Контактная головка токоприемника

Изобретение относится к области электрического транспорта и направлено на усовершенствование токоприемников транспортных средств. Для осуществления подвижного электрического соединения между контактными проводами и электрическим оборудованием троллейбуса контактная головка токоприемника содержит корпус с шаровой опорой, на внутренней стороне которой размещен укороченный вертикальный стержень с отверстием для шплинта, фиксирующий корончатую гайку, опирающуюся на сферическую шайбу. Сферический выступ вкладыша выполнен в виде полого усеченного шарового сегмента с пазом, в котором расположен сухарь, размещенный на стержне. На вкладыше расположена контактная вставка с желобом для контактного провода, закрепленная по бокам щеками. Диаметр упомянутого усеченного шарового сегмента в плоскости сечения равен соответствующему размеру вкладыша в его длине. Технический результат заключается в повышении срока работы, упрощении условий эксплуатации, уменьшении веса и исключении зацепов за оттяжки троллеи. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств и предназначено для осуществления подвижного электрического соединения между контактными проводами и электрическим оборудованием троллейбуса.

Известна аналогичная контактная головка токоприемника, содержащая корпус, вертикальный стержень с шаровой опорой, на которой установлен вкладыш, на котором расположена контактная вставка с желобом для контактного провода, закрепленная по бокам щеками, выполненными Т-образными, а корпус с пазами на боковых сторонах, в которых установлена стойка щек, причем щеки соединены с корпусом замком, выполненным в виде установленного перпендикулярно продольной оси корпуса стержня с упором на концах, взаимодействующим со стойками (см. а.с. 931512, В60L 5/08).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве мал размер площади сферической опоры. Что сокращает срок эксплуатации контактной головки.

Известна аналогичная контактная головка токоприемника, содержащая корпус с вертикальными щеками, выполненными со скосами для наведения головки на контактный провод и расположенный в корпусе держатель несущий контактную вставку, причем скосы на каждой щеке образованы гранями трехгранной пирамиды, высота которой лежит в плоскости внешней стенки щеки от ее верхней кромки до контактной вставки (см. а.с. 694406, В60L 5/08).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве мал размер площади сферической опоры. Что сокращает срок эксплуатации контактной головки.

Известна аналогичная контактная головка токоприемника, содержащая корпус, вертикальный стержень с шаровой опорой, на которой шарнирно установлен держатель, скрепленный винтами с вкладышем, на котором расположена контактная вставка с желобом для контактного провода, закрепленная по бокам щеками (см. книгу Л.Я.Коган, Е.Е.Корягина, И.А.Белостоцкий "Устройство и эксплуатация троллейбуса", издательство "Высшая школа", 1978 г., с. 156, рисунок 98, головка ГТ-14А токоприемника типа РТ-6И).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве мал размер площади сферической опоры. Что сокращает срок эксплуатации контактной головки.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является контактная головка токоприемника, содержащая корпус, вертикальный стержень с шаровой опорой, на которой шарнирно установлен держатель, скрепленный винтами с вкладышем, на котором расположена контактная вставка с желобом для контактного провода, закрепленная по бокам щеками, причем вкладыш снабжен выступами, входящими в пазы щек, каждая из которых прикреплена к вкладышу двумя винтами, а диаметр шаровой опоры, расположенной на вертикальном стержне, равен соответствующему размеру вкладыша в средней части (см. RU 2264929, В60L 5/08), принято за прототип.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что в известном устройстве мал размер площади сферической опоры. Что сокращает срок эксплуатации контактной головки.

Происходит это из-за того, что сферический выступ вкладыша мал по своим размерам и выполнен цельным.

Технический результат - увеличение срока непрерывной эксплуатации.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве контактной головки токоприемника, содержащей корпус, стержень с шаровой опорой на одном конце и элементом для крепления на другом, вкладыш со сферическим выступом, над которым расположена контактная вставка с желобом для контактного провода, закрепленная по бокам щеками.

Особенность заключается в том, что сферический выступ вкладыша выполнен в виде усеченного шарового сегмента с пазом, взаимодействующим с вертикальным стержнем, размещенным со стороны вогнутой поверхности шаровой опоры, прикрепленной к корпусу.

Особенность заключается в том, что элемент для крепления выполнен в виде резьбовой гайки со средством стопорения.

Особенность заключается в том, что опорная поверхность резьбовой гайки выполнена сферической.

Особенность заключается в том, что между элементом для крепления и внутренней поверхностью усеченного шарового сегмента размещена сферическая шайба.

Особенность заключается в том, что гайка выполнена корончатой, а средство стопорения в виде шплинта, размещенного в отверстии на конце вертикального стержня.

Особенность заключается в том, что взаимодействие вертикального стержня с пазом осуществляется через сухарь.

Особенность заключается в том, что усеченный шаровой сегмент снабжен крышкой с фиксирующим элементом, взаимодействующим с нижней поверхностью вкладыша.

