Система вентиляции электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей статора электрической машины. Существо изобретения заключается в том что система вентиляции содержит установленный в корпусе 1 сердечник статора 2 с обмоткой 3, в радиальных вентиляционных щелях 4 которого со стороны зазора 5 закреплена кольцевая перегородка 7. В щелях 4 установлены радиальные дистанционные распорки 8 и тангенциальные дистанционные распорки 9, в совокупности образующие в зоне каждого зубца пару U-образных каналов 10, сообщающихся с периферией сердечника 2. В пространстве между сердечником 2 и корпусом 1 установлены продольные ребра 11, между которыми образованы камеры 12 для подачи газа в каналы 10 и камеры 13 для выпуска газа из каналов 10. Вместо перегородок 7 со стороны зазора 5 на поверхности расточки сердечника 2 может быть установлено стеклотекстолитовое кольцо 14. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам охлаждения электрических машин, преимущественно турбогенераторов.

Известна многоструйная система вентиляции электрической машины, в которой сердечник статора с радиальными вентиляционными щелями имеет продольное секционирование на зоны впуска охлаждающего газа в зазор и зоны выпуска газа из зазора [1] Недостаток этой системы вентиляции состоит в том, что через радиальные вентиляционные щели сердечника статора пропускается газ, подогретый в зазоре механическими потерями и потерями в роторе, в результате чего повышается температура активных частей статора.

Известна также радиально-тангенциальная система вентиляции электрической машины, в которой в радиальных целях сердечника статора в области ярма с помощью направляющих образованы U-образные каналы для циркуляции охлаждающего газа, сообщающиеся с периферией сердечника [2] Эта система выгодно отличается от первой тем, что U-образные каналы не сообщаются с зазором и в них поступает холодный воздух непосредственно из охладителей, что способствует снижению температуры активных частей статора; однако эффективность U-образных каналов недостаточно высока, т.к. они удалены от обмотки и зубцов, являющихся наиболее напряженными в тепловом отношении активными элементами машины.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения активных частей статора электрической машины.

Поставленная цель достигается за счет того, что в системе вентиляции электрической машины, содержащей сердечник статора, снабженный уложенной в пазы обмоткой, внутренней расточкой с установленным в ней с зазором ротором, радиальными щелями, в которых с помощью направляющих образованы U-образные каналы для циркуляции охлаждающего газа, сообщающиеся с периферией сердечника, U-образные каналы в пределах радиальной щели выполнены в количестве, кратном числу пазов сердечника, и размещены между указанными пазами, причем со стороны зазора направляющие U-образных каналов могут быть выполнены в виде перегородок, закрепленных в радиальных щелях заподлицо с расточкой или в виде немагнитного кольца, закрепленного на поверхности расточки.

Благодаря тому, что U-образные каналы с циркулирующим в них холодным газом вынесены непосредственно в зубцово-пазовую зону, удается существенно снизить температуру активных частей в указанной зоне, а установкой со стороны расточки перегородок или немагнитного кольца удается эффективно отделить нагретый в зазоре газ от газа, циркулирующего в U-образных каналах.

На фиг. 1 показан фрагмент продольного сечения электрической машины, вариант с установленными в радиальных щелях со стороны зазора перегородками; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 фрагмент продольного сечения электрической машины, вариант с установленным со стороны зазора немагнитным кольцом.

Сущность изобретения поясняется на примере двух исполнений системы вентиляции электрической машины, отличающихся друг от друга конструкцией направляющих U-образных каналов со стороны зазора. Согласно первому исполнению (фиг. 1) система вентиляции электрической машины содержит установленный в корпусе 1 сердечник статора 2 с уложенной в пазы обмоткой 3, в радиальных вентиляционных щелях 4 которого со стороны зазора 5, отделяющего сердечник 2 от размещенного в его расточке ротора 6, закреплена кольцевая перегородка 7, выполненная, например, в виде слоя замазки, уложенной заподлицо с расточкой на тонкую кольцевую стеклотекстолитовую прокладку. В щелях 4 установлены (фиг. 2) радиальные дистанционные распорки 8 и тангенциальные дистанционные распорки 9, в совокупности образующие в зоне каждого зубца пару U-образных каналов 10, сообщающихся с периферией сердечника 2. Кольцевая перегородка 7 вместе с тангенциальными распорками 9 выполняют функцию направляющей U-образных каналов и исключает попадание в каналы горячего газа из зазора 5. В пространстве между сердечником статора 2 и корпусом 1 установлены ориентированные вдоль продольной оси машины ребра 11, между которыми образованы камеры 12 для подачи газа в каналы 10 и камеры 13 для выпуска газа из каналов 10.

Второе исполнение системы вентиляции электрической машины (фиг. 3) аналогично первому исполнению и отличается от него отсутствием перегородок 7, вместо которых со стороны зазора 5 на поверхности расточки сердечника 2 установлено стеклотекстолитовое кольцо 14.

Под напором вентилирующих элементов (не показаны) охлаждающий газ через камеры 12 поступает (согласно направлению стрелок на фиг. 2) в каналы 10, двигается к зубцово-пазовой зоне и далее выбрасывается в камеры 13. Благодаря подводу холодного газа непосредственно в зубцово-пазовую зону и исключению попадания в эту зону подогретого в зазоре газа, температура активных частей статора существенно снижается.

Наибольшая технико-экономическая эффективность предложенного технического решения, состоящая в увеличении предельной единичной мощности электрической машины, достигается при использовании воздушной охлаждающей среды, так как худшие, по сравнению с водородом, теплоотводящие свойства воздуха усложняют проблему отведения тепловых потерь от активных частей статора.

Формула изобретения

1. Система вентиляции электрической машины, содержащая сердечник статора, снабженный уложенной в пазы обмоткой, внутренней расточкой с установленным в ней с зазором ротором, радиальными щелями, в которых с помощью направляющих образованы U-образные каналы для циркуляции охлаждающего газа, сообщающиеся с периферией сердечника, отличающаяся тем, что U-образные каналы в пределах радиальной щели выполнены в количестве, кратном числу пазов сердечника, и размещены между указанными пазами.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что со стороны зазора направляющие U-образных каналов выполнены в виде перегородок, закрепленных в радиальных щелях заподлицо с расточкой.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что со стороны зазора направляющие U-образных каналов выполнены в виде немагнитного кольца, закрепленного на поверхности расточки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей статора электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и конструкции машин с форсированным охлаждением и позволяет снизить потери на вентиляцию ротора, повысить коэффициент полезного действия

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно, к конструкции электрических машин с формированным газовым охлаждением, например турбогенераторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к способу диагностики технического состояния обмотки электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции закрытых электрических машин с полым ротором и независимой вентиляцией

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх