Шаровой кран

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для герметизации шаровых кранов больших диаметров, находящихся под большим давлением. Шаровой кран содержит размещенные в корпусе шпиндель, шаровую пробку и узел уплотнения в виде разъемных кольцевых седел. Каждое из седел имеет три втулки: наружную, и внутреннюю, и добавленную между ними подвижную промежуточную. Внутренняя втулка неподвижна и плотно контактирует торцевой поверхностью со сферической поверхностью шаровой пробки. Промежуточная втулка со стороны шаровой пробки на своей наружной поверхности имеет выступ. На нем выполнена резьба для соединения с наружной втулкой. Коническая поверхность наружной втулки выполнена с возможностью обеспечения зазора со сферической поверхностью шаровой пробки. На внешней цилиндрической поверхности внутренней втулки отсутствуют выступы для возможности перемещения по ней промежуточной втулки. Соответствующие поверхности втулок образуют гнездо заделки упругого уплотнительного кольца с кольцевой щелью для его выхода. Уплотнительное кольцо выполнено с аналогичным гнезду заделки профилем поперечного сечения. Изобретение направлено на повышение надежности уплотнения шарового крана. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к шаровым кранам, и может быть использовано для перекрытия трубопроводов больших диаметров, находящихся под высоким давлением.

Известны шаровые краны [патенты SU 1639437, SU 1479010, SU 1516704, SU 1523815]. Все они содержат корпус, в котором установлены шаровая сферическая пробка в опорах и подпружиненные седла с уплотнениями, состоящие из нескольких частей, причем торцевые поверхности металлических частей и упругого уплотнения контактируют со сферической поверхностью пробки.

Однако в них не обеспечивается высокая степень надежности в течение длительного времени работы шарового крана на высоких давлениях и при больших условных проходах трубопроводов.

Известен также шаровой кран [патент RU 2000018], в котором между седлом с уплотнениями расположена сферическая пробка. Седла в корпусе установлены неподвижно и с зазором к пробке. Уплотнитель выполнен составным, одна из сопрягаемых частей выполнена в виде упора с кольцевой проточкой под уплотнение и подпружинена в осевом направлении относительно седла. Вторая сопрягаемая часть выполнена ступенчатой и установлена с зазором относительно седла. Обе части выполнены с уступами, между которыми установлены уплотнения. Торцевые поверхности выступов и уплотнений контактируют со сферической поверхностью пробки. Пробка установлена относительно седла с возможностью осевого перемещения. Уплотнитель снабжен третьей сопрягаемой частью, выполненной с двумя уступами, подпружиненной относительно седла и установленной с зазором относительно двух частей. Между уступом второй части и одним уступом третьей установлен уплотнительный элемент. Вторая и первая части, третья и первая части сопряжены между собой по направляющим поверхностям.

Однако и этот шаровой кран с течением времени не обеспечивает высокой степени надежности на высоких давлениях и при больших условных проходах трубопроводов.

Наиболее близким аналогом является шаровой кран [авт. свид. SU 1455108]. Он содержит размещенную в корпусе шаровую пробку и узел ее уплотнения в виде разъемных кольцевых седел, каждое из которых состоит из наружной и внутренней втулок, контактирующих между собой по цилиндрической поверхности и образующих гнездо заделки упругого уплотнительного кольца, имеющее кольцевую щель для выхода указанного кольца. Гнездо заделки образовано наружной поверхностью внутренней втулки и внутренней кольцевой расточкой в наружной втулке, цилиндрическая поверхность которой ограничена со стороны пробки конической поверхностью, а с противоположной стороны - упорной поверхностью, перпендикулярной к продольной оси крана. Уплотнительное кольцо выполнено с аналогичным гнезду заделки профилем поперечного сечения. Для повышения надежности работы наружная поверхность внутренней втулки в зоне гнезда заделки выполнена конической, сходящейся с конической поверхностью наружной втулки, а линия перехода к конической поверхности внутренней втулки расположена в плоскости упорной поверхности наружной втулки. Конфигурация профиля поперечного сечения уплотнительного кольца выполнена с припуском по конической его поверхности относительно конической поверхности внутренней втулки.

Выполнение наружной поверхности внутренней втулки в зоне гнезда заделки конической, сходящейся с конической поверхностью наружной втулки и выполнение профиля уплотнительного кольца с припуском относительно конической поверхности внутренней втулки обеспечивают в процессе запрессовки уплотнительного кольца в гнездо заделки наличие клинового эффекта, при котором получаются высокие усилия обжатия уплотнительного кольца в гнезде заделки и уменьшается интенсивность износа кольца при вращении шаровой пробки.

Однако данный шаровой кран не обеспечивает высокой степени надежности под высоким давлением и при больших условных проходах трубопроводов.