При исследовании отличительных признаков описываемой контактной головки не выявлено, каких-либо аналогичных, известных решений, позволяющих увеличить срок непрерывной эксплуатации, что показывает наличие причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков, перечисленных выше, из формулы изобретения, и вышеизложенным техническим результатом. Тем самым доказывается существенность признаков формулы изобретения.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, и выявлении источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявитель не обнаружил аналог, характеризующийся признаками, тождественными (идентичными) всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности существенных признаков аналога, позволил выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном устройстве, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "новизна".

Для проверки соответствия заявленного изобретения условию "изобретательский уровень" заявитель провел дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными от прототипа признаками заявленного устройства. Результаты поиска показали, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения преобразований на достижение технического результата, в частности, заявленным изобретением не предусматриваются следующие преобразования:

- создания средства, состоящего из известных частей, выбор которых и связь между которыми осуществлены на основании известных правил, рекомендаций, и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами частей этого средства и связей между ними.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует уровню "изобретательский уровень".

На фиг.1 изображена контактная головка токоприемника в разрезе. На фиг.2 показано сечение по А-А. На фиг.3 - сечение по Б-Б.

На чертеже изображена контактная головка токоприемника, содержащая корпус 1, вертикальный стержень 2 с шаровой опорой 3, на одном конце и элементом для крепления 4 на другом, вкладыш 5 со сферическим выступом 6, над которым расположена контактная вставка 7 с желобом 8 для контактного провода, закрепленная по бокам щеками 9, каждая из которых снабжена двумя отверстиями и прикреплена к вкладышу двумя винтами 10, причем сферический выступ вкладыша 5 выполнен в виде усеченного шарового сегмента 6 с пазом 11, взаимодействующим с вертикальным стержнем 2, размещенным со стороны вогнутой поверхности шаровой опоры 3, выполненной за единое целое с корпусом 1. Сферическая шайба 12 размещена под элементом для крепления 4, выполненным в виде корончатой гайки со средством стопорения в виде шплинта 13. Сухарь 14 расположен в пазу 11 усеченного шарового сегмента 6, верхняя часть которого прикрыта крышкой 15 с фиксирующим элементом 16, взаимодействующим с нижней поверхностью вкладыша 5.

Устройство работает следующим образом. Сферические поверхности сопряженных деталей головки, зазор между ними и продольный паз 12 под вертикальный стержень 2, размещенный со стороны вогнутой поверхности шаровой опоры 3, дают возможность верхней части контактной головки поворачиваться вокруг вертикального стержня 2 и наклоняться в вертикальной плоскости в продольном направлении в обе стороны от горизонтали на необходимый угол.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, предназначено для использования в электротехнической промышленности и относится к токоприемникам транспортных средств, а именно для осуществления подвижного электрического соединения между контактными проводами и электрическим оборудованием троллейбуса;

- для заявленного устройства в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте изложенной формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью описанных в заявке или известных до даты приоритета средств и методов;

- средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Преимущество изобретения состоит в том, что увеличивается срок непрерывной эксплуатации, так как сферический выступ вкладыша выполнен в виде усеченного шарового сегмента с пазом, взаимодействующим с вертикальным стержнем, размещенным со стороны вогнутой поверхности шаровой опоры, выполненной за единое целое с корпусом. Это позволяет увеличить радиус (R) шара с 30 мм до 60 мм и увеличить диаметр (Д) контактной поверхности шаровой опоры с 42 мм до 108 мм. Возможно и дальнейшее увеличение радиуса и диаметра, если увеличить длину вкладыша. В результате резко увеличивается площадь контактной поверхности.

Упрощается технология изготовления. Корпус головки с элементом крепления к штанге и шаровой опорой выполнен штамповкой из одной заготовки.

Снижается вес контактной головки.

Улучшается режим смазки, появилось много свободного места внутри усеченного шарового сегмента, а чашеобразная форма способствует удержанию масла, что, в свою очередь, способствует увеличению срока непрерывной эксплуатации.

Упрощается регулировка зазора между шаровой опорой и подвижной частью головки, простым поворотом корончатой гайки с последующим стопорением шплинтом. В результате исключаются регулировочные прокладки.

Наличие сухаря на вертикальном стержне уменьшает износ последнего и внутренней поверхности паза, что способствует увеличению срока непрерывной эксплуатации.

Исключается возможность зацепления оттяжек троллей за головку.

При всех этих изменениях центр вращения подвижной части головки остался на прежнем месте, в районе графитовой вставки.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "промышленная применимость".

1. Контактная головка токоприемника, содержащая корпус, вертикальный стержень с шаровой опорой на одном конце и элементом для крепления на другом, вкладыш со сферическим выступом, над которым расположена контактная вставка с желобом для контактного провода, закрепленная по бокам щеками, отличающаяся тем, что сферический выступ вкладыша выполнен в виде усеченного шарового сегмента с пазом, взаимодействующим с вертикальным стержнем, размещенным со стороны вогнутой поверхности шаровой опоры корпуса.

2. Контактная головка токоприемника по п.1, отличающаяся тем, что элемент для крепления выполнен в виде резьбовой гайки со средством стопорения.

3. Контактная головка токоприемника по п.2, отличающаяся тем, что опорная поверхность резьбовой гайки выполнена сферической.

