Генератор электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин. Технический результат, достигаемый от использования изобретения, состоит в обеспечении энергосбережения и ресурсосбережения при производстве и эксплуатации генераторов электрического тока с газовым охлаждением, а также повышение надежности их работы. Сущность изобретения состоит в том, что в генераторе электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения, состоящем из корпуса статора, ротора и статора, согласно изобретению, внутри корпуса статора на концах пакета стали статора установлены непроницаемые для газа перегородки, между которыми размещены перегородки с отверстиями, на внешней поверхности корпуса статора установлен коллектор отвода газа, а на его концах установлены коллекторы подачи газа. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин.

Известны конструкции генераторов электрического тока с газовым охлаждением, которые состоят из ротора, статора, корпуса статора, газоохладителей, встроенных в корпус статора, и двух вентиляторов, установленных внутри корпуса статора на концах вала ротора [Титов В.В., Хуторецкий Г.М. и др. Турбогенераторы. - Л.: Энергия, 1967. - С.13-50, 55-56]. В этих генераторах электрического тока приняты радиальная многоструйная и радиальная вытяжная замкнутые циркуляции охлаждающего газа.

Недостатками этих конструкций генераторов электрического тока с замкнутой системой газового охлаждения являются неэффективное охлаждение тепловыделяющих элементов их конструкций (сердечника статора, обмоток статора и ротора), потребность в теплообменниках-газоохладителях и в насосах для перекачивания воды через них, затраты энергии на привод вентиляторов и насосов, что утяжеляет конструкцию турбогенераторов с газовым охлаждением, делает их эксплуатацию менее надежной и менее длительной, более сложной и дорогостоящей.

Известна конструкция генератора электрического тока с замкнутой системой газового охлаждения, которая состоит из ротора, статора, корпуса статора, газоохладителей, встроенных в корпус статора, и вентиляторов, установленных на валу ротора [авторское свидетельство СССР №568117, МКИ Н02К 9/08, опубл. 12.09.1977. Бюл. №29]. При этом для повышения эффективности охлаждения сердечник статора вместе с пространством между ним и корпусом статора разделен на четное число секторов, поочередно сообщающихся с камерами разрежения и нагнетания вентиляторов.

Недостатками этой конструкции генератора электрического тока с замкнутой системой газового охлаждения являются неэффективное охлаждение тепловыделяющих элементов их конструкции (сердечника статора, обмоток статора и ротора), потребность в теплообменниках-газоохладителях и в насосах для перекачивания воды через них, затраты энергии на привод вентиляторов и насосов, что утяжеляет конструкцию турбогенераторов с газовым охлаждением, делает их эксплуатацию менее надежной и менее длительной, более сложной и дорогостоящей.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является генератор электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения [патент РФ №2173019, 7 Н02К 9/08, 9/10, опубл. 27.08.2001. Бюл. №24]. Он состоит из ротора, статора, корпуса статора, встроенной в корпус статора сопловой решетки с соплами Лаваля и установленной на валу ротора рабочей решетки.

Недостатками генератора электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения - прототипа являются подача газа-охладителя с одного конца генератора, что приводит к большому перемещению ротора по оси, потребность в сопловой решетке с соплами Лаваля и рабочей решетки, что утяжеляет конструкцию турбогенератора, делает его эксплуатацию менее надежной и менее длительной, более сложной и дорогостоящей.

Техническим результатом заявляемого изобретения является энерго- и ресурсосбережение при производстве и эксплуатации генераторов электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения, повышение длительности и надежности их работы.

Технический результат достигается тем, что в генераторе электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения, состоящем из корпуса статора, ротора, статора, в отличие от прототипа внутри корпуса статора на концах пакета стали статора установлены непроницаемые для газа перегородки, между которыми размещены перегородки с отверстиями, на внешней поверхности корпуса статора установлен коллектор отвода газа, а на его концах установлены коллекторы подачи газа.

Кроме того, дополнительно внутри корпуса статора на концах вала ротора могут быть установлены вентиляторы.

Сущность устройства поясняется чертежами. На фиг.1, 2 изображены схемы конструкции генераторов электрического тока.

Устройство на фиг.1 содержит корпус статора 1, внутри которого расположены ротор 2, статор 3, непроницаемые для газа перегородки 4 на торцах пакета стали статора, перегородки с отверстиями 5, а снаружи корпуса статора 1 установлены кольцевые коллекторы подачи газа 6 и кольцевой коллектор отвода газа 7.

Устройство на фиг.2 содержит корпус статора 1, внутри которого расположены ротор 2, статор 3, непроницаемые для газа перегородки 4 на торцах пакета стали статора, перегородки с отверстиями 5 и вентиляторы 8 на концах вала ротора, а снаружи установлены кольцевые коллекторы подачи газа 6, кольцевой коллектор отвода газа 7.

Работает предлагаемый генератор электрического тока с газовым охлаждением следующим образом. Природный газ, поступающий на газораспределительные пункты теплоэлектростанций с избыточным давлением 1,2 МПа и 0,6 МПа [Роддатис К.Ф. Котельные установки. - М.: Энергия, 1977 - с.155], или воздух с избыточным давлением подают через кольцевые коллекторы 6 в пространство, ограниченное корпусом статора 1 и непроницаемыми для газа перегородками 4. Затем природный газ или воздух охлаждают ротор 2 и статор 3 и через отверстия в перегородках 5 их направляют в кольцевой коллектор 7.

Для интенсификации охлаждения лобовой части обмотки статора на концах вала ротора 2 внутри корпуса статора установлены два вентилятора 8 (фиг.2).

Затем природный газ или воздух подают под избыточным давлением к горелкам топок котлов, камер сгорания или в турбодетандер, установленный между генератором электрического тока и горелками топок котлов, камер сгорания.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает энерго- и ресурсосбережение при производстве и эксплуатации генераторов электрического тока с газовым охлаждением, повышение надежности и ресурса их работы, так как при использовании разомкнутой системы охлаждения отпадает потребность в газоохладителях и не затрачивается энергия на привод насосов для прокачивания воды через газоохладители, используется тепло, воспринятое в генераторе электрического тока, при внесении в топку котла, камеры сгорания или при расширении охлаждающего газа в турбодетандере, и улучшается охлаждение тепловыделяющих элементов конструкции генератора электрического тока.

1. Генератор электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения, состоящий из корпуса статора, ротора, статора, отличающийся тем, что внутри корпуса статора на концах пакета стали статора установлены непроницаемые для газа перегородки, между которыми размещены перегородки с отверстиями, на внешней поверхности корпуса статора установлен коллектор отвода газа, а на его концах установлены коллекторы подачи газа.

2. Генератор электрического тока с разомкнутой системой газового охлаждения по п.1, отличающийся тем, что дополнительно внутри корпуса статора на концах вала ротора установлены вентиляторы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к индукторным генераторам. .

Изобретение относится к судовым электрическим движителям. .

Изобретение относится к области электротехники. .

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин.

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей эксплуатации электрических машин, в частности снижения влагосодержания газа, используемого для охлаждения турбогенераторов или их консервации в период длительного простоя или останова.

Изобретение относится к областям электротехники, электроэнергетики и электромашиностроения, в частности к генераторам с водородным охлаждением, и предназначено для улучшения эксплуатационных характеристик турбогенератора, повышения их КПД и безопасности на электростанциях.

Изобретение относится к электротехнике. .

Изобретение относится к электромашиностроению . .

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам постоянного тока с аксиальной вентиляцией. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин.

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин.

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска.

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4.

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия. .

Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей статора электрической машины. .

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и других, нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх