Способ демпфирования инерциальной системы

Изобретение относится к средствам обеспечения навигации движущихся объектов. Способ демпфирования инерциальной системы заключается в выделении сигналов обобщенных координат инерциальной системы или ее модели при аналитическом решении задачи ориентации, формировании демпфирующих сигналов, использовании этих сигналов в сигналах управления гироскопом или его модели, демпфировании инерциальной системы, при этом выделение обобщенных координат осуществляют автономно путем сравнения одноименной информации, вырабатываемой инерциальной системой с линейной коррекцией или ее моделью. Технический результат: демпфирование инерциальных систем без использования информации от внешних источников. 1 ил.

 

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов.

Известен способ демпфирования инерциальной системы [1], включающий выделение сигналов обобщенных координат инерциальной системы или ее модели при аналитическом решении задачи ориентации, формирование демпфирующих сигналов, использование этих сигналов в сигналах управления гироскопом или его модели, демпфирование инерциальной системы.

Недостатком известного способа является необходимость привлечения информации от внешних источников выделения сигналов обобщенных координат.

Целью изобретения является автономное демпфирование инерциальной системы.

Технический эффект достигается тем, что выделение обобщенных координат осуществляют автономно путем сравнения одноименной информации, вырабатываемой инерциальной системой с линейной коррекцией или ее моделью.

В качестве примера рассмотрим инерциальную систему с линейной коррекцией с двумя идентичными гироплатформами в карданных подвесах, у которых скоростная девиация α связана со значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости для одной гироплатформы зависимостью а для другой гироплатформы зависимостью ,

где n - параметр системы;

ω0 - частота Шулера.

На чертеже представлена структурная схема системы с одной гироплатформой, где приняты следующие обозначения:

1 - гироплатформа в карданном подвесе, наружная ось которого перпендикулярна плоскости основания;

2 - блок управления гироплатформой и выработки навигационных параметров;

3 - блок управления двигателями стабилизации;

4 - трехстепенной гироскоп;

5, 6 - датчики момента гироскопа;

7, 8 - датчики углов гироскопа;

9, 10, 11 - акселерометры;

12, 13, 14 - двигатели стабилизации;

15 - датчик курса объекта;

16 - стабилизированная в плоскости горизонта платформа инерциальной системы, например, с интегральной коррекцией (ИС);

17, 18 - датчики углов карданного подвеса.

Система содержит гироплатформу 1, блок управления гироплатформой и выработки навигационных параметров 2, на гироплатформе 1 расположен трехстепенной гироскоп 4 с датчиками моментов 5, 6 и датчиками углов 7, 8, акселерометры 9, 10 и 11, оси чувствительности которых ортогональны, выходы акселерометров 9, 10, 11 соединены с блоком управления гироплатформой и выработки выходных параметров 2, выходы которого соединены с датчиками момента гироскопа 5, 6, входы блока управления двигателями стабилизации 3 соединены с выходами датчиков углов 7, 8 гироскопа 4, выходы блока управления двигателями стабилизации 3 соединены с соответствующими двигателями стабилизации. Гироскопическая навигационная система функционирует следующим образом. Гироплатформа 1 с помощью двигателей стабилизации по сигналам рассогласования датчиков углов гироскопа 7, 8 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 4. Кожух гироскопа 4 вместе с гироплатформой 1 приводится в положение, наклоненное по отношению к плоскости горизонта на заданный угол скоростной девиации, и удерживается в этом положении с помощью моментов, накладываемых через датчики момента гироскопа 5, 6 по сигналам, специально вырабатываемым в блоке управления гироплатформой 2. Двигатель 12 может работать как следящий двигатель по соответствующим сигналам, вырабатываемым самой инерциальной системой с линейной коррекцией или по сигналу инерциальной системы с интегральной коррекцией 16 или по сигналу от внешних курсоуказателей.

За исходную систему координат примем сопровождающий трехгранник Дарбу E0N0ζ0. Ось ON0 направлена по компасному меридиану на север. Ось Oζ0 - по вертикали вверх. Тогда проекции абсолютной угловой скорости трехгранника E0N0ζ0 на его оси будут 0; ; r.

Проекции ускорения вершины трехгранника E0N0ζ0 на его оси суть - ; -rV; g, где g - ускорение силы тяжести.

С гироплатформами свяжем правые системы координат E1N1ζ1 и E2N2ζ2. Системы координат E1N1ζ1 и E2N2ζ2 получим из системы координат E0N0ζ0 последовательными поворотами:

1) вокруг оси ОЕ0 на углы α1 и α2 соответственно,

2) вокруг осей ON1 и ON2 на углы β1 и β2 соответственно,

3) дополнительно системы координат E1N1ζ1 и E2N2ζ2 поворачиваются вокруг осей Oζ1 и Oζ2 соответственно на углы ΔK1cosα1 и ΔK2cosα2. Проекции абсолютной угловой скорости трехгранников E1N1ζ1 и E2N2ζ2 на их оси будут:

где Δp1; Δp2; Δq1; Δq2 - дрейфы гироскопов.

