Устройство для пуска и торможения асинхронного

 

О ГГЙ-С А Н И Е

235I49

Союз Советских

Содиглисти.вских

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 24.Х.1966 (№ 1109333/24-7) с присоединением заявки ¹ 1109334/24-7)

Приоритет—

Опубликовано 16.1.1969. Бюллетень ¹ 5

Дата опубликования описания ЗОЛ .1969

Кл, 21с, 57/15

21с, 59/о8

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР

ЧПК Н 02р

Н 02р

УДК 621.313.333-83 (088.8) Авторы изобретения Л. П. Петров, М. П. Обуховский, Р. Г. Подзолов и Е. И. Бобров

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА И ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО

ЭЛ ЕКТ РОД В И ГАТ ЕЛ Я

Известно устройство для пуска и торможения асинхронного электродвигателя, последовательно с обмоткой статора которого включены управляемые вентили, а параллельно— шунтирующий тиристор. При этом управляемое динамическое торможение осуществляется за счет выпрямленного однополупериодного тока, протекающего по двум фазным обмоткам двигателя.

Предлагаемое тиристорное устройство более совершенно, так как резко сокращает выбег при торможении двигателя путем увеличения тормозного момента в зоне высоких скоростей, Это достигается тем, что по обмотке статора пропускается однополупериодный ток, получаемый при выпрямлении напряжения двух фаз сети, порядок чередования которых обратен чередованию фаз в двигательном режиме. При этом первая гармоническая составляющая выпрямленного тока создает режим торможения противовключением при сохранении режима динамического торможения постоянной составляющей тока.

На фиг. 1 показано предложенное устройство; на фиг. 2 — осциллограмма скорости двигателя (тто) и фазного тока (1р) при торможении двигателя А02-12-4 устройством, показанным на фиг. 1; на фиг. 3 — устройство, обеспечивающее плавное торможение асинхронного двигателя без вибраций в положе2 нии остановки; на фиг. 4 — осциллограмма скорости двигателя и фазного тока при торможении двигателя А02-!2-4 устройством, показанным на фиг. 3; на фиг, 5 — устройство

5 для пуска и торможения малоинерционных приводов; на фиг. 6 — осциллограмма скорости двигателя и фазного тока при торможении двигателя А02-12-4 (без дополнительных маховых масс) устройством, показанным на

10 фиг. 5.

Предложенное устройство для пуска и торможения двигателя 1 (фиг. 1) при любом соединении его статорной обмотки состоит из четырех пусковых тиристоров 2, 3, 4 и 5

15 включенных по противопараллельной схеме в две фазы, и двух тормозных тиристоров б и 7, включенных перекрестно между двумя фазами сети и двумя выводами статорнои обмотки двигателя. Пуск двигателя и его работа осу20 ществляются при открывании тиристоров 2, т, 4 и 5, которые подключают двигатель к трехфазной сети. Для торможения снимается управляющий сигнал с пусковых тиристоров и через выдержку времени, необходимую для их

25 закрывания (полупериода в цепи переменного тока), подается открывающий сигнал на тиристоры б и 7. Ток от двух фаз сети выпрямляется и подается к фазным обмоткам статора, отключенным пусковыми тиристорами от

30 сети. Ток возвращается в сеть через глухопод235149 юг. Р ключсппую фазпую обмотку двигателя. Благодаря перекрестному включению пусковых тиристоров основная гармоническая составляющая выпрямленного тока создает эффект торможения противовключен нем. Величина гока рсгулируется углом открывания тормозьы«тиристоров. Торможение происходит интенсивно (см. фиг. 2) с минимальным выбегом двигателя в процессе остановки. Устройство может применяться при соединении обмоток двигателя как в «звезду», так и в «треугольник».

В практике прецизионного станкостроения часто требуется безударное, плавное торможенис двигателя. Это достигается применением симметричных схем динамического торможения, характеризующихся одинаковым по величине и направлению током во всех трех фаза« двигателя. В этом случае предлагаемое устройство может быть видоизменено, как показано на фиг. 3 для случая соединения обмоток двигателя в «треуголы|ик».

Двигатель начинает вращаться при открывании тиристоров 2, 8, 4, 5 и б. При этом он подключается к сети, а его фазные обмотки соединяются в «треугольник». Для перевода в тормозной режим всс пусковые тиристоры запираются снятием управляющего сигнала, и открывается один тормозной тиристор 8. При этом в положительный полупериод напряжения V, fio всем последовательно соединенным обмоткам протекает выпрямленный ток, величина которого контролируется углом проводимости тиристора 8. Тиристор 7, шунтирук,щий сбмотки статора, сглаживает выпрямленный гок. Протекание одинакового по величине и направлению тока во всех фазных оомотках двигателя обеспечивает режим симметрично|о динамического торможения, характеризую;цегося небольшим, плавно меняющимся тормозным моментом и уменьшением вибрацийй ротора двигателя в процессе остановки.

Процесс плавного торможения двигателя иллюстрируется осциллограммой на фиг. 4.

Для торможения малоинерционных син«ронных приводов очень эффективным оказывается режим короткого замыкания обмоток с последуюшим пропусканием по ним выпрямле:и!ого двухфазного тока. На фиг. 5 приведен вариант предлагаемого устройства применцтсльно к этому случаю. Пуск и работа

1р двигателя осуществляются при открывании тиристоров 2, 8, 4 и 5. Для торможения двигателя отключаются тиристоры 2 и 4 и включаются коротко-замыкающие тиристоры 6 и 7.

Происходит короткое замыкание двух обмо1 ток, п иводяц ее к сбросу скорости двигателя на Π— 20ф> (см. фиг. 6). Одновременно соединение двух фазных обмоток в параллель и выпрямление напряжения (l, и У„тиристорами 6 и 7 обеспечивает протекание по статорной обмотке тока с большой постоянной составляющей, что приводит к увеличению тормозного эффекта.

Таким образом, предлагаемое тиристорное устройство может быть видоизменено в каждом конкретном случае для обеспечения оптимального тормозного режима. Во всех устропст ва«встречно-параллельное соединение тиристоров может быть заменено одним симме- ри .ным тиристором.

Предмет изобретения

Устроис во для пуска и торможения асинхрон ого электродвигателя, последовательно с обмоткой статора которого включены управляемые вентили, а параллельно — шунтирующий тиристор, от.4ичтощееся тем, что, с целью уменьшения выбега двигателя при торможении, применен дополнительный тиристор, ко4р торый так же, как шунтирующий тиристор, подключен перекрестно между двумя фазами сети и двумя фазами двигателя.

Ч У V V У У У V У У У У »«

9ьиг. 4

Корректор Е. Г. Кочанова

Типография, пр. Сапунова, 2

М

1 г - 1 о

Ез

1

У II Р Ч V Ч Ч V Ч Ч Ч Ч V V V» 4

Ч 9 V V М М 9 9 Ч 9 9 Q O V»гу

Составитель Б. Минц

Редактор П. А. Вербова Техред Т. П. Курилко

Заказ 731!4 Тираж 480 Подписное

Ц11ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Устройство для пуска и торможения асинхронного Устройство для пуска и торможения асинхронного Устройство для пуска и торможения асинхронного 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам систем электроснабжения, в частности для питания электрических железных дорог постоянного и переменного тока, а также нетяговых потребителей (транспортных, сельскохозяйственных, промышленных и т.д.) и может быть использовано после установки в нем технологического оборудования и аппаратуры различного функционального назначения при сооружении комплектно-блочных электроподстанций любых типов и назначения
Наверх