4. Контактная головка токоприемника по п.1, отличающаяся тем, что между элементом для крепления и внутренней поверхностью усеченного шарового сегмента размещена сферическая шайба.

5. Контактная головка токоприемника по п.2, отличающаяся тем, что гайка выполнена корончатой, а средство стопорения - в виде шплинта, размещенного в отверстии на конце вертикального стержня.

6. Контактная головка токоприемника по п.1, отличающаяся тем, что взаимодействие вертикального стержня с пазом осуществляется через сухарь.

7. Контактная головка токоприемника по п.1, отличающаяся тем, что усеченный шаровой сегмент снабжен крышкой с фиксирующим элементом, взаимодействующим с нижней поверхностью вкладыша.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для передачи электрического тока от источника питания к электропотребляющим механизмам. .

Изобретение относится к токоприемникам для городских безрельсовых транспортных средств с электротягой. .
Изобретение относится к способам изготовления устройств для контактного токосъема и может использоваться в электротехнике для изготовления контактных вставок для железнодорожного транспорта и городского электротранспорта.

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств с электротягой. .

Изобретение относится к устройствам для скользящего токосъема и предназначено для использования на городском электрическом транспорте. .

Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в качестве токосъемного элемента, например, на трамваях или электровозах. .

Изобретение относится к области изготовления устройств для скользящего токосъема, которые могут быть использованы для городского электротранспорта, скоростных электрокар, пластин пантографов и др.

Изобретение относится к электрическому транспорту, в частности к устройствам для токосъема на электрическом транспорте. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токосъемным устройствам для наземного электроподвижного транспорта. .

Изобретение относится к электрическому оборудованию транспортных средств, в частности токосъемникам

Изобретение относится к устройствам передачи электроэнергии к безрельсовым транспортным средствам, в частности троллейбусам

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к конструкциям и способам изготовления порошковых контактных пластин
Изобретение относится к электротехнике, в частности к контактным пластинам полозов токоприемников электроподвижного состава железных дорог, городского и промышленного транспорта

Изобретение относится к области электротранспорта и направлено на уменьшение износа контактной пары - контактный провод и токосъемный элемент токоприемника электроподвижного состава

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к прессованию фасонных изделий, преимущественно контактных вставок троллейбусов, из углеродных материалов. Перед одновременным прессованием центральной части в виде желоба и ее профильных торцовых частей проводят отдельное прессование центральной и торцовых ее частей с выдержками под давлением полуфабрикатов прессовок. Окончательное прессование всех частей вставки проводят при удельном давлении 45-55 МПа и скорости прессования 35-40 мм/с. Обеспечивается повышение плотности и прочности на сжатие материала контактных вставок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению контактных вставок токоприемников троллейбусов. Порошковую композицию на основе углерода выдавливают из контейнера пресса через мундштук с формованием профильной рабочей поверхности вставки и последующим делением полученного полуфабриката на отдельные заготовки. Полуфабрикат выдавливают в виде двух обращенных друг к другу своими подошвами заготовок вставок с противолежащими профильными поверхностями, при этом порошковую композицию разделяют рассекателем вдоль оси выдавливания на две заготовки вставок. После выхода из мундштука профильные поверхности заготовок калибруют в четырехвалковом калибре, образованном двумя гладкими и двумя приводными калиброванными противолежащими валками, с обжатием, равным 5-10%. Повышается качество получаемых вставок путем устранения изгиба по длине и повышения плотности и прочности их рабочей профильной поверхности. 2 ил.
Изобретение относится к изделиям скользящего контактного токосъема, в частности к токосъемным вставкам для железнодорожного и городского электротранспорта и технологии ее получения. Токосъемная вставка токоприемника электротранспортного средства включает основание и контактную поверхность и выполнена из композиционного материала, содержащего следующие компоненты, мас.%: графит 12,0-60,0, кокс 10,0-50,0, железный порошок 2,0-5,0, коксовый остаток - остальное. Также раскрывается способ изготовления данного материала, предусматривающий смешение всех компонентов, получение заготовки, карбонизующий обжиг заготовки, ее последующую пропитку, повторный карбонизующий обжиг и механическую обработку заготовки с получением вставки. Техническим результатом является снижение удельного электрического сопротивления до значений 10-11 мкОм/м и менее; снижение интенсивности изнашивания при повышенных токах и повышенных скоростях движения, что позволит использовать данную токосъемную вставку для электрифицированного транспорта с повышенными скоростями движения. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению скользящих контактов. Может использоваться в электротехнике, в узлах токосъема, в частности щеток электромашин и контактных вставок железнодорожного и городского транспорта. Порошковую композицию из графита, смолы и добавок измельчают и смешивают при температуре на 25÷35°C ниже температуры плавления смолы в течение 20÷30 минут, затем прессуют. Обеспечивается повышение прочности и электропроводности.
Изобретение относится к изготовлению графитопластовых изделий. Способ включает подачу порошковой графитопластовой композиции в предварительно нагретую до 100÷120°C пресс-форму, выдержку в течение 3÷4,5 мин с нагревом пресс-формы до 185÷190°C и прессование со скоростью пуансона 45÷48 мм/с. Обеспечивается увеличение плотности изделий.
Наверх