Проекции кажущегося ускорения вершины трехгранников E1N1ζ1 и E2N2ζ2 на их оси будут:

где ΔWE1; ΔWN1; ΔWζ1; ΔWE2; ΔWN2; ΔWζ2 - погрешности соответствующих акселерометров.

Для выполнения условий

и

выражения для управляющих сигналов гироскопов 1 и 2 определим следующие:

где

Тогда уравнения движения (функционирования) двух гиромаятников будут:

Введем обозначения

где ; ; ; - обобщенные координаты системы;

- характеризует погрешность выработки

- характеризуют погрешность выработки гироплатформами плоскости горизонта;

- характеризует ошибку выработки компасного курса

- наблюдаемая обобщенная координата.

В бесплатформенном варианте ИНС при аналитическом решении задачи ориентации замер (β21), так же как и замер (α21), обеспечивается путем оценки отклонения приборной вертикали каждой модели гироплатформы инерциальной системы с линейной коррекцией от направления геоцентрической вертикали инерциальной системы с интегральной коррекцией 16 в виде углов β и α.

Можно показать, что по оценкам углов β2 и β1, а также по показаниям акселерометров WE1; WE2 и WEис возможно обеспечить замер наблюдаемых обобщенных координат и βис, где βис - ошибка стабилизации гирогоризонта инерциальной системы с интегральной коррекцией, WEис - показание соответствующего акселерометра инерциальной системы с интегральной коррекцией.

Инерциальная система с линейной коррекцией может состоять из гироплатформ в трехосном или в двухосном карданных подвесах. В последнем случае β21=0.

Можно показать, что, формируя сигналы управления гироскопом, используя при этом только одну наблюдаемую координату представляется возможным автономно задемпфировать свободные колебания инерциальной системы.

Уравнения свободных колебаний инерциальной системы с линейной коррекцией в этом случае могут иметь вид:

где

- наблюдаемая обобщенная координата, определяемая как разность показаний датчиков курсов 15 B2-B1. Сигналы обеспечивают демпфирование колебаний инерциальной системы. p1; p2; p3; p4 - передаточные функции.

Из уравнений свободных колебаний следует, что инерциальная система демпфируется как с линейной, так, следовательно, и с интегральной коррекцией. Кроме этого следует, что может быть изменена направляющая сила по координате

Источник информации

1. В.Д.Андреев. Теория инерциальной навигации. Наука 1967.

Способ демпфирования инерциальной системы, включающий выделение сигналов обобщенных координат инерциальной системы или ее модели при аналитическом решении задачи ориентации, формирование демпфирующих сигналов, использование этих сигналов в сигналах управления гироскопом или его модели, демпфирование инерциальной системы, отличающийся тем, что выделение обобщенных координат осуществляют автономно путем сравнения одноименной информации, вырабатываемой инерциальной системой с линейной коррекцией или ее моделью.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обеспечения навигации воздушных платформ, используемых для формирования беспроводных сетей передачи информации по линии прямой видимости в заданной географической области, Изобретение направлено на повышение надежности навигации воздушных платформ за счет упрощения аппаратурной реализации технического решения.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при создании спутниковых систем позиционирования объектов на земной поверхности. .

Изобретение относится к области определения пилотажно-навигационных параметров ЛА. .

Изобретение относится к приборам ориентации и навигации подвижных объектов. .

Изобретение относится к области навигации, а именно к области бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС), и может быть использовано при модернизации бортового оборудования (БО) беспилотных летательных аппаратов, имеющих в своем составе свободные гироскопы (ГС).

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов. .

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в системах навигации, топопривязки и ориентирования наземных подвижных объектов. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения угловых координат Солнца в системе координат космического аппарата. .

Изобретение относится к системам навигации и предназначено для регистрации проезда, по меньшей мере, одного платного участка дороги, по меньшей мере, одним транспортным средством с помощью системы определения положения, которая предназначена для регистрации текущего положения упомянутого транспортного средства

Изобретение относится к области ручного управления подвижными объектами, в частности управления движением судов различного водоизмещения и назначения по узким участкам фарватеров

Изобретение относится к бортовой системе управления космическими аппаратами (КА) для автономной оценки орбиты и ориентации корпуса КА

Изобретение относится к космонавтике и, в частности, к системам астрокоррекции азимута пуска ракет-носителей

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в навигации для определения угловых положений автоматических подводных, надводных и летательных аппаратов, в нефтепромысловой геофизике для определения углового положения буровой скважины

Изобретение относится к области технических средств спутниковой, инерциальной навигации и гиростабилизации для морских объектов

Изобретение относится к области астрономических и астрофизических исследований

Изобретение относится к области внутритрубных инспектирующих снарядов, предназначенных для автономного определения геодезических координат трассы подземных газо- и нефтепроводов

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для проверки пространственного положения магистральных трубопроводов большой протяженности и привязки их продольной оси к топографическим или географическим картам

Изобретение относится к области гироскопических систем и может быть использовано для определения азимута, например в высокоточных системах различного назначения
Наверх