Задача изобретения заключается в повышении надежности уплотнения шарового крана под высоким давлением и при больших условных проходах трубопроводов.

Сущность изобретения заключается в том, что в шаровом кране, содержащем размещенные в корпусе шпиндель, шаровую пробку и узел ее уплотнения в виде разъемных кольцевых седел, каждое из которых имеет втулки - наружную и внутреннюю, плотно контактирующие своей торцевой поверхностью со сферической поверхностью пробки, взаимодействующие по цилиндрическим поверхностям и образующие гнездо заделки упругого уплотнительного кольца, имеющее кольцевую щель для выхода указанного кольца, причем гнездо заделки образовано наружной поверхностью внутренней втулки и внутренней кольцевой расточкой в наружной втулке, цилиндрическая поверхность которой ограничена со стороны пробки конической поверхностью, причем уплотнительное кольцо выполнено с аналогичным гнезду заделки профилем поперечного сечения, между внутренней и наружной втулками помещена подвижная промежуточная втулка с возможностью перемещения по наружной цилиндрической, не имеющих выступающих частей, поверхности внутренней втулки, причем промежуточная втулка имеет со стороны шаровой пробки на своей наружной поверхности выступ, на котором выполнена резьба для соединения с наружной втулкой, а коническая поверхность наружной втулки выполнена с возможностью обеспечения зазора со сферической поверхностью шаровой пробки.

Кроме того, неподвижность внутренней втулки обеспечена гайкой, помещенной в корпусе крана с наружного торца внутренней втулки. Кроме того, между уплотнительным кольцом и внутренней втулкой по всей длине уплотнительного кольца установлена втулка из антифрикционного материала, например из фторопласта.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в возможности обеспечения герметичности за счет устранения причин, ограничивающих возможности увеличения усилия, передаваемого на уплотнительное кольцо. Эта проблема не позволяла всем предшествующим техническим решениям, включая и наиболее близкий аналог, получить надежную работу шарового крана при высоких давлениях и при больших условных проходах трубопроводов. Конструктивно осуществление сохранения герметичности при износе уплотняющего кольца достигается предлагаемым усовершенствованием шарового крана, заключающемся в устранении контакта наружной втулки со сферической поверхностью шаровой пробки на все время работы шарового крана, а также введением в узел уплотнения подвижной промежуточной втулки для передачи значительно больших усилий на уплотняющее кольцо, что в конечном результате приводит к значительному повышению надежности работы шарового крана. Механизм осуществления данного технического замысла изложен в формуле изобретения в виде ряда особенностей выполнения: поверхностей контактирующих втулок, например, без выступающих частей в отличие от прототипа; введением новых деталей - гайки с наружного торца внутренней втулки для обеспечения ее неподвижности, фторопластовой втулки для снижения усилия трения между внутренней втулкой и уплотнительным кольцом.

Величина зазора определяется величиной внешнего усилия, сообщаемого на перемещаемую промежуточную втулку.

На фиг.1 изображен общий вид шарового крана в разрезе; на фиг.2 - узел уплотнения шаровой пробки крана.

Шаровой кран имеет корпус 1, в котором установлены шаровая пробка 2, которая имеет верхнюю 3 и нижнюю 4 опоры, шпиндель 5, соединенный с пробкой 2 штифтами 6 и узлы уплотнения в виде разъемных кольцевых седел 7, каждое из которых имеет внутреннюю втулку 8. На внутренней втулке 8 с возможностью перемещения по ее наружной цилиндрической поверхности, не имеющей выступающих частей, установлена промежуточная втулка 9, на которой, в свою очередь, помещена наружная втулка 10. Две последние втулки 9, 10 соединены резьбой, выполненной на выступе на наружной поверхности промежуточной втулки 9 со стороны шаровой пробки 2, и вместе с внутренней втулкой 8 образуют гнездо заделки упругого уплотнительного кольца 11, имеющее кольцевую щель для выхода уплотнительного кольца 11, причем гнездо образовано наружной поверхностью внутренней втулки 8, внутренней кольцевой расточкой в наружной втулке 10 и торцевой поверхностью промежуточной втулки 9. Наружная втулка 10 имеет со стороны шаровой пробки 2 коническую поверхность, которая выполнена с возможностью обеспечения зазора со сферической поверхностью шаровой пробки 2. Уплотнительное кольцо 11 имеет аналогичный гнезду заделки профиль поперечного сечения. Между внутренней втулкой 8 и уплотнительным кольцом 11 для снижения коэффициента трения установлена втулка 12 из фторопласта. Внутренняя втулка 8 имеет на наружной поверхности проточку 13 и сообщающиеся с ней каналы 14 для подачи герметизирующей смазки к сферической поверхности шаровой пробки 2, с которой контактируют торцевые поверхности внутренней втулки 8 и уплотнительного кольца 11. Уплотнительное кольцо 11 прижимается к сферической поверхности шаровой пробки 2 пружинами 15, а торцевая поверхность внутренней втулки 8 - гайкой 16. Промежуточная втулка 9 герметизируется на внутренней втулке 8 уплотнением 17. В корпусе 1 внутренняя втулка 8 герметизируется уплотнениями 18 и 19.

Шаровой кран работает следующим образом. Под действием привода шпиндель 5 поворачивает по ходу часовой стрелки на 90° шаровую пробку 2 и перекрывает поток рабочей среды. В этом положении пробки уплотнительное кольцо 11 предотвращает переток рабочей среды из участка трубопровода, находящегося под давлением, в участок, предохраняемый от поступления рабочей среды. При этом при малом перепаде давления герметичность достигается под давлением пружин 15, а при большом - за счет усилия, создаваемого на уплотнении 18 рабочим давлением. Возможность передачи этого усилия обеспечивается подвижностью промежуточной втулки 9, соединенной по резьбе с наружной втулкой 10 и зазором между сферической поверхностью шаровой пробки 2 и торцевой конической поверхностью наружной втулки 10. Внутренняя втулка 8, контактирующая торцевой поверхностью с шаровой пробкой 2, защищает основное уплотнительное кольцо 11 от попадания твердых частиц из рабочей среды, которые могут разрушить его. В случае аварийной ситуации к сферической поверхности шаровой пробки 2 через каналы 14 и проточку 13 внутренней втулки 8 может быть подана герметизирующая смазка. При повороте шпинделя 5 против хода часовой стрелки на 90° шаровая пробка 2 устанавливается в положение «открыто».

Заявляемый вариант шарового крана конструктивно практически завершен, и апробирован на территории завода - заявителя изобретения, и показал высокий результат.

1. Шаровой кран, содержащий размещенные в корпусе шпиндель, шаровую пробку и узел ее уплотнения в виде разъемных кольцевых седел, каждое из которых имеет плотно контактирующую своей торцевой поверхностью со сферической поверхностью пробки внутреннюю втулку и наружную втулку, взаимодействующие по цилиндрическим поверхностям и образующие гнездо заделки упругого уплотнительного кольца, имеющее кольцевую щель для выхода указанного кольца, причем гнездо заделки образовано наружной поверхностью внутренней втулки и внутренней кольцевой расточкой в наружной втулке, цилиндрическая поверхность которой ограничена со стороны пробки конической поверхностью, причем уплотнительное кольцо выполнено с аналогичным гнезду заделки профилем поперечного сечения, отличающийся тем, что между внутренней и наружной втулками помещена подвижная промежуточная втулка с возможностью перемещения по наружной цилиндрической не имеющей выступающих частей поверхности внутренней втулки, причем промежуточная втулка имеет со стороны шаровой пробки на своей наружной поверхности выступ, на котором выполнена резьба для соединения с наружной втулкой, а коническая поверхность наружной втулки выполнена с возможностью обеспечения зазора со сферической поверхностью шаровой пробки.

2. Шаровой кран по п.1, отличающийся тем, что неподвижность внутренней втулки обеспечена гайкой, помещенной в корпусе крана с наружного торца внутренней втулки.

3. Шаровой кран по п.1, отличающийся тем, что между уплотнительным кольцом и внутренней втулкой по всей длине уплотнительного кольца установлена втулка из антифрикционного материала, например из фторопласта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для распределения потока жидкой или газообразной среды под низким или высоким давлением в системах газоснабжения, газопотребления, тепловодоснабжения.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трубопроводной арматуре, и предназначено для управления потоками рабочей среды в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к шаровым кранам, и предназначено для управления потоками рабочей среды в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в составе магистральных трубопроводов для перекрытия транспортируемой рабочей среды. .

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для использования в шаровых кранах для регулирования расхода перекачиваемой по трубопроводу жидкости.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трубопроводной арматуре, и предназначено для управления потоками рабочей среды в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трубопроводной арматуре, и предназначено для управления потоками рабочей среды в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к механизму, который благодаря объединению с корпусом клапана позволяет просто, быстро и надежно перемещать седла шарового клапана верхнего доступа, т.е.

Изобретение относится к устройству вращающегося шарового клапана и способу сборки такого устройства. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для управления потоками рабочей среды в системах их транспортирования. .

