментальной аэро- и гидродинамики, в частности к оптическим способам исследований структуры потока газа или жидкости на поверхности объектов, и может быть использовано для визуализации течения газа или жидкости на поверхности подвижных объектов

Изобретение относится к способам и устройствам для измерения высотно-скоростных параметров вертолета

Изобретение относится к устройствам для измерения высотно-скоростных параметров вертолета

Изобретение относится к средствам измерения параметров течения газообразных сред и может быть использовано для определения параметров движения транспортных средств: самолетов, ракет и т.п

Изобретение относится к области информационно-измерительной техники летательных аппаратов и может быть использовано в приборных комплексах для измерения истинной воздушной скорости, углов атаки и скольжения на высотах, соответствующих потолку перспективных самолетов, и на траектории движения в атмосфере космических летательных аппаратов многоразового действия
Наверх