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шаровым кранам, и предназначено для использования в газовых и нефтяных магистральных и технологических трубопроводах

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено в качестве запорной арматуры для применения в трубо- и продуктопроводах с любым давлением транспортируемой среды

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорно-регулирующего органа при трубопроводном транспорте газа, нефти, воды и других жидкостей и газообразных веществ

Изобретение относится к трубопроводной арматуре для энергетических объектов, характеризующихся высокими параметрами рабочих сред - температура до 560°С, давление до 40 МПа, и предназначено для перекрытия потоков

Изобретение относится к запорным вентилям и предназначено для использования в трубопроводной арматуре

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды, проходящих по трубопроводам

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к шаровым клапанам с дистанционным управлением, и предназначено для использования, например, в ракетной технике для пуска и отсечки компонентов в агрегаты двигателя

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для установки в магистрали для открытия или закрытия линии текучей среды. Клапан с регулировкой контактного давления включает в себя корпус (100) клапана, кольцеобразный держатель (300) клапанного седла, упругий элемент (400), шарик (200), регулировочный элемент (500) с парой регулировочных колец (510) и регулировочной шпонкой (520) между ними. В корпусе (100) имеется полый магистральный соединитель (110) и внутреннее пространство, сообщающиеся с магистралью. Кольцеобразный держатель (300) снабжен клапанным седлом (310), установлен на внутренней окружной поверхности магистрального соединителя (110) и скользит в направлении внутреннего пространства в корпусе (100). Упругий элемент (400) поджимает держатель (300) в направлении внутреннего пространства корпуса (100). Шарик (200) для регулирования расхода жидкости установлен во внутреннем пространстве корпуса (100) и соприкасается с клапанным седлом (310). Регулировочный элемент (500) установлен на внутренней окружной поверхности магистрального соединителя (110). Пара регулировочных колец (510) расположены таким образом, чтобы они были выровнены с направлением сжатия и растяжения упругого элемента (400) и опирались на магистральный соединитель (110), и предназначены для регулировки длины упругого элемента (400) за счет сжатия или растяжения упругого элемента (400). Регулировочная шпонка (520) расположена между регулировочными кольцами (510) для регулирования расстояния между регулировочными кольцами (510). Изобретение направлено на упрощение регулировки контактного давления между шариком и клапанным седлом в собранном состоянии для установления контактного давления, соответствующего среде, в которой используется клапан. 3 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ракетно-космической технике, и предназначено в качестве запорного клапана с ручным приводом для обеспечения работоспособности в условиях биологически вредных сред, при криогенных температурах и при невесомости. Шаровой клапан состоит из корпуса с входным и выходным штуцерами и двумя седлами, имеющими проходные отверстия со сферическими поверхностями для взаимодействия с перекрывающим проходное отверстие шаровым запорным элементом, в паз которого входит выступ штока. Со стороны входного штуцера седло подпружинено. Седла выполнены в виде уплотнительных элементов. Седло со стороны входного штуцера установлено в выполненный в виде втулки подвижный уплотнительный элемент. Через уплотнительный элемент посредством тарельчатой шайбы осуществляется подпружинивание седла. Со стороны поворотного механизма установлен съемный дублирующий уплотнительный элемент. Съемный дублирующий уплотнительный элемент выполнен в виде резьбового стакана с уплотнительной поверхностью и с местом для установки съемной заглушки. Изобретение направлено на обеспечение высокой герметичности тракта шарового клапана при работе в условиях криогенных температур, а также на устранение проблем с незакрепленными деталями при работе в условиях невесомости. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для управления потоком рабочей среды в магистральных трубопроводах высокого давления. Шаровой кран содержит корпус с входным и выходным отверстием и опорной поверхностью на его нижней части, седло с конической уплотнительной поверхностью, выемную часть из шарового затвора со сферической поверхностью, фонаря с сальником, привода с возвратно-поступательным движением штока и устройства, приводящего к взаимодействию уплотнительных поверхностей шарового затвора и седла корпуса. Корпус снабжен вторым седлом, расположенным напротив первого седла. Шаровой затвор выполнен из двух подвижных сегментов с дисками. На диске выполнены уплотнительные поверхности. Подвижные сегменты соединены между собой шарнирно через ось, установленную в опорной поверхности корпуса. В верхней части каждый сегмент через введенные рычаги с осями соединен шарнирно с нижним концом штока. Упомянутое введенное устройство состоит из гайки с несамотормозящейся резьбой, установленной неподвижно в ползуне привода и взаимодействующей с соответствующей выполненной резьбой штока, и пакета тарельчатых пружин, установленных с предварительным поджатием в корпусе фонаря. Изобретение направлено на повышение герметичности шарового затвора и на увеличение ресурса арматуры в целом при работе на магистральных трубопроводах при больших диаметрах и расходах рабочей среды с абразивными включениями и малыми усилиями привода. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх